4 мин.

Федерер – дель Потро и еще 6 теннисных рукопожатий, которые нельзя пропустить

Валерия Ли показывает эпизоды у сетки, без которых ваш болельщицкий опыт неполон.

Тема теннисных рукопожатий приобрела остроту в этом месяце, когда Эжени Бушар возмутила спортивный мир своим высокомерием. Впрочем, фанаты традиционно трепетно относятся к этому элементу игры: часто пара мгновений у сетки могут сказать о принципиальности матча и накале борьбы не меньше, чем десятиминутный обзор хайлайтов.

По правилам, теннисисты не обязаны жать руки после матча, но так проявляется уважение к сопернику и игре, так что в наше время пренебрегают этим обычаем только в исключительных случаях. Другое дело – поблагодарить соперника за игру тоже можно по-разному, и не всегда протянутая рука свидетельствует о доброй воле.

Так, на «Уимблдоне»-2013 Агнешка Радванска оказалась в центре внимания, когда после полуфинала, проигранного Сабин Лисицки 7:9 в решающем сете, не глядя протянула руку победительнице. Пока Мартина Навратилова в эфире BBC говорила, что «не могла поверить своим глазам», Радванска на послематчевой пресс-конференции защищалась:

«А что я должна была делать – плясать от радости? В тот момент мне было не до этого».

Комментируя эпизод, Навратилова призвала равняться на игроков-мужчин, среди которых душевных рукопожатий больше, чем холодных. Примеров действительно много, и один из самых ярких – душераздирающий полуфинал лондонской Олимпиады между Роджером Федерером и Хуаном Мартином дель Потро, который оба завершили в слезах. Маэстро победил со счетом 19:17 в решающем сете и, поцеловав швейцарский флаг на футболке, у сетки выразил свое сочувствие сопернику.

Иногда, впрочем, теплота чувств у сетки может обернуться неловкостью, как это было на US Open-2011 у Григора Димитрова с Гаэлем Монфисом:

Перформанс Томми Робредо прошлой осенью в Валенсии в представлении уже не нуждается и проходит по классу вещей, смотреть на которые можно бесконечно. (Подробнее – здесь.)

Конфликтные ситуации случаются, конечно, и среди мужчин. Три года назад во время четвертьфинала Кубка Дэвиса в Праге Янко Типсаревич обвинил Радека Штепанека в том, что тот после проигранного матча протянул ему не открытую ладонь, а средний палец. Капитан сербов с трудом удержал Типсаревича от разборок прямо на корте, но не в пресс-руме и твиттере. Штепанек обвинения отверг.

Иногда от рукопожатия отказываются вовсе – в знак протеста против поведения соперника. Несколько лет назад в Истбурне Марион Бартоли не пожала руку соотечественнице Вирджини Раззано, которая обвинила ее в трюкачестве. На Australian Open-2012 Томаш Бердых обиделся на Николаса Альмагро, решив, что тот по ходу матча специально зарядил в него мячом. Позднее чех признал, что, возможно, погорячился (а через пару месяцев в Индиан-Уэллсе, когда пути теннисистов снова пересеклись, и мяч от удара испанца снова задел его соперника, Альмагро издевательски вскинул руки, показывая, что это тоже ненарочно).

А несколькими сезонами ранее в рукопожатии было отказано самому Бердыху, когда Марат Сафин, проигравший матч, посчитал, что чех вел себя не по-мужски:

«В 26 лет (sic) пора уже повзрослеть. Если проигрываешь – проигрывай как мужчина. Не прикидывайся травмированным, чтобы потом начать бегать как ни в чем не бывало и пробивать навылет. Конечно, теперь он скажет, что травма есть, просто по ходу игры его отпустило. Найдет 10 000 оправданий. Но это все ерунда. Ты или играешь, или нет. Если играешь, то... заткнись и играй».

Курьезный эпизод с двойным отказом от одного рукопожатия произошел на прошлой неделе в Бухаресте, когда Гильермо Гарсия-Лопес не захотел жать руку Лукашу Росолу, через мгновение передумал, но уже сам получил от ворот поворот.

Ну а за консультацией по вопросу послематчевых ритуалов можно смело обращаться к Барборе Стрыцовой – прошлой осенью в Токио она, проиграв Элине Свитолиной, преподала ей урок вежливости:

«Рукопожатие должно быть твердым. Нужно проявить уважение к сопернику. Что бы ни произошло в матче».

стр

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst