Велосипедисты против уничтожения трассы в Крылатском: больше тренироваться негде. Поговорили с активистами и местными жителями
На акцию протеста вышли более двух тысяч человек.
Уникальная велотрасса в Крылатском, построенная к Олимпиаде-80, под угрозой исчезновения: правительство Москвы судится против собственников, трассу называют самовольной постройкой и могут снести ради гаражного комплекса.
Местные жители протестуют уже несколько лет и собирают подписи в петиции против возведения гаража. В июле к ним присоединились велосипедисты. Они организовали акцию «Обнимаем трассу», как в Екатеринбурге, где в 2019 году две тысячи человек «обняли» сквер в протесте против строительства храма. 25 июля больше двух тысяч велосипедистов собрались в Крылатском, чтобы показать, как им дорога велодорога, и «обнять» ее, проехав по кругу.
Мы поговорили с велосипедистами и защитниками трассы, чтобы понять, насколько она важна для спортсменов-любителей.
Максим Журило, основатель спортивной школы I Love Supersport, марафонец, триатлет
– Тяжба, связанная с Крылатскими холмами, идет давно. Сейчас начался новый, более серьезный виток. Нам было не очень понятно, что в этой ситуации можно делать: писать в соцсетях и собирать подписи – не лучшие инструменты в нашей стране. Поэтому решили собрать велосипедистов одновременно на трассе: показать, что мы есть, что мы тренируемся, нас много. Акция вызвала резонанс в московском велосообществе, никто не проигнорировал, все сказали: «Да, это наше общее дело». Ключевая задача – показать, что велосипедисты – тоже стейкхолдеры (заинтересованная сторона, у которой есть свои права и интересы – Sports.ru), с нами нужно считаться.
Трассу используют несколько тысяч человек. Я начал там кататься в 2009 году, тогда было очень мало велосипедистов. В 2012 году начался бум триатлона в Москве, а в 2016 – бум шоссейного велосипеда. Крылатское – такая колыбель шоссейного велоспорта. Когда начинаешь тренироваться, по-любому начинаешь в Крылатском: там безопасно, нет машин, никто не собьет. Там занимаются и спортсмены-профессионалы, и молодежь из училищ олимпийского резерва.
Крылатское находится в черте города, это уникальное место для тренировок, у которого нет альтернатив, только шоссе. Но загород далеко ехать, нужно искать не сильно оживленное шоссе, группу велосипедистов и машину сопровождения. Не знаю, где люди будут кататься, если трассу снесут.
Трасса в тяжелом состоянии: ей 40 лет, там трещины и выбоины. Но надо отдать должное, построили качественно, в полную негодность она не пришла. Нынешние собственники пытались делать вид, что ухаживают за трассой, но по факту залили гудроном трещины, а гудрон провалился. Я бы оценил состояние трассы на тройку по пятибалльной шкале: ее нужно поддерживать, ремонтировать. Вряд ли можно сделать это за частные деньги, потому что это никак не монетизируется. Но ремонт может сделать Москва: у города бюджет космический. Для Москвы может быть круто и престижно иметь такой объект в центре города: холмы – это охраняемая природная территория, заповедник с птицами, травами. Его можно на урбан-фестивалях показывать.
Москва может сделать уникальный заповедник в Крылатском: проложить дорожки из опилок для прогулок, трейловые тропы. Там есть административные здания, из них можно сделать центр с раздевалками и душем; благоустроить горнолыжный склон. Бегунам тоже нужен рельеф, можно для них насыпать грунтовые дорожки, соединить их в круги, тогда бегуны не будут выходить на велотрассу. Весь мир будет смотреть и думать: «Как круто жить в Москве».
Но есть и второй вариант: Москва может сделать из этого трэш, как Диснейленд в Нагатино. Сейчас это происходит с «Олимпийским», то же самое случилось с «Лужниками». Вместо спортивных сооружений и бассейнов делают аквапарки, торговые и бизнес-центры. То же самое могут сделать с Крылатским: тогда там нельзя будет тренироваться, это станет вторым Парком Горького. Наша акция может позволить Москве и общественности увидеть, что в Крылатском – что-то про спорт, что тут много велосипедистов, для которых важно сохранить велотрассу. Не надо тут делать велодорожку, брусчаткой все выкладывать и сладкую вату продавать.
Сергей Чернов, фотограф, триатлет-любитель
– Я занимаюсь любительским триатлоном на длинные дистанции, для такого спорта нужен шоссейный велосипед. Он легкий, с тонкими покрышками, большим количеством передач и способен развивать высокую скорость, которая в свою очередь зависит от мастерства владельца. Из-за высоких скоростей (около 30 км/ч на равнине и за 50 км/ч на спусках) и особенностей управления он требует повышенных навыков от владельца – такой велосипед слишком быстр и опасен для езды по паркам и обычным велодорожкам города.
Для меня, как и для многих увлеченных велоспортом и триатлоном, олимпийская велотрасса – единственное место в Москве, где можно тренироваться безопасно для себя и окружающих. Именно тут я осваивал технику владения велосипедом, грамотное переключение передач, прохождение поворотов, спусков и подъемов, езду в группе.
Олимпийская велотрасса – единственный в своем роде спортивный объект, которому могут позавидовать очень многие города мира. Практически нигде нет таких трасс в черте города. Грустно и печально, что в своих исковых заявлениях Правительство Москвы и девелопер называют олимпийскую дорогу самовольной постройкой. Если уж вы заявляете по телевизору и в официальных релизах о поддержке любительского и профессионального спорта в стране, то почему возникает угроза уничтожения уникального спортивного объекта?
Елена Елагина, член союза художников, живет в Крылатском с 1984 года
В 1980 году я работала в судейской бригаде на Олимпиаде, в «Лужниках» и на стрельбище «Динамо» в Мытищах. Когда соревнования по стрельбе закончились, я смогла побывать как зритель в Крылатском. Велотрасса строилась на Крылатских холмах специально для Олимпийских игр – раньше вокруг была деревня и птицефабрика. В начале 80-х годов здесь началось строительство жилого района, и в 1984 году я сюда переехала. В то время велосипедистов-гонщиков на трассе не было совсем – во всяком случае, на большом кольце. По велодороге можно было совершенно спокойно гулять с маленькими детьми, не опасаясь, что их собьет велогонщик. Так было примерно до середины нулевых, а с этого времени гонщиков становится с каждым годом все больше.
До 2010 года велодорога была в изумительном состоянии: простояла без ремонта 30 лет. Иногда на ней проводились международные соревнования по велоспорту. А потом дорога стала быстро портиться. Это немудрено, ведь по ней стали ездить не только автомобили и мотоциклы, но и тяжелая строительная техника – спасибо за это арендатору участка «Лата Трэк». Они совершенно не считаются с мнением местных жителей. Ради расширения территории под спортивные объекты уничтожают деревья – мы думаем, что стволы отравляют, а умершие деревья удаляют как сухостой. А ведь Крылатские холмы – это особо охраняемая природная территории. Здесь живут зайцы, белки, даже горностаи и совы.
Строилась велодорога в чистом поле, а оказалась в центре многотысячного жилого района. Естественно, жители хотят гулять, отдыхать, дышать свежим воздухом на Крылатских холмах, и они имеют на это право. Велосипедисты хотят здесь тренироваться. Жители и гонщики мешают друг другу. На мой взгляд, разумно было бы сделать так: малое кольцо отдать целиком для спортивных тренировок, а на большом кольце пусть уж прогуливаются жители. Во время крупных соревнований, а это происходит максимум два раза в год, оповещать жителей о мероприятии, и я уверена, жители не будут против.
После акции против уничтожения велодороги мое отношение к велогонщикам изменилось в лучшую сторону. Приятно было увидеть столько увлеченных людей, приехавших поддержать друг друга и выразить свой протест. Считаю, что велодорогу необходимо сохранить и как велодорогу, и как олимпийский объект. Это уникальное сооружение, таких больше нигде нет. Сломать его несложно, а восстановить будет невозможно.
Юрий Левинзон, тренер, владелец веломагазина Serpantin, двукратный чемпион России по шоссейному велоспорту в категории «Мастерс»
Для меня Олимпийская трасса в Крылатском – единственная возможность тренироваться на открытом воздухе. Я принципиально не выезжаю на дороги общего пользования. Так как олимпийская велотрасса полностью закрыта от автотранспорта, это единственная велодорога – именно дорога, а не дорожка, – которая позволяет безопасно тренироваться в нужном скоростном режиме. В Москве и в России в целом нет никаких других безопасных альтернатив для тренировок на шоссейном велосипеде.
На автодорогах в России за последние 5 лет погибло более десяти моих близких друзей и знакомых, в том числе три чемпиона России по велоспорту – Алексей Пичугин, Антон Гоголев и Николай Грановский. Все они погибли одинаково — водитель в наркотическом или алкогольном опьянении сбивал велосипедистов, обгоняя автодвижение по обочине и не ожидая, что они будут там ехать. Смерть наступала мгновенно. И это только смерти, по остальным ДТП у нас даже нет статистики – если оно не смертельное, то в статистику не попадает, хотя пострадавший велосипедист может остаться инвалидом. 5 лет назад я принял однозначное решение, что ни под каким предлогом не выезжаю на тренировки на шоссе по дорогам общего пользования.
Член сборной России по маунтинбайку погиб после того, как его сбила машина
Велотрасса в Крылатском – жизненно важная инфраструктура для велогонщиков. Проблема в том, что люди, не связанные с велоспортом, не знают и не понимают принципиальной разницы между велодорожкой и велотрассой. Велодорожки позволяют передвигаться на велосипеде по выделенной полосе, они созданы, чтобы мы использовали велосипед как транспорт. Велотрасса – это инфраструктура, которая позволяет гонять на высоких скоростях, сопоставимых или даже превышающих скорость автомобильного движения. На велотрассе в Крылатском мы периодически переходим порог 90 км/ч на спусках – это для нас нормальная и не какая-то выходящая за рамки сверхъестественного скорость. На таких скоростях по велодорожкам перемещаться в принципе невозможно. Более того, велодорожки сконструированы, чтобы пользователи ехали по ней друг за другом в одного. А велоспорт подразумевает езду в группе – нам нужно полотно более широкое, чем велодорожка.
Сейчас трасса в Крылатском в будние дни в 7 утра и по вечерам перегружена настолько, что там нужно вводить свои правила движения. Нас могут лишить одной единственной велодороги, а нам нужно еще, нам ее не хватает. Правительство говорит, что взяло курс на оздоровление нации, а параллельно с этим велодорогу признает как утратившую актуальность. Она не то что актуальна, она является залогом развития здорового общества.
В Москве тысячи людей, которые живут спортом, дышат спортом и занимаются им ежедневно в Крылатском. Если у вас один друг занялся велоспортом или триатлоном или бегом, это настолько заряжает, что люди поднимаются с дивана и идут делать то же самое. Потому что видят трансформацию, видят, что в друге стало больше жизненной энергии. Но спорт должен быть удобным для занятия: если нужно слишком много телодвижений, чтобы провести тренировку, то в конце дня большинство людей предпочтут завалиться на диван. Нужно такие велотрассы устраивать в каждом районе: необязательно делать круг в 14 км, как в Крылатском, это может быть 3-5 км, но именно велодороги.
Нельзя думать только о велосипедистах. Нужно думать о комплексном решении: для пешеходов, людей с колясками и бегунов тоже нужно благоустроить свои зоны, в которых им будет комфортнее, чем на велотрассе. У общества сейчас есть колоссальная потребность вести здоровый образ жизни.
Больше о любительском спорте – в разделе «Здоровье»
Фото: facebook.com/Обнимаем Олимпийскую трассу в Крылатском; Сергей Чернов
А в Крылатском такой классный кластер - чумовые холмы с неповторимыми видами, дореволюционная церквушка на одном из них, спортивным кластер с водогребным каналом, стадионами и через всё это велотрек. Зимой горки с подъёмниками, по осени из пушек начинают снег настреливать.
Капитализм - зае...сь помните? Вот это он и есть. Классика.
Так что тут или крест снять или трусы надеть. Третьего не дано.
Ситуация даже подобного митинга в СССР была невозможна.
Кафешек и прокатов много не бывает, мы же понимаем, что они не для этого строятся.