9 мин.

Рикки Рубио - баст или теневая звезда

Рикки Рубио – это классический пример того, почему европейские баскетболисты, особенно защитники, с трудом закрепляются в НБА. И он же – неклассический пример того, что этот условный стереотип можно преодолеть.

Кто мог подумать, что жизнерадостный юноша, выдавший знаменитое не только в России “, Alexey, change this face! Be happy!”, станет бородатым дядей, утверждающим, что хочет играть важную роль в команде НБА.

На Чемпионате Европы до 16 лет Рубио собрал квадрупл-дабл, а в финале набрал 51 очко (а еще 24 подбора, 12 передач и 7 перехватов). Правда, уже тогда у него отмечали проблемы с броском, но считалось, что он компенсирует это своей «магией»: видением площадки, скоростью принятия решений, чтением и пониманием игры. В 14 лет он дебютировал в Чемпионате Испании, а в 16 уже был лидером лиги по перехватам. В 17 стал самым молодым участником олимпийского финала, причем отыграл в знаменитом противостоянии с американцами больше всех (29 минут) – больше своих именитых партнеров (братьев Газолей, Наварро и т.д) и больше ЛеБрона, Коби, Уэйда, Пола и Боша.

С такой предысторией его приход в НБА был предопределен. Драфт, правда, тоже подобрался располагающий: только Блейк Гриффин очевидно уходил первым номером. Рубио выбрала Миннесота, но он еще два года отыграл в Барселоне. Пожалуй, он был самым ожидаемым европейцем в НБА до Луки Дончича. Были еще молодые Веселы в 2011 и Шарич в 2014, но в том числе из-за меньшего международного опыта о них говорили меньше. Тот же Дончич до драфта выиграл Чемпионат Европы, и, хотя, в США к нему интерес не высок, но повышается. Об этом хотя бы знают, а вот в 2007 году Виктор Хряпа признался, что его партнеры даже не знали, что он играл в каком-то турнире летом.

Не будем отдаваться фантазии и размышлять, как бы сложились обстоятельства, если бы генеральный менеджер Миннесоты Дэвид Кан послушал Дэйва Вола и взял под шестым номером на драфте в пару к Рикки Рубио не Джонни Флинна, а Стефена Карри…

Рубио и Карри во время Драфта

Итак. Все два года ждали волшебника с детским лицом.

И он оправдал ожидания! Сейчас кому-то может быть сложно поверить, но он получил звание лучшего новичка Западной Конференции за первый месяц сезона. А по итогам голосования за лучшего новичка года уступил только Кайри Ирвингу при том, что 9 марта порвал крестообразные связки и пропустил остаток сезона. Болельщики Миннесоты были от него в восторге: сравнивали с Питом Маравичем и Стивом Нэшем, в интернете появилось множество нарезок с его лучшими передачами, он регулярно попадал в десятку лучших моментов дня в НБА. Более того, до травмы Рубио Миннесота шла восьмой в западной конференции и реально претендовала на попадание в плей-офф. Американских аналитиков беспокоило только одно: игрок с хорошим процентом с линии и хорошей формой броска не попадает с игры, они были убеждены, что со временем это исправится. Не скажу, что они были правы.

Перед вторым сезоном Рубио Миннесота обрела множество поклонников в России, подписав контракты с Андреем Кириленко и Алексеем Шведом. И несмотря на травму, которую в межсезонье получил Кевин Лав, Миннесота до января шла с положительным балансом побед и поражений. В январе Лав повторно сломал ту же руку… Суммарно несмотря на множество травм и напряженные отношения в команде (об этом ниже) в Миннесоте была позитивная атмосфера, потому что впервые после обмена Кевина Гарнетта команда одержала больше 30 побед за сезон.

Напряжение в коллективе создавал Дэвид Кан, генеральный менеджер не мог выбрать, кого же он хочет видеть главной звездой команды: Рубио или Лава. Последнему он не дал пятилетний максимальный контракт, которого все ожидали. Да и другие менеджерские решения еще со времен драфта вызывали вопросы у игроков и фанатов.

Третий сезон Рубио (уже без Кана) – это, по сути, наиболее объективное отражение его карьеры в Миннесоте. Это – первый и пока единственный сезон, в котором он провел все 82 игры. Он сделал несколько трипл-даблов, повторил рекорд Миннесоты по количеству передач за игру (17) и установил новый рекорд по количеству перехватов за сезон (191). Однако команда, одержав уже 40 побед, стала только десятой на Западе и объективно не боролась за плей-офф. И это был последний сезон Кевина Лава в Миннесоте. То же касается и главного тренера – Рика Адельмана.

В следующем сезоне Рубио из-за травм провел всего 22 игры, а Миннесота стала худшей командой лиги с 22 победами. Звание новичка года для Эндрю Уиггинса как и повторение успеха для Карла-Энтони Таунса через год можно считать слабым утешением.

Еще через год Миннесота попала-таки в плейофф, но уже без Рубио, который в прощальном сезоне установил новый рекорд Миннесоты: 19 передач за игру.

В карьере Рубио назрел тот самый «европейский» вопрос. Он уступает в физике большинству оппонентов, его игра не дает результат, в нем начинают разочаровываться фанаты, команда не поддерживает и ищет варианты обмена. Причины неудач в Миннесоте можно искать в чем угодно: принстонское нападение Адельмана, которое не предполагает разыгрывающего без броска, ошибки Дэвида Кана, уход Кириленко в Бруклин и обмен Шведа. Но это неважно. Карьера Рубио в Миннесоте – это яркое начало, десяток выдающихся передач, несколько статистических рекордов и много, очень много поражений. Многие европейские игроки, не видя для себя места в лиге, уезжают обратно в Европу, даже если получают новые предложения. И хотя в последнее время количество европейцев и их роли в командах НБА заметно выросли, не так много из них надолго задерживаются в НБА и еще меньше получают достойные контракты.

Юта.

30 июня 2017 года некогда надежду Миннесоты обменяли в Юту за драфт пик первого раунда…

Именно в Юте начинается интересная часть истории Рикки Рубио, несмотря на то что он относительно сложно адаптировался к новым условиям. Тренер Куин Снайдер построил в «Джаз» систему, в которой разыгрывающий влияет на течение игры в меньшей степени, чем привык Рубио, и ему пришлось перестраиваться. Самая важная установка Снайдера – больше бросков для Рубио. Отсюда два резких изменения в игре. Первое – в Миннесоте по показателю Assist percentage (отношение его результативных передач к общему количеству забитых партнерами бросков) он был на уровне Мэджика Джонсона (около 40%) и входил в десятку в истории, в Юте показатель упал до 30%. Второе – он стал проводить немного меньше времени на паркете, но совершал в среднем на 2 броска больше за игру. Снайдер обязал Рубио «смотреть на кольцо». И он заметно прибавил в реализации трехочковых бросков, поднял средний процент попаданий с игры. Однако успешные бросковые отрезки чередовались с «засухой», и иногда защитники соперника буквально провоцировали его на бросок.

Еще один аспект игры, который иногда считается слабым местом Рубио – это защита. Но тут все сложнее. В Испании в одном из сезонов Рубио получил звание лучшего по игре в защите. Во многом за свое умение читать игру и совершать перехваты, которое он привез и в НБА: в Миннесоте он стабильно был среди лидеров лиги по этому показателю. В Юте ему пришлось научиться командной защите. Он стал более спокойным, меньше рисковал: он не так агрессивно бросался на линию передачи, реже упускал своих игроков. Количество перехватов при этом упало. Рубио по физическим данным явно уступает многим игрокам своего амплуа. Однако сухая статистика показывает, что разыгрывающие соперника против Рубио набирают меньше очков и в среднем атакуют с процентом ниже среднего. В сезоне 17-18 он стал 15-ым в лиге по защитному рейтингу. Смотря со стороны, иногда сложно сказать, что он хорошо защищается, однако, фактически он рушит стереотип о щуплом европейце, слабом в защите.

Рубио пришел в Юту одновременно с Донованом Митчеллом, когда ее покинул Гордон Хэйворд. И команда многих удивила, заняв пятое место в регулярном сезоне, а затем выбив Оклахому в первом раунде. Рубио выдавал в среднем линейку 14+7+7, а в третьем матче серии сделал первый трипл-дабл Юты в плей-офф со времен Джона Стоктона. Однако в последнем матче он получил травму. Без него Юта проиграла Хьюстону во втором раунде.

Через год Юта снова заняла пятое место, но на этот раз не смогла пройти Хьюстон уже в первом раунде. Рубио набирал 15+9+3 и 2,5 перехвата.

Рикки Рубио перестроил свою игру как в атаке, так и в защите, адаптировался к требованиям НБА. Место волшебника с мячом в руках занял бородатый боец, пробивающийся сквозь заслоны, а иногда и сам их ставящий. Однако он так и не смог стать своим в команде. Юта активно интересовалась разыгрывающими. И после подписания Майка Конли мы на какое-то время снова смогли увидеть молоденького волшебника. В своем твиттере он дал себе тот же совет, что и когда-то Алексею Шведу: “it’s time to just be happy” (… пришло время просто быть счастливым).

Финикс.

Минувшим летом Рубио подписал контракт с Финиксом, при этом сам он говорил, что хочет играть в команде, которая борется за чемпионство, и играть в ней важную роль.

В сентябре Рубио неожиданно для многих стал лучшим игроком чемпионата мира и завоевал золотые медали со сборной Испании.

В ноябре на спортс.ру вышла статья «Финикс выглядит как команда плей-офф, и это не шутка». Как ни странно, Финикс видит в нем в первую очередь усиление в защите. И, действительно, Финикс с 29 строчки по защитному рейтингу поднялся на 19. Хотя, принижать заслугу в этом Аарона Бейнса тоже не стоит. Рубио относительно быстро наладил взаимодействие с партнерами, и в начале сезона казалось, что его слова про борьбу за чемпионство и важную роль в этом не такие уже и бессмысленные. Сейчас команды начали серьезнее относиться к Финиксу, а возвращение ДеАндре Эйтона после дисквалификации скорее негативно сказалось на результатах. Финикс уже не попадает в плей-офф, хотя и реально борется за восьмую строчку, а не одиноко болтается на дне. И самому Рубио, и команде в целом еще многое предстоит сделать, чтобы реально стать даже не претендентом на чемпионство, а хотя бы сильной командой, уверенно выходящей в плей-офф. Однако преображение Финикса по сравнению с прошлыми сезонами очевидно, и заслуга Рубио в этом велика.

Рикки Рубио – это классический пример неоправданных ожиданий. Несправедливо ждать от неатлетичного разыгрывающего без броска, что он станет суперзвездой НБА. И он же – неклассический пример того, что можно изменить ожидания и добиваться успеха несмотря ни на что.