«Рядом с Роджером всегда были хорошие люди». Кто сделал Федерера
Роджеру всегда везло на правильное окружение, а он сам точно знает, к чьему мнению стоит прислушаться, чей совет окажется полезным именно ему, кому он может доверять безоговорочно. Не случайно после 1000 побед на вопрос о том, что для него они значат, он ответил, что не достиг бы этой цифры без всех тех людей, которые были с ним рядом все эти годы.
Роберт и Линетт Федереры
Отец Роджера вырос на северо-востоке Швейцарии. В 20 лет он отправился в Базель и там устроился на работу химиком. Однако несколько лет спустя Роберт решил сменить обстановку и отправился в ЮАР. Там он и познакомился с местной жительницей и со своей будущей супругой Линетт Дюран.
Для родителей Роджера теннис был частью их досуга. Роберт и Линетт участвовали в клубных и региональных турнирах, иногда даже очень успешно. Особенно увлеклась теннисом Линетт, она даже стала детским тренером в теннисном клубе Ciba Klybeck . Мама и привела Роджера на корт, где уже в три с половиной года он взял в руки свою первую ракетку. Линетт стала первым тренером Роджера. Однако со временем она посчитала себя недостаточно компетентной, да и справляться на тренировках с сыном ей было все сложнее.
«Он постоянно забавлялся тем, что придумывал какие-то невероятные удары, А вот отбивать мячи по-нормальному ему было неинтересно. И это меня нервировало», – вспоминает Линетт.
Как и большинству родителей, чьи дети занимаются теннисом, Федерерам пришлось вложить в развитие спортивных навыков ребенка не только большую часть своего свободного времени, но и значительные финансовые ресурсы. Но как мы все сейчас это видим, оно того стоило.
«В то время мы тратили около 30 000 швейцарских франков ежегодно для его обучения”, – вспоминает в одном из своих интервью Роберт Федерер,
Сам же Роджер не редко заявляет, что у него всегда были теплые отношения с родителями, хотя он и оставил Мюнхенштайн в возрасте 14 лет. «Было очень важно, что они смогли дать мне пространство и свободу и доверяли моим тренерам. Родителям нужно держаться на расстоянии от тренера», – говорит Роджер.
Роберт Федерер в одном из своих интервью рассказывает: «Мы никогда не спорили с его тренерами и не обсуждали с ними процесс тренировок. В отличие от других семей, мы никогда не пытались вмешиваться. Тренер должен иметь возможность спокойно работать. Но нам, вероятно, очень везло, потому что рядом с Роджером всегда были хорошие люди».
Вся поддержка во всех делах Роджера любовь и забота со стороны родителей дали свои плоды в дальнейшем развитии Роджера.
Сейчас же Роберта и Линетт можно увидеть в группе поддержки на различных турнирах.
Диана Федерер
Диана Федерер старше своего брата на 20 месяцев. Она не очень любит общаться с прессой, так что ее можно увидеть очень редко. Диана довольно часто жаловалось на надоедливость со стороны СМИ, на что Роджер сделал все возможное, чтобы помочь сестре в этом вопросе. Сейчас Диана живет в Швейцарии и воспитывает двух близняшек, мальчика и девочку.
В одном из документальных фильмах о Роджере Диана сказала, что часто называла его маленьким дьяволом за неугомонность. В детстве, пока Роджер не покинул свой дом, они очень часто играли и проводили вместе свободное время.
Питер Картер
Первым личным тренером Роджера стал бывший австралийский теннисист Питер Картер. Питеру из-за травм пришлось рано завершить карьеру, после чего он и стал тренировать. В десять лет Роджер начал индивидуальную подготовку под руководством Питера. Питер отмечал: «Его талант был заметен сразу. Роджер уже в подростковом возрасте способен был делать очень многое».
В детские годы Роджер очень часто вел себя очень эмоционально, был несдержанным, дурачился, закатывал истерики и швырял ракетки. Поэтому на протяжении всех тренировок Роджер и Питер разговаривали о моральной силе и спокойствии, что в итоге дало свои плоды в будущем. Теперь мы с вами знаем спокойного и одного из самых уравновешенных теннисистов в туре.
Также Картер обучал Роджера английскому, на котором они разговаривали во время тренировок и соревнований. Вне корта Питер и Роджер общались на немецком, и здесь уже в качестве ученика был молодой тренер. С 10 до 13 лет Федерер проводил с Картером больше времени, чем в кругу семьи, тренируясь ежедневно по несколько часов.
Когда Роджер перешел в профессионалы, Картер отказался сопровождать Роджер по всему миру, однако продолжал консультировать его, когда Роджер возвращался в Швейцарию. 1 августа 2002 года произошла трагедия: в отпуске в южной Африке машина Картера перевернулась, и Питер погиб.
Питер был для Роджера не просто любимым тренером, но и хорошим другом. После новости о его смерти Роджер смог дать небольшое интервью:
«Мы провели вместе много времени еще с тех пор, когда я был ребенком. Тогда я каждый день его видел. Это ужасно. Он был так молод и умер так неожиданно».
Благодаря Картеру мы теперь можем наблюдать такого Роджера, которого он воспитал.
Петер Лундгрен
Петер Лундгрен и Роджер Федерер познакомились еще за пару лет до того, как Петер стал тренером Роджера. С 1997 года Лундгрен работал старшим тренером по юниорам в Национальной академии Швейцарской федерации тенниса, где с ним и познакомился Роджер. С этого времени Лундгрен и стал его консультировать, хотя основным тренером до 1999 года оставался Картер.
Петер и Роджер с самой первой встречи очень хорошо поладили.
«У меня с ним схожий характер. Он все делал по-своему. Если кто-то говорил ему не ломать ракетки, он поворачивался и в секунду крошил целых две так же, как и я когда-то».
С 2000 году Роджер и Лундгрен подписали контракт, в котором говорилось о 40 неделях совместной работы. Для Федерера Петер стал первым тренером, которого он выбрал сам.
«Петер был строг и требователен, но в то же время очень легок в общении, всегда пребывал в хорошем настроении и не скупился на шутки», – рассказывал в своих интервью Роджер.
Именно Лундгрен сделал из просто одаренного юниора профессионала высшего класса. Петер имел богатый турнирный опыт профессионального игрока и был отлично знаком с миром тенниса изнутри. Поэтому все его советы и наставления позволили молодому Роджеру избежать многих ошибок как на корте, так и за его пределами. Под руководством Лундгрена Роджер смог выиграть свой первый титул «Большого шлема» – «Уимблдон»-2003. В 2004 году по обоюдному решению они решили расстаться.
Пьер Паганини
Пьер Паганини никогда не играл в теннис. После того как получил диплом учителя физкультуры в 1985-м, он начал работать в национальном теннисном центре Экубленсе, а в 1997 году перешел работать в Швейцарскую теннисную академию в Биле.
Роджер и Паганини начали сотрудничество в 2000 году по совету Лундгрена и продолжают и по сей день.
«Он является исключительным спортсменом и фантастическим игроком, и если он в форме, здоров и найдет свой ритм, он всегда будет в состоянии играть за большие титулы».
При смене игрового покрытия – например, с грунта на траву, – Паганини помогает Федереру подготовить тело к новым вызовам.
«Переход с грунта на траву – наверное, самое большое изменение в ходе сезона. Движение на траве сильно отличается от такового на других поверхностях», – рассказывает Паганини.
Именно благодаря Паганини Роджер в 34 года продолжает удерживать очень высокий физический уровень, играть и очень часто обыгрывать более молодых теннисистов тура.
Мирослава Федерер
Мирослава Вавринец, родилась 1 апреля 1978 года в чехословацком Бойнице, а через несколько лет ее родители эмигрировали в Швейцарию. В теннис Мирослава пришла случайно, когда в девять лет с отцом приехала на турнир WTA в немецкий Фильдерштадт, где он очень хотел взять автограф у Мартины Навратиловой. Отцу с дочерью удалось повидаться с Навратиловой, и именно Мартина приметила потенциал в маленькой девочке.
В 2000 году благодаря целеустремленности и большой выносливости Вавринец вошла в Топ-100. В том же году ей посчастливилось получить wild card на Олимпиаду в Сидней. Там и произошло ее знакомство с Роджером . Они много общались, Мирка даже принимала участие в тренировках Роджера.
«Даже не знаю, почему он постоянно хотел со мной общаться, – вспоминала Мирка. – А ближе к завершению Игр он меня поцеловал».
После этого отношения Мирки и Роджера продолжали развиваться, они старались проводить как можно больше времени вместе, иногда им удавалось пересекаться на турнирах, ну а когда появлялась возможность отдохнуть, то они с радостью делали это вместе.
В 2002 году в 24 года из-за травм Мирославе пришлось завершить карьеру, однако с теннисом она окончательно не попрощалась, став для своего любимого человека и менеджером, и агентом, и пиарщиком, и психологом, и тренером-консультантом, и даже спарринг-партнером.
«Я сама несколько лет была профессиональной теннисисткой, поэтому хорошо знаю, как важно, чтобы у тебя за спиной был надежный тыл, – рассказывает Мирка. – Именно это я и постаралась обеспечить Роджеру».
«Я привык советоваться с Миркой по самым разным поводам, – признается Федерер. – Как-то накануне турнира в Базеле я подошел к ней и сказал: «Слушай, я бы хотел сыграть здесь и в паре». На это она ответила: «Так играй. Чего ты меня спрашиваешь?» Я же говорю – привычка».
11 апреля 2009 года после почти девяти лет отношений Роджер и Мирка поженились в присутствии самых близких друзей. В своих интервью Роджер всегда с теплотой говорит о Мирославе.
«Я счастлив, что у меня есть Мирка. Счастлив, что мы можем проводить время вместе, – рассказывает теннисист. – Лучший выходной для меня – когда мы вдвоем дома. Только мы. Я счастлив, когда счастлива она, и я сделаю для этого все, что только возможно».
Мирослава сопровождает Роджера почти на всех его турнирах, не покидая корт ни на минуту, следит за игрой своего мужа, оказывая большую поддержку во всех матчах. Если бы не Мирослава, возможно нам с вами пришлось бы наблюдать совсем другого Роджера.
Тони Роч
Авторитетный австралийский тренер Тони Роч начал работу с Роджерам по специальному приглашению самого швейцарца. В январе 2005 года они начали сотрудничество. С появлением Роча в команде Федерер стал больше играть serve-and-volley. Так как Роч левша, он старался научить Роджера действиям против леворуких теннисистов.
Несмотря на то, что главная цель – покорить «Ролан Гаррос» – так и не была достигнута за время сотрудничества, Роджер все-таки смог выиграть шесть других титулов «Большого шлема».
За две недели до «Ролан Гаррос»-2007 Тони и Роджер приняли решение расстаться. Австралиец по сей день продолжает считать работу с Федерером одной из главных в своей жизни:
«Безусловно, Роджер – самый талантливый спортсмен в истории мирового тенниса. Наше с ним сотрудничество было интереснейшим опытом моей карьеры».
Тони Годсик
Тони Годсик родом из США, в 1970 году закончил один из престижных колледжей и получил диплом юриста, с 1993 года работает в компании IMG. IMG с 1998 года представляет интересы Роджера, там они и познакомились. С 2005 года, помимо работы в IMG, Тони – личный менеджер Роджера.
По истечении контракта с IMG Роджер не стал его продлевать. Вскоре после этого уже старший вице-президент агентства Годсик уволился со своего поста, и 11 декабря 2013 года он совместно с Роджером открыли свою менеджерскую компанию – Team8. Помимо совместного проекта Тони продолжает представлять интересы Роджера и по сей день.
Нэйт Фергюсон
Струны теннисных ракеток всегда считаются одним из важных компонентов в теннисе, а те ракетки, с которыми играет Роджер Федерер, натягиваются и перетягиваются и вовсе более 800 раз за сезон. Американец Нэйт Фергюсон следит за качеством самого важного рабочего инструмента Роджера с 2004 года.
Поначалу было очень трудно угодить, рассказывал Нэйт, однако сейчас уже в большинстве случаев Фергюсон может предугадать, какая сила натяжки будет идеальной для Федерера.
«Это зависит от его соперника, от высоты места проведения турнира над уровнем моря, температуры, погоды, типа корта, времени суток. Обычно он использует силу натяжения от 21 до 23,5 кг», – уточняет Нэйт. Если речь идет о турнире «Большого Шлема», Роджер обычно берет с собой на корт 8-9 ракеток с разной силой натяжения.
В течение года Роджер получает пять поставок по 12 новых ракеток в декабре, марте, мае, июле и сентябре. В среднем каждая ракетка перетягивается по 15 раз. В настоявшее время Роджер доверяет свои ракетки только Фергюсону.
Помимо Роджера у Нэйта есть еще игроки, с которыми он работает, однако только со швейцарцем у него сложились дружеские отношения.
«Работать с таким парнем для меня просто сбывшаяся мечта, – сознается Фергюсон. – Роджер очень прямой и легкий в общении человек».
Северин Люти
Северин Люти завершил свою теннисную карьеру уже в 20 лет, так и не успев ее начать, после чего перешел на тренерскую работу и с 2005 года работает капитаном сборной Швейцарии.
В июле-2007 Северин вошел в команду Роджера и находится в ней и по сей день. Помимо большой поддержки в плане тенниса, у Роджера и Люти сложились дружеские отношения и за пределами корта, Северин также находится в отличных отношениях со всей семьей Роджера.
Несмотря на нелюбовь к разъездам, Северин сопровождает Роджера почти 220 дней в году. «Что может быть лучше, чем тренировать Роджера Федерера? Можно быть лучшим тренером у игрока без потенциала, но тогда это не приносит удовлетворения», – восхищенно говорит Люти.
Роджер же в свою очередь всегда доверяет Люти и считает его одним из своих лучших друзей.
«Северин всегда желает мне самого лучшего. Я полностью ему доверяю», – как то раз написал Роджер.
Пол Анакон
Пол Анакон был очень достойным теннисистом. Много работая над собой, он постепенно прогрессировал и поднялся на 12-ю строчку рейтинга, победив на трех турнирах. Самый значимый титул Пол завоевал в 1985 году, выиграв Australian Open в парном разряде.
После завершения карьеры, Пол начал работать тренером. В 2010 году Роджер принял решение пригласить известного британского специалиста к себе в команду, Пол с радостью согласился.
«С таким мастерством, драйвом и выдержкой нет почти ничего невозможного. Думаю, это очевидно по его достижениям. Лично для меня это потрясающий опыт – оказаться в команде такого великолепного спортсмена и, что еще важнее, прекрасного человека,» – рассказывал Анакон.
Сотрудничество с Полом в конечном итоге принесли свои плоды в сезоне-2012, когда Роджеру удалось победить на «Уимблдоне» и вернуть себе звание первой ракетки мира, тем самым побив рекорд Пита Сампраса – бывшего подопечного Анакона. Также Роджер смог завоевать серебреную медаль олимпиады в Лондоне.
«Когда я просыпаюсь по утрам, мне хочется себя слегка ущипнуть», – признался Анакон после победы на «Уимблдоне».
Спустя три с половиной сотрудничество прекратилось.
Стефан Эдберг
Стефан Эдберг начал заниматься теннисом в ctvm лет. В 14 стал чемпионом мира среди юниоров и в одиночном, и в парном разряде. В 16 дебютировал в профессиональном туре.
За карьеру Эдберг выиграл девять турниров «Большого шлема» в одиночном и в парном разряде; также ему покорилась вершина мирового рейтинга в обоих разрядах. После завершения карьеры Стефан занялся бизнесом.
В начале 2014 года Федерер предложил Эдбергу – кумиру своего детства – поработать с ним и войти в его команду. Эдберг, хоть раньше никого не тренировал, принял приглашение.
«Если бы меня пригласил другой игрок, не думаю, что я согласился бы. Но это была такая честь, уникальная возможность: Роджер один из лучших в истории, и он попросил моей помощи. Я подумал над его предложением и после первой недели, когда я понял, что у нас что-то получается, согласился, потому что он выдающийся человек», – говорил Эдберг.
С приходом Стефана Роджер поменял ракетку, стал действовать агрессивнее и вдобавок стал больше давить на соперников своими плотными ударами по линиям.
«Федерер может играть в любом стиле, на корте он умеет все. И он до сих пор пытается стать лучше».
Сотрудничество Роджера и Эдберга продолжается и по сей день. Под руководством Стефана Роджер два года подряд играл в финале «Уимблдона», и мы надеемся, что это не предел этого союза.
Анна Винтур
Анна Винтур главный редактор американского Vogue, одна из самых влиятельных фигур мировой моды и преданных болельщиц Роджера. Все началось еще в 2002 году, когда Анна пришла посмотреть матч Роджера на US Open, после чего подошла познакомиться. С тех пор Анна стала частой гостью в ложе Роджера, дружеские отношения связывают ее и с Мирославой.
Сейчас Анна помогает модными советами Роджеру и Мирке. Ради Роджера Анна иногда даже готова пропускать самый важные показы в мире моды. Благодаря ее наставлениям Роджер появляется на значимых светских мероприятиях, понимая их важность для своей карьеры.
Шарлин Рива, Майла Роуз, Ленни и Лео Федереры
Шарлин Рива и Майла Роуз появились на свет 23 июля 2009 года, они сразу принесли огромную радость семье Федерер.
«Когда у тебя появляются дети, то они начинают оказывать серьезное влияние на все аспекты твоей жизни. Ты постоянно думаешь, чем они заняты. В данный момент я прекрасно знаю, что они делают, но через час все может измениться. Поезд постоянно движется вперед, даже когда тебя нет рядом».
Первое появление Шарлин и Майлы на трибуне случилось на домашнем турнире в Базеле в 2010 году.
6 мая 2014 года в семье Федерер появились еще двое близнецов, на этот раз мальчики – Лео и Ленни. За свою пока короткую жизнь они уже успели побывать на трибунах и поболеть за отца.
Да, дети Федерера еще не давали интервью и, наверное, ничего ему не советовали (хотя, может, и нет), однако их появление на свет очень изменило его судьбу.
Дорогой наш Роджер поздравляю тебя с днем рождения, желаю счастья, здоровья, чтобы все у тебя всегда было хорошо и чтобы ты продолжал всех нас радовать своим теннисом.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill (1, 12), Bongarts (4), Julian Finney (6, 10), Ryan Pierse (7), Matthew Stockman (8), Scott Barbour (11), Peter Kramer (13); facebook.com/Federer.
Спасибо
Оказывается, папа предлагал Роджеру поехать в академию Боллетьери. Роджер отказался. И правильно сделал. Можно с уверенностью сказать, что это был бы совсем другой Федерер
Р.С. Марат Сафин: Боллетьери говорил, что из меня ничего не получится
По каждому из персонажей, узнал что то новое.
Удачи Роджеру!
И выглядят они очень хорошими людьми. На Уиме-2008 Роберт очень открыто аплодировал победе Рафы, хотя момент был очень тяжелый.
Картеру огромное спасибо. Важнейший тренер Роджера. Как бы он сейчас гордился, эх...