5 мин.

Почему Маррей не лох

Несмотря на восемь проигранных финалов турниров «Большого шлема», британец Энди Маррей – большой чемпион.

alt

В воскресенье Энди Маррей проиграл восьмой из своих десяти финалов на турнирах «Большого шлема». Таким образом, среди всех людей, которые выигрывали «Шлемы», у британца самый низкий процент побед – 20%. Вполне можно сказать, что это делает Маррея самым большим неудачником в мужском теннисе. Но, как и всегда, есть причины этого не делать.

Статистика

Один из любителей теннисной статистики составил таблицу, в которой показано, с кем лидеры Открытой эры по количеству финалов на турнирах «Большого шлема» играли за кубки. Эта таблица в свете спора о том, неудачник Маррей или нет, представляет очень большой интерес.

Из всех 13 игроков, на счету которых 10 или более финалов на «Шлемах», Маррей – единственный, кто в решающем матче никогда не играл против соперников, не входящих в топ-3 посева. Ближе всего к Маррею находится Джон Макинрой, который в двух финалах из 11 (18%) встречался с людьми ниже этого уровня. Новак Джокович, например, четверть своих финалов провел с соперниками не из топ-3 (выиграл четыре из пяти). У Надаля точно такой же показатель (они даже проиграл в тех финалах одному человеку – Стэну Вавринке).

Лидерами ко количеству финалов против игроков, не входящих в топ-3 посева, стали Роджер Федерер (48%), Пит Сампрас (56%) и Андре Агасси (67%). Трудно не заметить, что двое из них возглавляют список самых титулованных теннисистов в истории.

К тому же Маррей провел шесть финалов против первых ракеток мира – в количественном плане больше только у Надаля (10), а в процентном соотношении Маррей по этому показателю лидер.

С другой стороны, у Маррея самый низкий процент побед над игроками топ-3 посева в финалах «Шлемов» – 20%. Но тут можно сказать, что, например, от него не очень далеко ушел Федерер, у которого 36% (это третий снизу показатель). Хотя, конечно, нужно учитывать, что три из девяти своих поражений Федерер потерпел от Новака Джоковича в 2014 и 2015 годах, когда ему было уже за 30. К слову, лучший показатель по количеству побед над топ-3 в финалах «Шлемов» у Надаля, Сампраса и Матса Виландера – 67%.

Соперники

alt

Конечно, статистика и цифры – это очень здорово, но часто они не совсем отображают реальность. Для понимания уровня Маррея нужно еще и посмотреть, кто стоит за этими цифрами. Тут все просто, потому что у британца в финалах «Шлемов» было всего два соперника: Роджер Федерер и Новак Джокович.

Конечно, два из трех финалов против Федерера (Australian Open-2010 и «Уимблдона»-2012) Маррей провел, когда швейцарец был не совсем на пике (хотя это тоже спорно – после того «Уимблдона» Маэстро, на секундочку, стал первой ракеткой мира). А вот с Джоковичем шотландец играл, уже когда тот стал теннисной машиной, берущей «Шлем» за «Шлемом».

Нужно помнить, что главные соперники Маррея – это трое из величайших теннисистов в истории (Федерер, Надаль и Джокович). И если рассматривать всю карьеру, то с ними у него баланс отрицательный – 28-55 (34% побед). А начиная с 2014 года, ситуация усугубляется еще больше – 4-22 (15% побед).

С остальной Топ-10 в целом дела обстоят лучше. Официальный сайт АТР предоставляет статистику по игрокам, у которых больше 30 матчей против Топ-10, и по общему количеству побед над десяткой Маррей занимает девятое место в истории (89), и он один из всего 13 теннисистов, у которых с Топ-10 положительный баланс (53% побед). Среди действующих теннисистов, имеющих больше 30 матчей с игроками десятки, положительным балансом, кроме Маррея, похвастаться могут только Джокович, Федерер и Надаль.

И если не учитывать матчи с «Большой четверкой», то статистика Маррея получается просто прекрасная – 61-23 (72% побед). Получается, что в контексте своей карьеры шотландец уступает только суперэлите – игрокам, которые не просто входят, а возглавляют списки величайших в истории. Над всеми остальными он доминирует.

Прогресс

alt

По-хорошему, Маррей должен войти в теннисную историю не как неудачник, а как пример для подражания. Главное, что отделяет британца от множества других теннисистов, которым не посчастливилось родиться в эпоху Федерера, Надаля и Джоковича (например, таких людей, как Гаске и Бердых) – это умение постоянно прогрессировать. За свои годы в туре он превратился из кучерявого паренька в прекрасно подготовленного атлета, он научился атаковать, он научился не ломаться в самые напряженные моменты (победные финалы US Open и «Уимблдона» – тому подтверждение), а еще в 28 лет он научился играть на грунте так, чтобы выигрывать грунтовые «Мастерсы» и бороться за «Ролан Гаррос».

Маррей, можно сказать, застрял в лимбо – он круче подавляющего большинства тура, но не дотягивает до титанов, до гениев. И самое впечатляющее в его положении – это то, что большинство на его месте упало бы вниз, а он продолжает мелкими шажками идти наверх. Да, вероятно, ему уже не удастся повторить путь Джоковича, который несколько лет назад был в такой же ситуации. Но нет никаких сомнений, что он продолжит стараться.

И лучше уж иметь восемь тарелок финалиста «Шлемов» и два кубка, чем ни того, ни другого.

Фото: Gettyimages.ru/Julian Finne