«Вавринке нужно было навалять Киргиосу». Реакция теннисного мира на выходку австралийца
Ник Киргиос одним предложением создал к теннису больше интереса, чем большинство теннисистов всеми своими карьерами. В конце концов, даже «Россия 24» обратила внимание на теннис (правда, в репортаже допустили маленькую ошибку – сказали, что Вавринка снялся от расстройства, которое у него вызвали слова австралийца).
Однако доминирующим мнением в теннисном мире стало то, что такое внимание теннису не нужно. И выразили это мнение как игроки, так и журналисты.
Крис Чейз на сайте газеты USA Today написал, что «все это похоже на рэп-баттл между Jay Z и Nas в 2001 – только в этот раз больше розовых волос, акценты сильнее, а контекста нет совершенно».
Эрик Гудрис с сайта Tennis Now попытался понять, как выходка Киргиоса может повлиять на будущее тенниса – есть ли возможность того, что нас ждет возрождение тенниса прошлого, в котором современную дружелюбность сменит враждебность 70-х и 80-х.
«Хотя теннисный тур похож на цирк – в том плане, что игроки каждую неделю переезжают из города в города – тот цирк, про который говорит Коккинакис, никому не нужен. Обзывательства, слухи и негативная шумиха. В рамках обсуждения происшествия стало понятно, что некоторые считают, будто плохое поведение Киргиоса, начавшееся задолго до Монреаля, на самом деле идет теннису на пользу.
В наше время благопристойности и дружелюбных отношений между звездами АТР некоторые болельщики и наблюдатели загрустили по «золотым денькам» увлекательной враждебности между Джоном Макинроем, Джимми Коннорсом, Илие Настасе и некоторыми другими профессионалами 70-х и 80-х. Они говорят, что «плохие парни» – или даже «злодеи» – добавляют остроты за счет трэштока и мнимой ненависти к другому игроку, что позволяет привлекать к теннису большую аудиторию, а не только его страстных поклонников.
Инцидент с Киргиосом, безусловно, привлек внимание к теннису. Но если мы рассмотрим это как некую проверку того, каким может быть будущее тенниса, то результаты не оправдывают подобный подход в силу нескольких причин, большинство из которых вообще не имеют отношения к Киргиосу.
Помните, когда Коннорс и Настасе ругались на корте, зачастую эти конфликты искусственно раздувались, чтобы создать интерес к молодому мужскому туру. Болельщики отвечали на это повышающейся посещаемостью. Когда Макинрой пришел к славе, теннисная культура уже стала терпимее относиться к плохому поведению. Даже великий Артур Эш в статье 1979 года признавал, что грубость, которая 20 лет назад была неприемлема, стала нормой.
Сейчас времена изменились. Профессиональный теннис стал более корпоративным – спонсоры и телевизионщики за кулисами принимают большинство решений. Игроки ищут возможности заработать на спонсорских контрактах, поэтому они вряд ли станут бузить на корте, чтобы не показаться «непривлекательными». И болельщики в целом регулярно и однозначно выступают против плохого и неспортивного поведения как в мужском, так и в женском туре.
Поведение Киргиоса не будет предпосылкой для возрождения сурового тенниса – просто потому, что болельщики никогда не позволят этому произойти».
Питер Бодо на сайте ESPN написал про инцидент две статьи. В первой он анализировал суть высказывания Киргиоса и пришел к выводу, что скандальность, замешанная на неуважении к женщине, не нужна никому.
«Последнее, что сейчас нужно АТР – это новый звездный игрок, который кажется прикольным и приятным, но, как некоторые игроки NFL или NBA, оказывается склонным к противоречиям и «неправильным» провокациям. Особенно когда дело касается женщин. Теннис с таким никогда не сталкивался.
Необычная прическа с красными и золотыми полосками? Круто! Унижать женщину и проявлять к ней неуважение? Не круто.
Суть в том, что Вавринка не был единственной целью слов Киргиоса. И если Киргиос не подумал об этом, прежде чем распускать язык – тем хуже для него.
Это важно отметить. Это показывает, что суть инцидента не только в том, как молодой и вспыльчивый игрок хочет стать великим чемпионом и бросает вызов одному из племенных быков. Она еще и в том, что высокомерный, самодовольный, талантливый спортсмен считает возможным демонстрировать свои самые жестокие, женоненавистнические инстинкты.
Не уверен, почему Киргиос считал необходимым уколоть Вавринку. В конце концов, Вавринка не считается каким-то ужасным человеком. Но в попытках уколоть побольнее Киргиос раскрыл всем уродливую правду о себе».
Кстати любопытно, что по ходу матча микрофоны уловили, что еще до происшествия Киргиос бормотал что-то о том, что Вавринка «спит с 18-летней». Но если он решил за это осудить швейцарца, то его слова явно прошли мимо цели.
Во второй статье Бодо сравнивает Киргиоса с Андре Агасси, который тоже иногда отличался противоречивым поведением.
«Это правда, что Агасси в юности иногда говорил вещи, которые сейчас многим покажутся оскорбительными. Но Агасси никогда не проявлял такой жестокости к человеку, который этого ни капли не заслуживает.
Можно поспорить, что сейчас некоторым людям интересно, что Nike будет делать со спортсменом, которого они надеялись продвигать как нового Андре Агасси. Представитель компании меньше чем через 24 часа после происшествия рассказал, что важные люди из Nike уже «поговорили» насчет Киргиоса.
И сейчас для Киргиоса самое неудачное время, чтобы обращать внимание на все эти отвлекающие моменты. Есть вариант, что скандал его вдохновит. Но куда вероятнее то, что он станет потрясающим актом подрыва собственной карьеры. Правда, он молод, так что он оправится. И искупление вины – искреннее, постановочное или, что более вероятно, смешанное – всегда возможно».
Кевин Митчелл из британской The Guardian удивляется реакции АТР и семейства Киргиоса на произошедшее.
«Все это не впечатлило АТР, которая не упомянула происшествие в отчете о матче на своем сайте, а потом запретила использовать запись; маму Киргиоса, Норлаилу, которая поддержала его действия, а потом спросила, как удалить аккаунт в твиттере; или его брата, Кристоса, которому было интересно, можно ли считать, что Вавринка напал на Киргиоса – неосмотрительное предположение из уст адвоката.
Если бы напал, вполне вероятно, что пришлось бы вызывать скорую помощь. Вавринка – мощный парень, и у него были причины сорваться. Он молодец, что этого не сделал.
Список происшествий становится слишком длинным, чтобы Киргиос или его семья могли их игнорировать. Если они переживают за него, то они с ним поговорят. Потому что он исчерпал запас терпения многих доброжелательных друзей, приспешников и многих австралийских СМИ. Оправданий уже почти не осталось.
Если Киргиоса волнует его карьера – а иногда он настолько упивается своим успехом, богатством и славой, что говорит о своей ненависти к теннису, – то модному чувачку из Канберры, который ухмыляется, когда нужно улыбаться, и явно не может справиться со своей известностью, нужно понять, что в городе есть и другие клоуны. Он входит в бродячий цирк, верно, но всем уже какое-то время несмешно».
Стив Тиньор на сайте TENNIS.com попытался опровергнуть то, что Киргиоса нужно простить, потому что его выходки помогают сделать теннис популярнее.
«Распространенная тактика защиты Киргиоса заключается в том, что он «сажает задницы в кресла» – можно его любить или ненавидеть, но он полезен теннису, потому что он заставляет людей смотреть и приносит деньги. До нынешнего момента я тоже защищал Киргиоса, но при этом говорил, что у него достаточно интересная игра, чтобы обходиться без выходок. И то напряжение, которое он создал в матче с Вавринкой, действительно заставило меня смотреть. Но когда все закончилось, и он словами и делом заставил Вавринку сдаться, то, что я увидел, меня не порадовало и не развлекло.
Киргиоса защищают и тем, что подобное постоянно происходит на футбольном поле и баскетбольной площадке, да и вообще, мы так распереживались только потому, что это попало в телетрансляцию. Макинрой давно об этом говорит, и Виктория Азаренко в твиттере написала про Киргиоса: «Хотя бы отойди от микрофона». (Кстати, вам не кажется, что турниры сейчас устанавливают на корте как никогда много микрофонов? Вероятно, чтобы создавать именно такие скандалы для социальных сетей?)
И действительно, слова Киргиоса могут прозвучать вяло на фоне оскорблений, которые можно услышать на американском футболе. И вообще нам говорят, что спорт – это война, а на войне все средства хороши, да? Если бы Киргиос упомянул только Вавринку, я бы мог согласиться. Но теннис – это другое, и ситуация тут другая, потому что в теннисе женщины играют на том же уровне, а иногда даже на тех же турнирах. Судя по всему, Киргиос говорил про 19-летнюю Донну Векич, и его слова были намеком на то, что она испорчена тем, что до этого занималась сексом с кем-то другим».
Тиньор – не единственный, кто это отметил. Многие говорили о том, что Киргиос своими словами показал свои устаревшие взгляды – из его слов следует, что предыдущие отношения Векич должны как-то оскорбить Вавринку. Как будто секс с Коккинакисом превратил ее в испорченный товар. Это, скорее, оскорбление в адрес Коккинакиса, чем в адрес Вавринки.
Наконец, существует мнение, что Киргиос своей выходкой переступил черту между харизматичным безумцем и неприятным персонажем. Такое мнение выразил, например, Тим Тимэн с сайта thedailybeast.com.
«Есть предел любви теннисных болельщиков к теннисным персонажам. Макинрой после окончания карьеры стал интересным комментатором. Но даже, когда он выдавал свои перлы в молодости, на его безумие можно было смотреть. А вот Киргиос сейчас выглядит немного гадким, распущенным и незрелым».
Но самую креативную реакцию на произошедшее выдала британская The Telegraph, создавшая инфографику романтических отношений между теннисистами и теннисистками.
Теннисисты всех уровней практически единогласно Киргиоса осудили.
Роджер Федерер: «Думаю, все согласны, что Киргиос сильно переступил черту. В теннисе так не общаются. В других видах спорта это распространено – даже нормально – но не в теннисе. Так что понятно, что весь тур его раскритиковал и стал объяснять, что так не делается.
Такое поведение наш спорт не красит, а ведь многие работали для того, чтобы построить теннису доброе имя. Мы хотим, чтобы дети хотели заниматься теннисом потому, что это хороший, благородный спорт».
Новак Джокович: «Понимаю, что у каждого игрока бывают срывы, эмоциональные моменты. Я понимаю, что такое случается в борьбе на высочайшем уровне. Но я считаю нечестным и недопустимым направлять свой срыв на соперника, а особенно на человека, которого вообще нет на корте».
Алла Кудрявцева: «Думаю, никто не одобряет то, что сделал Киргиос. Наносит ли он удар по имиджу тенниса? Или дурная слава лучше, чем никакой? Плохиш или тупица? А вот парням в АТР нужно успокоиться. Чего это Райан и Танаси чуть не подрались?!» (Кстати, Кудрявцевой в твиттере Киргиос написал: «Очень жаль, когда все считают, что у них есть голос». Потом, конечно, удалил этот твит).
Анабель Медина-Гарригес: «Если за сломанную ракетку дают значительный штраф, как нужно наказывать человека, который нарушает этический кодекс спорта?»
Глава WTA Стэйси Алластер: «То, что сказал Ник Киргиос, вызывающе и неприемлемо. Призываю ATP наложить на него максимальный предусмотренный штраф и дальнейшие санкции в соответствии с правилами Ассоциации».
Австралийца осудил совет игроков АТР, а Рафаэль Надаль сказал, что возраст не может быть оправданием его поведению. С интересным мнением выступила Виктория Азаренко, которая обратила внимание на то, что родителям трудно воспитывать звездных спортсменов: «Но мне кажется, что главная проблема тут в воспитании, которое дают родители. Я не говорю, что у него хорошие или плохие родители. Я просто обобщаю. Мне кажется, что когда ты молод, но на тебя уже возлагается огромное давление, и ты зарабатываешь большие деньги, родителям трудно оставаться родителями и ограничивать тебя. Поэтому легко превратиться в бесконтрольного человека, который потерял чувство реальности. Это происходит со многими спортсменами во многих видах спорта. Так что мне кажется, что проблема немного шире, чем то, что мы увидели в этом случае».
Энди Маррей в своей критике был сдержан: «Я не оправдываю поведение Ника, но не нужно на него так наседать. В других видах спорта такие вещи случаются намного чаще, чем мы представляем, особенно в командных видах. В теннисе есть определенные вещи, которые делать нельзя – и это одна из них.
Надеюсь, он вынесет для себя урок. Ник не такой уж плохой. Он просто молодой парень, который растет в центре внимания. В последние месяцы в его сторону лилось много негатива, и с этим трудно справиться».
Райан Харрисон свое недовольство Киргиосом решил излить на Танаси Коккинакиса во время матча квалификации в Цинциннати. Весь матч он его провоцировал (судье дважды пришлось их разнимать), а после поражения заявил: «Парню 19. Если он захочет разобраться, я его урою. Вавринке нужно было навалять Киргиосу, а мне – ему».
Конечно, досталось Киргиосу и от Коккинакиса, которого он втянул в эту ситуацию: «Ник передо мной извинился. Я дал ему понять, что он был неправ. Если есть проблема, ее нужно обсудить с глазу на глаз. То, что сделал он, неправильно. […] В раздевалке все ко мне очень добры. Не думаю, что я кому-то сделал что-то не то. Все мне советуют не брать в голову лишнего, заниматься своим делом. Так что, хоть мне и есть что сказать, я лучше помолчу».
Коккинакис, кстати, здорово оценил ситуацию в твиттере. Когда один из пользователей написал, почему он молчит, когда мир изучает его грязное белье, Танаси написал, что белье у него чистое. Правда, потом этот твит удалил.
А Донна Векич, главная жертва ситуации, ограничилась только тем, что ретвитнула гневные твиты Вавринки в адрес австралийца.
о_О трындец, ну и хамьё.
по-хорошему он бы себе это должен был сказать.
p.s. ... когда-то Джокович примерно наказал Маррея за его подлые и лживые слова (по поводу медицинского читерства) тем, что повесил в третьем баранку (в апреле 2015). Унизил. Заставил молчать (в феврале 2015). Вот именно это и надо было сделать Вавринке с этим вконец обнаглевшим "белымпедрилой" чивоуштам, который хочет быть чернымпедрилой.