9 мин.

В нашей фигурке смутный отбор на Олимпиаду-2022: все решит один старт, тренерский совет раздаст амулеты, а мировой рекорд – не гарантия

Пять дней остается до фигурного чемпионата России – вероятно, самого важного турнира в предолимпийской части сезона. Именно он определит состав сборной, который поедет в Пекин-2022.

Этот текст вышел на Sports.ru в середине октября, но с тех пор стал еще актуальнее – после травм Алены Косторной, Александры Трусовой, Дарьи Усачевой.

На самом деле, отбор на Игры-2022 – по-прежнему большая тайна, которую Федерация фигурного катания России (ФФКР) с осени так и не раскрыла: подробностей не было ни в комментариях официальных лиц, ни в документах на сайте организации.

«Прежде всего, будет чемпионат России, за ним — чемпионат Европы. Окончательный список будет сформирован после чемпионата Европы», – вот и все детали от президента федерации Александра Горшкова.

Вероятно, за несколько дней до чемпионата России даже фигуристы до конца не понимают, как бороться за Пекин-2022. Гарантирует ли золото на ЧР олимпийскую путевку или только поездку на Евро? Какие остаются шансы, если на Питер выпали неудачные дни? Что нужно сделать на чемпионате Европы, чтобы тебя не отцепили от Игр за месяц до начала?

Это, конечно, совершенно дикая и абсурдная ситуация: турнир, ради которого выстраивают карьеру и многолетнюю подготовку, – слишком масштабное событие, которое требует четкого, аккуратного и идеально справедливого отбора, а не спонтанных решений от пожилых чиновников.

Его правила хорошо бы объяснить фигуристам, тренерам и болельщикам в подробностях – и успеть бы до чемпионата России. Лучше, конечно, это было бы сделать еще до старта сезона – спортсмены должны планировать, в какой период им необходимо быть в оптимальной форме, а когда наоборот – загрузиться или взять паузу на восстановление. Да и просто понимать – все будет по-честному, а в Пекин поедут реально лучшие и достойные.

Но, похоже, в ФФКР до сих пор не готовы к открытому диалогу об отборе. 

Например, в США принципы отбора фигуристов в Пекин-2022 разработали еще летом 2020-го. Они занимают 35 страниц и описывают в максимальном увеличении все детали – цифры, баллы, места, даты, турниры. Понятны логика и структура:

• акцент на международные турниры (Гран-при, чемпионат мира) без ущерба для национального чемпионата;

• важность выступлений в последние 12 месяцев. Приоритет стабильно высоких результатов на дистанции, а не единственного всплеска;

• заложен даже люфт на вероятные травмы и болезни.

И это в сборной, где претендентов на медали единицы – Нэтан Чен, несколько танцевальных дуэтов и (а вдруг) Алиса Лью.

15-летняя Алиса Лью (главная соперница наших фигуристок) тяжело пережила пубертат: выросла на 13 см, набрала вес и растеряла прыжки

В российской фигурке наоборот – космическая конкуренция. Даже во вроде бы ламповом парном катании без Игр непременно останется как минимум одна топ-пара, в мужском конкурс три человека на место, про женское вы и так все знаете.

Такая плотность требует особой проработки олимпийских критериев – честных, понятных и справедливых.

Но что предложила фигуристам ФФКР в олимпийском сезоне? 

Самое главное – официально о том, как будет происходить определение состава на Игры-2022, так и не объявили. 

Судя по абсолютной тишине из кабинетов ФФКР, в сезоне-2021/22 продолжает действие бессрочный документ, подписанный в декабре 2019-го президентом ФФКР Александр Горшковым. 

Зашкаливавшая конкуренция в женском катании вынудила тогда исполком ФФКР издать «Критерии отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды Российской Федерации по фигурному катанию на коньках» – нужно было хоть как-то упорядочить и легализовать выбор состава взамен ежегодной полуофициальной процедуре под названием «по итогам чемпионата России».

Но и эти критерии получились максимально абстрактными и позволяют поворачивать решение федерации в нужном направлении. Сейчас их запрятали в подвал официального сайта ФФКР – найти файл в разделе «Документы» почти невозможно.

Вот наиболее прозрачная цитата оттуда:

«Состав сборной команды для участия в главных стартах сезона – чемпионатах Европы и мира, а также Олимпийских играх, формируется, главным образом, в соответствии с местами, занятыми спортсменами на основном отборочном соревновании – чемпионате России данного спортивного сезона.

На чемпионате России необходимо занять в каждой дисциплине 1-2 места, при наличии максимальной заявочной квоты (3-х спортсменов/пар) в каждом виде программы.

Третьи номера, а также запасные участники включаются в состав команды по рекомендации всероссийского тренерского совета с учетом стабильности результатов, показанных на этапах и финале Гран-при данного сезона, надежности исполнения элементов высшей сложности, соответствия технической оснащенности программ модельным требованиям, а также хореографической и психологической подготовленности.

Окончательный состав сборной команды для участия в Олимпийских играх (в олимпийском сезоне) и в чемпионате мира (в неолимпийском сезоне) может корректироваться с учетом результатов выступления спортсменов на чемпионате Европы и выполнения ими установленных индивидуальных заданий».

Если переводить совсем коротко (и если верить, что отбор идет по этим правилам, а не каким-то новым, наспех принятым), то алгоритм для попадания в Пекин такой:

1) занять первое или второе место на чемпионате России в Санкт-Петербурге;

2) если нет, то надеяться на тренерский совет, который может объяснить твое включение/невключение в сборную чем угодно, даже психологической подготовленностью;

3) даже если ты выиграл или тебя выбрали, после чемпионата Европы все может поменяться – гарантии никакой.

Кто сильнее – Щербакова, Трусова, Валиева или Косторная? Сравниваем наших лучших фигуристок

Существует по крайней мере четыре причины, почему опираться на такие критерии – не совсем правильно.

1. Выбор сборной по одному старту – всегда лотерея.

Банально, но конкретный результат в фигурном катании – слишком случайная величина, которая в определенный день может оказаться невероятной. Примеров с чемпионатов России – бесконечность: 

• 5-е место Алины Загитовой на ЧР-2019 – даже ниже Станиславы Константиновой. Через несколько месяцев Алина впервые станет чемпионкой мира;

• прошлогодний провал на 7-е место Лизы Туктамышевой – за ним последует серебро на ЧМ;

• нарицательный ЧР-2014, где Максим Ковтун прихлопнул Евгения Плющенко – что было дальше, вы помните.  

2. Судейство на чемпионате России слишком пилотируемо и провоцирует будущие скандалы.

В желании сфокусировать олимпийский отбор исключительно на чемпионате России изначально заложены тонны подводных камней: да, такая интрига возносит его статус и престиж (хотя куда уж выше?), но предъявляет завышенные требования к прозрачности и независимости судейства. Причем независимости от всех – федерации, регионов, тренеров и вообще любых групп влияния.

Способна ли федерация создать такие условия? И вообще возможно ли это без приглашения иностранных специалистов и судей?

И если в одиночных дисциплинах будут хоть какие-то опорные точки, то представьте, что начнется в танцах – с учетом последних в них тенденций.

Загадочная щедрость в фигурке: для дочери Тутберидзе судьи не жалеют баллов, такого прогресса не знали даже мультичемпионы

3. Зачем игнорировать результаты международных турниров?

Да, этапы Гран-при предлагают учитывать тренерскому совету для добора последних фигуристов, но разве правильно, что результаты чемпионата России важнее топ-турниров с относительно независимым судейством?

Или, например, абсолютные мировые рекорды Камилы Валиевой – ведь они тоже не будет иметь решающего значения в случае (не дай бог!) форс-мажора на чемпионате России.

Победа в общем зачете Гран-при – почему-то ценится ниже серебра на чемпионате России, хотя с точки зрения судейской объективности, справедливости и независимости это идеальный шанс расставить наших спортсменов по порядку.

Распределение фигуристов на Гран-при: у Косторной – этап-мясорубка, Валиева, Трусова и Щербакова не встретятся до финала

4. Травмы и болезни – и это уже не теоретические расклады, а реальность.

Алена Косторная точно пропустит чемпионат России и даже если вернется к тренировкам уже в январе, по сути остается без шанса на Олимпиаду – его просто негде будет получить. Не в финале же Кубка России – это уже пройденный этап.

В подвешенном состоянии остается и Александра Трусова – ей необходимо форсировать восстановление после, видимо, тяжелой травмы строго к чемпионату России, даже если по срокам это делать рано или вообще опасно. По тем же причинам – чтобы надеяться на Пекин-2022, всем пропустившим чемпионат России останется только верить в провал кого-то из соперников на Евро и доброе расположение чиновников.

Это очевидный минус отбора через один турнир – в него совсем не заложены риски (как в прошлогоднее требование участвовать в двух этапах Кубка России). Просто представьте, что перед турниром заболели несколько лидеров сборной – для выхода из такого тупика чиновникам обязательно придется что-то нарушать, юлить и обижать кого-то из призеров чемпионата.

***

Отдельная государственная тайна – выбор фигуристов на командный турнир.

Здесь ФФКР вообще не предлагает никаких механизмов – отбор будет абсолютно интуитивным, а отдельная битва намечается за две возможные замены, которые гарантируют титулы.

Просто заставьте себя выбрать – для начала состав: Валиева или Щербакова? Коляда на обе программы или нет? Синицина с Кацалаповым или Степанова с Букиным? Какая пара (а может две) из четырех? Выбрали?

А теперь подарите медаль запасным – кому-то из женской команды, заслужили, ок. А дальше – паре или танцорам? Согласитесь, максимально сложный, в первую очередь – морально, выбор, который федерация собирается делать на глазок – просто потому, что кому-то так захотелось.

С точки зрения справедливости правильно, чтобы такие решения помогали принимать заранее расписанные критерии, а не конкретные люди – они необходимы, лишь когда требуется подставить цифры в нужную формулу.

Но, похоже, наша федерация хочет выбирать сердцем – как в «Ледниковом периоде» – с заламыванием рук и слезами на глазах. Возможно, это даже правильно, но только при наличии двух составляющих: безграничного доверия и безупречной репутации. Есть ли все это у нашей федерации?

Иначе не обойтись без обид, скандалов и слез. 

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Нина Зотина; globallookpress.com/Kalle Parkkinen/Newspix24; Gettyimages.ru/Maja Hitij