Выдающаяся посредственность
Наблюдая в очередной раз, как Джокович гоняет Надаля по корту, я долго думал над тем, какое прозвище подходит испанцу – многократному победителю Открытого Чемпионата Франции. И вдруг, совершенно неожиданно для меня – это было как наитие, как знамение свыше – пришло на ум следующее: «выдающаяся посредственность».
Новак наконец-то выиграл. Да, это было прекрасно, это было великолепно, это было восхитительно. Это было сверхуверенно и закономерно. Сербский теннисист показал космический уровень игры, и Надаль, как бы не бегал за мячами, и сколько бы кубометров воды из него не вылилось, не мог сделать ничего. В чем же причина?
Чем славятся хорошие исполнители, хорошие работники? Точностью, скрупулёзностью, готовностью идеально выполнять приказы. Они делают всё так, как надо, но никогда не выходят за рамки своих возможностей, за пределы своих умений.
Кто такой ремесленник, а кто такой Мастер? Ремесленник умеет прекрасно делать табуретки. Он делает их друг за другом, делает одну за другой, делает одной левой и не глядя. Табуретки выходят чистенькие, ровненькие и без единого сучка, но какие-то все очень одинаковые, неприметные, стандартные.
Что делает Мастер? Он, безусловно, умеет делать табуретки, но он не считает это своё умение чем-то выдающимся, он понимает, что это – техника, и не более того. Что это – всего лишь навык, ради которого не стоит жить, ради которого не стоит умирать. Навык, который необходим любому Мастеру, но всего лишь как маленький аспект, ничтожная часть его таланта.
Мастер ТВОРИТ. Всю жизнь он пытается создать Буратино. Часто это не получается, часто всё валится из рук, часто Мастер злится на себя, бросает полено в стену, ломает его об колено.
Но однажды, после многочасовой непрерывной работы, после неимоверных усилий и на грани физических возможностей он создаёт немного корявого, сучковатого, кривого и косого, но ЖИВОГО Буратино. И в этот момент Мастер может сказать себе: «Всё, я жил не зря!»
Можно за всю жизнь сделать миллиард табуреток, но не стать Мастером. Можно быть идеальным ремесленником, который всегда имеет своего клиента, но никогда не стать Гением.
Выдающаяся посредственность – идеальное прозвище для Рафаэля Надаля, девятикратного победителя Ролан Гарроса. Заслуживает ли этот теннисист уважения? Безусловно. Можно ли считать его Великим. Несомненно. Но вот будет ли он Богом тенниса? Нет.
В своё время «король поэтов», признававшийся таким путём голосования среди футуристов, Игорь Северянин называл «бездарью» Бориса Пастернака. Пастернак – безусловно хороший поэт, замечательный поэт, превосходный поэт, но в яркости, в изящности, в лёгкости слога он не мог превзойти ни Маяковского, ни Северянина.
Такой же и Надаль. Почему в этот раз выиграл Джокович? Да потому, что он САМОСОВЕРШЕНСТВОВАЛСЯ всё это время, то есть занимался тем, чем Надаль не занимался НИКОГДА. Никогда испанец не менял своей игры: как закручивал мячи, так и закручивает, как играл в защите, так и играет, как ждал ошибки соперника, так и ждёт. Просто раньше, в 2012, 2013, 2014 годах Новак психологически никак не мог себя перебороть, во-первых, и не умел так хорошо защищаться, во-вторых.
Ведь сейчас серб бегал за всеми мячами, и переиграл Надаля даже в том, что всегда было его коньком – в защите. Если раньше он атаковал, но Надаль доставал все мячи, переходил в контратаку, и это сбивало Новака, то теперь он умудрялся из контратаки Рафаэля сделать свою контрконтратаку. Он просто блистал на корте, ему нравилось ИГРАТЬ, ему нравилось СОЗИДАТЬ, ему нравилось ВЫДУМЫВАТЬ, а не просто выигрывать, как испанцу. Особенно показательно, как он даже расстроился, когда в одном из розыгрышей Надаль отправил смэш в аут, поскольку, если бы действие было удачным, то оно было бы КРАСИВЫМ, а в итоге всё оказалось испорчено. И для Джоковича важнее было не выиграть очко, а сотворить шедевр, в котором он стал бы соавтором, хотя бы и проиграл. Он понимает, в чём СУТЬ, СОЛЬ И СМЫСЛ ТЕННИСА – в красивой игре, а не в том, чтобы выиграть Ролан Гаррос 10 раз. Он не разрушает то, что создаёт соперник, а сочиняет свою историю на корте. Он – писатель тенниса, а не его критик.
Комментаторы на евроспорте задавались вопросом: почему французская публика не любит Надаля. Не знаю, конечно, почему они этого не понимают, ведь это же так очевидно. Людям нравится смотреть не на результат, не на то, как ремесленнник штампует табуретки на конвейере. Люди хотят видеть что-то ЖИВОЕ, ТЁПЛОЕ И РОДНОЕ, ЧТО-ТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СИМПАТИЧНОЕ.
За 10 лет Рафаэль Надаль так этого не понял. Что он никогда не будет занимать в сердцах любителей тенниса то же самое место, которое занимают Марат Сафин, Роджер Федерер, Андре Агасси, Пит Сампрас, Новак Джокович. Что он никогда не станет для них тем, кому они готовы поклоняться, на кого они готовы молиться. Просто потому, что он – не творец. Он – посредственность. Пусть и выдающаяся.
Конечно, читатели данного блога могут обвинить меня в том, что я неуважительно отношусь к легенде мирового тенниса, к человеку, результаты которого на Открытом Чемпионате Франции ещё очень долго или, может быть, даже никогда не сможет перекрыть никто. Но поверьте, главное – не это. Главное – не количество титулов и поднятых Кубков над головой. Главное – создать действительно что-то НОВОЕ, СВЕТЛОЕ, ВОЗДУШНОЕ. Выйти за рамки собственных возможностей, прыгнуть выше головы. В этом – цель жизни. А не в том, чтобы, загнанный как скаковая лошадь, носиться по корту, превращая гениальную картину в испорченное мазнёй полотно. И если Надаль за всю свою карьеру не покажет ничего запоминающегося, он так и останется выдающейся, но серой посредственностью, его никогда не будет любить публика. Точно также, как трудовые будни никогда не станут Праздниками Жизни.
http://красотаспорта.рф/blog/vydajushhajasja_posredstvennost/2015-06-09-4
а вообще хочу сказать. Называя Надаля ремесленником, автор явно пытался его уязвить. Увы. Быть ремесленником, обладать каким-то ремеслом - это высшее предназначение человека. Ибо мир двигают именно обладающие ремеслом. А не гении-одиночки.
А уж противопоставление Надаля и Джоковича... Даже не смешно. Ну есть же Федерер - чего вы других нормальных игроков, трудяг и пахарей, ремесленников, все пытаетесь в ранг богов-гениев возвести? Балуйтесь этими эпитетами с Федерером! Богу - богово. Оставьте кесарям кесарево.
А в целом не могу не согласиться с одним из предыдущих ораторов - выдающийся бред. Хочется посоветовать автору словами Евгения Базарова: "Друг мой Аркадий, не говори красиво". В лужу сесть можно.
Интересно, на каком основании Вы это утверждаете?
На матчах Надаля стадион всегда почти заполнен. Визуально даже больше,чем на матчах Джоковича.
По ежегодным опросам болельщиков Надаль занимает второе место уже не менее 10 лет. Кстати
в прошлом году болельщики поставили Джоковича на 4ое место.
СМИ уделяют больше внимания Надалю чем первой ракетке мира Джоковичу. Это заметил даже
Беккер.
Может быть здесь есть несправедливость, но это факты.
Автор, кто Вам сказал эту глупость?
-----------
" И если Надаль за всю свою карьеру не покажет ничего запоминающегося..."
Т.е. он до сих так ничего такого и не показал??
А и то правда: мне вот Джоконда тоже как-то нифига не запомнилась...
-----------
"Почему в этот раз выиграл Джокович? Да потому, что он САМОСОВЕРШЕНСТВОВАЛСЯ всё это время..."
" Главное – не количество титулов и поднятых Кубков над головой..."
Да потому Джокович и самосовершенствовался всё это время, что главное как раз - именно ПОБЕДА, именно КОЛИЧЕСТВО титулов и поднятых кубков.
"Он [Джокович] понимает, в чём СУТЬ ... И СМЫСЛ ТЕННИСА – в красивой игре,"
А ЭТУ глупость Вам кто сказал???
...не говоря уже о том, что "красота" вещь сугубо субъективная, и для миллионов болельщиков игра Джоковича (как и игра Надаля, как и игра Федерера, как и игра любого другого Мастера) - невыносимо скучна и антипатична...
Называть одного из лучших игроков в истории тенниса "Посредственностью" очень глупо и, так скажем "по-хейтерски". Надаль совершенствовал свою игру активно в 2010 году, когда на новый уровень вышла его подача и активность возросла. В некоторых матчах с Джоковичем и Федерером у него больше чистых выигрышей не считая эйсов. Рафа вернулся после серьезнейших травм, вспомните 2010 и 2013 годы.
P.S. Я болельщик Роджера с 2003 года
А с мозгами у меня все в порядке. И смысл вашего поста я прекрасно поняла. Просто его оспорила.
А коли вам кажется, что кто-то смысла вашего поста не понял, то вопрос не к читателю, а к вам, как к автору. Не донесли’с.