5 мин.

Выдающаяся посредственность

Рафаэль Надаль

Наблюдая в очередной раз, как Джокович гоняет Надаля по корту, я долго думал над тем, какое прозвище подходит испанцу – многократному победителю Открытого Чемпионата Франции. И вдруг, совершенно неожиданно для меня – это было как наитие, как знамение свыше – пришло на ум следующее: «выдающаяся посредственность».

Новак наконец-то выиграл. Да, это было прекрасно, это было великолепно, это было восхитительно. Это было сверхуверенно и закономерно. Сербский теннисист показал космический уровень игры, и Надаль, как бы не бегал за мячами, и сколько бы кубометров воды из него не вылилось, не мог сделать ничего. В чем же причина?

Чем славятся хорошие исполнители, хорошие работники? Точностью, скрупулёзностью, готовностью идеально выполнять приказы. Они делают всё так, как надо, но никогда не выходят за рамки своих возможностей, за пределы своих умений.

Кто такой ремесленник, а кто такой Мастер? Ремесленник умеет прекрасно делать табуретки. Он делает их друг за другом, делает одну за другой, делает одной левой и не глядя. Табуретки выходят чистенькие, ровненькие и без единого сучка, но какие-то все очень одинаковые, неприметные, стандартные.

Что делает Мастер? Он, безусловно, умеет делать табуретки, но он не считает это своё умение чем-то выдающимся, он понимает, что это – техника, и не более того. Что это – всего лишь навык, ради которого не стоит жить, ради которого не стоит умирать. Навык, который необходим любому Мастеру, но всего лишь как маленький аспект, ничтожная часть его таланта.

Мастер ТВОРИТ. Всю жизнь он пытается создать Буратино. Часто это не получается, часто всё валится из рук, часто Мастер злится на себя, бросает полено в стену, ломает его об колено.

Но однажды, после многочасовой непрерывной работы, после неимоверных усилий и на грани физических возможностей он создаёт немного корявого, сучковатого, кривого и косого, но ЖИВОГО Буратино. И в этот момент Мастер может сказать себе: «Всё, я жил не зря!»

Можно за всю жизнь сделать миллиард табуреток, но не стать Мастером. Можно быть идеальным ремесленником, который всегда имеет своего клиента, но никогда не стать Гением.

Выдающаяся посредственность – идеальное прозвище для Рафаэля Надаля, девятикратного победителя Ролан Гарроса. Заслуживает ли этот теннисист уважения? Безусловно. Можно ли считать его Великим. Несомненно. Но вот будет ли он Богом тенниса? Нет.

В своё время «король поэтов», признававшийся таким путём голосования среди футуристов, Игорь Северянин называл «бездарью» Бориса Пастернака. Пастернак – безусловно хороший поэт, замечательный поэт, превосходный поэт, но в яркости, в изящности, в лёгкости слога он не мог превзойти ни Маяковского, ни Северянина.

Такой же и Надаль. Почему в этот раз выиграл Джокович? Да потому, что он САМОСОВЕРШЕНСТВОВАЛСЯ всё это время, то есть занимался тем, чем Надаль не занимался НИКОГДА. Никогда испанец не менял своей игры: как закручивал мячи, так и закручивает, как играл в защите, так и играет, как ждал ошибки соперника, так и ждёт. Просто раньше, в 2012, 2013, 2014 годах Новак психологически никак не мог себя перебороть, во-первых, и не умел так хорошо защищаться, во-вторых.

Ведь сейчас серб бегал за всеми мячами, и переиграл Надаля даже в том, что всегда было его коньком – в защите. Если раньше он атаковал, но Надаль доставал все мячи, переходил в контратаку, и это сбивало Новака, то теперь он умудрялся из контратаки Рафаэля сделать свою контрконтратаку. Он просто блистал на корте, ему нравилось ИГРАТЬ, ему нравилось СОЗИДАТЬ, ему нравилось ВЫДУМЫВАТЬ, а не просто выигрывать, как испанцу. Особенно показательно, как он даже расстроился, когда в одном из розыгрышей Надаль отправил смэш в аут, поскольку, если бы действие было удачным, то оно было бы КРАСИВЫМ, а в итоге всё оказалось испорчено. И для Джоковича важнее было не выиграть очко, а сотворить шедевр, в котором он стал бы соавтором, хотя бы и проиграл. Он понимает, в чём СУТЬ, СОЛЬ И СМЫСЛ ТЕННИСА – в красивой игре, а не в том, чтобы выиграть Ролан Гаррос 10 раз. Он не разрушает то, что создаёт соперник, а сочиняет свою историю на корте. Он – писатель тенниса, а не его критик.

Комментаторы на евроспорте задавались вопросом: почему французская публика не любит Надаля. Не знаю, конечно, почему они этого не понимают, ведь это же так очевидно. Людям нравится смотреть не на результат, не на то, как ремесленнник штампует табуретки на конвейере. Люди хотят видеть что-то ЖИВОЕ, ТЁПЛОЕ И РОДНОЕ, ЧТО-ТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СИМПАТИЧНОЕ.

За 10 лет Рафаэль Надаль так этого не понял. Что он никогда не будет занимать в сердцах любителей тенниса то же самое место, которое занимают Марат Сафин, Роджер Федерер, Андре Агасси, Пит Сампрас, Новак Джокович. Что он никогда не станет для них тем, кому они готовы поклоняться, на кого они готовы молиться. Просто потому, что он – не творец. Он – посредственность. Пусть и выдающаяся.

Конечно, читатели данного блога могут обвинить меня в том, что я неуважительно отношусь к легенде мирового тенниса, к человеку, результаты которого на Открытом Чемпионате Франции ещё очень долго или, может быть, даже никогда не сможет перекрыть никто. Но поверьте, главное – не это. Главное – не количество титулов и поднятых Кубков над головой. Главное – создать действительно что-то НОВОЕ, СВЕТЛОЕ, ВОЗДУШНОЕ. Выйти за рамки собственных возможностей, прыгнуть выше головы. В этом – цель жизни. А не в том, чтобы, загнанный как скаковая лошадь, носиться по корту, превращая гениальную картину в испорченное мазнёй полотно. И если Надаль за всю свою карьеру не покажет ничего запоминающегося, он так и останется выдающейся, но серой посредственностью, его никогда не будет любить публика. Точно также, как трудовые будни никогда не станут Праздниками Жизни.

 

http://красотаспорта.рф/blog/vydajushhajasja_posredstvennost/2015-06-09-4