Домашняя неделя Вики
"Счастливыми нас делают простые вещи", - резонно решила Виктория Азаренка после досадного завершения выступления на Ролан Гаррос-2015. И вот спустя несколько дней она дома, в родном Минске. Там, где глаза и душу тешат красоты неброской белорусской природы, где забота и тепло самый близких людей, где просто любят и ждут.
У Виктории из-за насыщенного соревновательного календаря немного возможностей на семейных праздниках быть вместе с родными. Поэтому, думается, любое подобное торжество вдвойне приятно. Тем более, если это такое важное событие, как крестины любимого племянника.
Но все же большую часть своего времени в Минске Вика проводила на тренировках. На кортах Республиканского центра олимпийской подготовки по теннису белоруска оттачивала своё мастерство, готовясь к травяному сезону, под руководством Сажи Бажина, который выступал на этот раз не как спарринг-партнер, а наставник.
В один из дней на соседнем корте тренировался и Максим Мирный, в паре с которым в 2012 году Вика стала олимпийской чемпионкой. Приятная встреча на родной земле.
А уж сколько взаимной радости принесло общение с болельщиками! Все желающие могли наблюдать за тренировками, а потом и поговорить со своими любимцами, одаривая их цветами и подарками, а взамен получая не только автографы, но и искренние улыбки и слова благодарности.
«Дотянуться до звезды», или как пообщаться с Викторией Азаренко
Вика неоднократно говорила, что хочет помогать развитию тенниса в Беларуси. И ее слова не расходятся с делом. Так 11 июня в Дворце тенниса состоялась лекция известного француского физиотерапевта Жан-Пьера Брюера, который в 2012-2103 годах успешно работал с Викторией и сейчас приехал в Минск по ее личному приглашению.
По информации Белоруской теннисной федерации, "доклад «Новые подходы в развитии тенниса» основывался исключительно на физиотерапевтическом взгляде на теннис. Причём важно отметить, что разговор касался не только работы с Викторией. Жан-Пьер говорил о базовых принципах, которые, по его мнению, должен знать каждый теннисист и тренер. Особенно выделялись правильная работа с собственным телом, чёткая индивидуализация тренировочного процесса. Интересно, что в определённый момент к Жан-Пьеру присоединилась и сама Виктория Азаренко, иногда дополняя от себя ответы Брюера на вопросы слушателей. Показав несколько простых, но действенных упражнений, отметив наиболее частые ошибки при выполнении популярных упражнений, Жан-Пьер в завершение сказал: «В Беларуси есть хорошая школа подготовки спортсменов, сказывается наследие Советского Союза, в котором очень хорошо умели готовить атлетов. Поэтому ни в коем случае нельзя забывать эти методики. С другой стороны, многие методы уже достаточно сильно устарели, поэтому есть смысл связать более современные эффективные западные технологии с лучшим из советского периода». Эта встреча с Жан-Пьером была лишь вводной и является первой из серии подобных мероприятий. Брюер обещал вскоре вернуться и уже более конкретно показать белорусским теннисистам методики, основанные на его громадном опыте" (источник: http://tennis.by/news/view/4792).
Во время нынешнего визита в Минск не меньший интерес, чем сама Вика, у поклонников тенниса вызывал Саша Бажин. Он во второй раз в белорусской столице (впервые приезжал в апреле, когда Вика готовилась к играм Кубка федерации) и уже вполне оценил местное гостиприимство. Журналисты SPORT.TUT.BY Юрий Михалевич и Кирилл Клименков встретились с ним и расспросили о многом.
Вот что Саша рассказал:
о том, почему, когда и как начал сотрудничать с Викой
"Мы давно были знакомы с Викторией. Часто встречались с ней на турнирах, а также обменивались сообщениями в соцсетях, поэтому это не был тот случай, когда она мне вдруг позвонила и предложила поработать вместе. Нет, мы неплохо знали друг друга. Я был во Флориде, когда она впервые связалась со мной и выразила заинтересованность в сотрудничестве. Это случилось в январе 2015 года во время Открытого чемпионата Австралии. Вика поинтересовалась, почему меня не было на этом турнире вместе с Сереной Уильямс. Дело в том, что мы с Сереной решили прекратить совместную работу, а Вике как раз был необходим тренер. Мы начали с ней активно общаться.
На тот момент прошло очень мало времени после нашего расставания с Уильямс. Я тренировался с Сереной на протяжении восьми лет и покинул ее команду, когда она была первым номером мирового рейтинга. Все эти годы я строил свою жизнь вокруг ее персоны. Кстати, поэтому и жил во Флориде, то есть неподалеку от ее резиденции.
Для меня переход к другому игроку был очень серьезным шагом. Но в конце концов я понял, что готов к новому пути. Конечно, я не хотел бы быть с кем-то, кто мне не нравится. Такое сотрудничество не привело бы к чему-то хорошему, ведь видеться все равно пришлось бы каждый день. Что же касается Вики, то она всегда была мне симпатична: и как человек, и как игрок".
"Во Флориде было около трех часов ночи, когда девушки соревновались в Дохе. Позже мы обменивались с Викой сообщениями, обсуждали ее скорую встречу с Винус Уильямс... Я был приятно удивлен тому, как хорошо работали ее руки. Так и сказал ей: "Я не знал, что ты так умеешь! Ты должна чаще выходить к сетке, чтобы завершать розыгрыши в свою пользу. Жаль, что она проиграла в решающем матче Дохи-2015, однако было заметно, что победы в четырех предыдущих встречах потребовали от нее слишком много сил. К концу соревнований она просто устала. Это был первый турнир за долгое время, который дал понять ей, что она способна на большее. Нет большого секрета в том, что тренироваться легче, чем играть, но как важно перенести в игру все то, что ты отрабатываешь на тренировке".
о начале совместной работы
"Я хорошо помню нашу первую тренировку с Викой. Это было в Лос-Анджелесе. До этого последние четыре месяца ничего не делал, а потому это, скорее, я был не в форме на нашем первом совместном занятии. Конечно, я хотел как можно скорее адаптироваться к новым условиям и понять, что из того, что я делал для Серены, мог бы использовать теперь. Все-таки Серена была первым номером, когда я ушел от нее, поэтому мой предыдущий опыт уж точно не мог навредить Вике. Хотя, надо отметить, что теннис – это индивидуальный вид спорта, а потому он требует такого же подхода к игрокам.
На первых порах мне было трудно понять, насколько хорошо физически готова Виктория к интенсивным нагрузкам. Как выглядит Виктория, которая готова на сто процентов, я тоже толком не знал.
Когда я работал с Сереной, то по ее настроению, тому, как она двигалась, многое понимал. Например, что она чувствует или что у нее болит. Исходя из этого, строил программу тренировок на неделю. Нынче ситуация выглядела иначе.
Я знал, что начало года было трудным для Вики, что она мало играла и была недовольна собой. Однако мы оба понимали, что физическое состояние – это то, что мы можем улучшить. Были вещи, над которыми также следовало поработать, и такие приемы в арсенале Вики, о существовании которых я и не подозревал. Я сказал ей: "Ты замечательно исполняешь резаные удары! Давай". Позже я добавил, что не знаю, есть ли у нее слабости, но постараюсь сделать так, чтобы их было как можно меньше.Каждый день мы посвящаем тому, чтобы стать лучше, и такой подход к работе должен принести результат".
о своем статусе в команде Вики
"Если честно, не так и важно, как вы назовете меня. Моя работа – помогать Вике. Если ей нужна помощь на корте, то, конечно, я стараюсь быть для нее полезным, подсказываю, что у нее хорошо получается, а что она делает неправильно. Я не шеф-повар, но если нужна будет помощь на кухне, то буду рад ей ассистировать и в таком качестве. То есть неважно, где она находится: на корте или за его пределами, в гимнастическом зале или на кухне, – моя задача сводится к тому, чтобы сделать ее жизнь проще. Как вы поняли, я не просто спарринг-партнер, потому что спарринг-партнер – это человек, который просто возвращает мячи на твою половину корта. А это не я".
об улучшении игры Вики
"Я попытался объяснить ей, что она не должна быть довольна своим положением в рейтинге, как и десятым номером, или четвертым, или даже вторым, потому что у нее есть все для того, чтобы быть первой в мире. Я считал важным понять, что передо мной находится игрок, обладающий менталитетом победителя, который готов выжать из себя максимум, чтобы добиться поставленной цели. Она хочет быть первым номером в мире, а моя забота – помочь ей в этом. Я как-то сказал ей: "Пойми, я перестал работать с первой ракеткой мира и начал работать с тобой. Это потому что я верю, что ты можешь быть лучшей в мире.
Вика – одна из немногих теннисисток на планете, кто способен вести игру. Проиграла она или выиграла – все зависит только от нее. Мы говорим ей: "Ничего страшного, если ты допускаешь невынужденные ошибки. Все равно прессингуй соперника, заставляй его ошибаться, действуй агрессивно".
Я не очень верю в подход, при котором Вика должна подстраиваться под оппонента. Мы считаем, что ведущим игроком в каждом матче должна быть Виктория, а ее соперникам остается лишь думать: "Ах, черт, нам по сетке попалась Азаренко! Что нам теперь с ней делать?". Конечно, мы учитываем сильные и слабые стороны теннисисток, с которыми предстоит сыграть, но по большому счету ее не должно заботить, кто выходит против нее. Она должна думать о своем теннисе.
Хотя во время разминки я обычно напоминаю ей об особенностях соперниц, имитируя их манеру игры. Например, все знают, что у Саманты Стосур подача и удары с вращениями, а Ана Иванович пробивает наотмашь с бэкхенда и имеет семидесятипятипроцентный показатель точности с форхенда. Важно подойти к матчу в состоянии полной концентрации, а потому мои подсказки во время разминки точно не являются чем-то лишним".
о положении Вики в рейтинге
"Если мы не будем пересекаться с Сереной Уильямс и Марией Шараповой хотя бы до полуфинала-четвертьфинала, это будет здорово, – добавил он. – А уже на более поздних стадиях во встречах с этими игроками мы будем стараться использовать свой шанс".
"Вика очень требовательна к себе, а потому мы не хотим говорить ей что-то в роде: "Ты должна быть двадцатой перед Уимблдоном, а после этого турнира – восемнадцатой". Я вижу, что она работает усердно, и тружусь рядом с ней. Мы везде стараемся выступать так хорошо, насколько это возможно, а к концу года надеемся оказаться в первой десятке. Попасть на итоговый чемпионат WTA в Сингапуре было бы здорово с учетом того, что в начале года Вика находилась в районе пятого десятка лучших теннисисток планеты. Важно, чтобы у нее не было травм. Думаю, если она продолжит работать в том же духе, будет сильной и здоровой, то обязательно добьется своего".
о последнем матче Вики против Серены
"Это был один из лучших матчей Серены, которые я видел, за долгое время. Если обратиться к статистике американки на "Ролан Гаррос", то из всех ее трехсетовых матчей в поединке с нами у нее был сорок один виннер и двадцать одна невынужденная ошибка. В других встречах у Серены было все наоборот. То есть около двадцати виннеров и сорока невынужденных ошибок. Игра Вики с Сереной была фантастической для обеих теннисисток. Вика сражалась, как могла, но Серена была чуть-чуть лучше".
"После каждого поражения мы собирались вместе, и она просто выговаривала все, что у нее было внутри. Конечно, после последней встречи с Сереной она была очень зла, и, мне кажется, что это справедливо. Когда она выпустила пар, мы пересмотрели матч, чтобы проанализировать его, отметить достоинства и недостатки нашей игры. На следующий день после поражения я постарался поддержать ее с помощью шуток. В то же время хотел бы заметить, что Вика не убивалась в стиле: "О, боже! Это было ужасно! Как я могла проиграть?"
о белорусских фанах Вики
"Они просто классные. Это неагрессивные молодые люди, преимущественно девушки, которые уважают достижения Виктории. На каждой нашей минской тренировке находилось около трех десятков девушек, которые аплодировали Вике в случае удачных действий на корте. Когда же тренировка заканчивалась, они общались с ней, дарили ей подарки. Пожалуй, после каждой нашей тренировки Вика устилала цветами стол в родительском доме".
об атмосфере во время тренировок
"У нас в команде много любителей черного юмора и грязных шуточек, мы очень жестко друг над другом подшучиваем, подтруниваем, разыгрываем. Мне кажется, все от этого получают удовольствие, так как остаются собой, и в целом атмосфера у нас хорошая. Каждый в нашей команде – личность, но все вместе мы отлично ладим. Это одна из причин, почему я согласился работать с Викой. Думаю, что даже за миллион долларов не смог бы быть с человеком, с которым не могу перекинуться и пятью словами". "В Лос-Анджелесе мы работали с баскетбольным мячом. Эта игра похожа на "Тридцать три очка". Разница лишь в том, что после удачного броска ты можешь выбрать любую позицию на площадке для нового выстрела, не ограничивая себя допусками. Так вот, в этой игре я просто уничтожил Вику! Да, еще раз хочу сказать, что я уничтожил ее на баскетбольной площадке. А на турнире в Риме накануне матчей мы иногда разминались, используя футбольный мяч. Очень весело проходят такие занятия… Вику отличает хорошая координация, что позволяет ей чувствовать себя уверенно в любом виде спорта. Она очень талантливая спортсменка, и я нахожусь под сильным впечатлением от футбольных навыков, которые она порой демонстрирует во время теннисных матчей".
о важности для Вики приезда домой
"Только в одном месте ты чувствуешь себя как дома. А чего стоит поддержка матери? Кстати, мама Вики Алла Валентиновна отлично готовит. Причем готовит не только для Вики, но и для меня, и не одно и то же блюдо. Например, сначала она приготовит что-то для Вики, а потом то, что нравится мне. Иногда она приносила обед прямо на корт, представляете? Обычный домашний обед – это огромная разница по сравнению с походом в ресторан или едой, приготовленной самостоятельно. Еще в Минске у Вики есть собака. Она давно хотела завести питомца породы хаски, и, насколько мне известно, у нее с мамой был какой-то договор на сей счет. Когда Вика исполнила свою часть соглашения, у них в доме появился щенок по кличке Санни. Да и сам город, в котором родилась Вика, заряжает ее позитивными эмоциями. Мы с Викой побывали на здешнем Saleo Сup, и юниорский турнир с призовым фондом в двадцать пять тысяч долларов заставил ее вспомнить тот путь, который она преодолела, – от минских кортов до вершины мирового тенниса. Так что, думаю, ее приезд домой был очень хорошей идеей".
о своих славянских корнях
"Да, в некоторых моментах я действительно немец. Например, что касается работы, я очень требователен к себе. Да и прическа у меня немецкая. Когда же работа заканчивается, я позволяю себе расслабиться, быть дружелюбным. Другими словами, на корте я немец, а за его пределами – серб. Однако отношения с Викой начинают способствовать тому, чтобы серб победил во мне немца".
об результатах 4-месячного сотрудничества с Викой
"Это было отличное приключение. Я считаю, что за это время Виктория сильно прибавила и что мы уже не так далеки от спортсменок, которые выше нас в рейтинге: Серены Уильямс, Марии Шараповой и других. Если говорить о поединках с Сереной в Мадриде и на "Ролан Гаррос", не стоит забывать, что она лучший игрок в мире, а Вика продемонстрировала игру, близкую по уровню к ней. Где-то нам не хватило удачи и уверенности.
Думаю, через большие матчи Вика добьется состояния расслабленности, с одной стороны, и концентрации – с другой. Надеюсь, что она уже почувствовала мою веру в нее, что она начала доверять своей новой команде и что это поможет ей продолжить движение вперед в следующей части сезона".
Полностью материал "Как "секретное оружие" Серены Уильямс стало работать на Викторию Азаренко" можно посмотреть здесь
Вот так, подзаряжаясь энергетикой родной земли и любовью дорогих людей, Вика готовилась ко второй части сезона. А 11 июня она направилась в Бирмингем, турниром в котором стартуют для Виктории Азаренко состязания на травяных кортах.
Источники фото:
https://instagram.com/vichka35/
Серб-немец - это отдельно хорошо в этой публикации, хорошее вью, спасибо за него :)
А симпатии к Бажину у меня увеличиваются чуть ли не в геометрической прогрессии.
____________________
Причем, не только как о спортсменке, но и человеке. И последнее, как по мне, более ценно :))
не то что всякие высеры административных авторишек