Успехи нового поколения на ТБШ в этом сезоне или Молодая была уже немолода
Как проявило себя новое поколение на трех прошедших турнирах Большого Шлема? Я нарисовала две диаграммы: для WTA и для ATP. Отбор лучших производился следующим образом: требовался хотя бы один третий круг на ТБШ, а потом присуждалась победа по очкам: за второй круг – 1 очко, за третий – 2 очка, за четвертый – 4 и так далее. Какой-то мизер я накинула и за первый круг, просто чтобы обозначить присутствие на турнире. Ну и, само собой, возрастной ценз – новое поколение должно быть моложе старого, не правда ли? Девушек я беру здесь 93 года рождения и младше: юниорок и вчерашних (прошлогодних) юниорок – это чисто мой, волюнтаристский подход. А мужчин принято считать молодыми начиная с декабря 1989 года. Это не мной придумано, а, можно сказать, современная классика теннисных обзоров. Почему – об этом попозже.
Я скажу пару слов о девушках и напишу «многабукв» о молодых людях – да, этот пост посвящен ATP.
Эжени, конечно, вне конкуренции, да и связка скальпов, собранных по дороге к двум полуфиналом и одному финалу, выглядит внушительно. На втором месте приятно видеть Гарбинье Мугурусу, а вот четвертое место может стать для вас сюрпризом. Тихо и незаметно Зарина Дияс дошла до третьего и до четвертого круга ТБШ – не без доли везения, но один «скальп» имеет; в этом смысле она выступила ничем не хуже Слоан Стивенс. Приток свежей крови в туре очевиден – не будем забывать и о Симоне Халеп – но положение в WTA неоднозначное, и разбор полетов заслуживает отдельного поста, даже пары.
Новому поколению ATP тура есть чем похвастаться в этом сезоне: четвертьфинал и полуфинал Раонича, четвертьфинал и полуфинал Димитрова… Но можно ли назвать это прорывом молодежи? Если бы не выстрел Кирьоса в последний момент, весь этот «пьедестал» был бы заполнен 24-летними теннисистами, лишь Димитров несколько младше, ему 23. Не так давно мы следили за прорывом действительно молодых Джоковича и Маррея, потом появился Дель Потро, затем стали говорить о Димитрове, Нисикори, Харрисоне. Эти разговоры так и остались разговорами, и внимание теннисных обозревателей переключилось на единственного тинэйджера в сотне, Бернарда Томича. Томич подрос, но становиться первой ракеткой, как обещал, не торопился, а потом и вовсе временно выпал из тура, сделав операцию. И кто же остался? Димитров, Нисикори, Раонич. А ведь обозреватели должны обозревать успехи молодых, что делать-то? И было принято волевое решение: считать молодыми теннисистов 1990 года рождения – и цифра красивая, круглая. Сюда же добавили Нисикори, который имел несчастье (несчастье для теннисных аналитиков) родиться 29 декабря 1989 года. «Молодая была уже немолода», как на свадьбе Остапа Бендера.
Недавно Федерер говорил, что не чувствует угрозы со стороны нового поколения, и это чистая правда. Несколько лет назад, будучи в самом соку, он явственно чувствовал угрозу со стороны девятнадцати-двадцатилетних Джоковича и Маррея, а сейчас, уже на излете своей карьеры, он такой угрозы не чувствует – и это странно. Раонич, флагман «нового поколения», может гордиться местом в десятке и успехами на ТБШ, но… четверть- и полуфинал на мэйджорах он добыл ценой крови всего двух сеяных теннисистов, а его личка с топ-10 в этом году – 1-5. О печальной ситуации в ATP туре не рассуждал только ленивый, но очень хочется попытаться ответить на главный вопрос: почему? Почему тур стремительно старел в течение последних нескольких лет?
Собственно, может быть только два ответа. Первый мил и любезен сердцу теннисного болельщика: после сотворения двух гигантов, Роджера и Рафы, после создания для них достойных соперников, Новака и Энди, теннисная природа отдыхает. Подождем еще чуть-чуть: Кирьос или Зверев (а может кто-то еще) выйдут на тропу войны.
Второй ответ часто имеет расплывчатую формулировку: в наше время молодежи пробиться наверх очень сложно… Что это за «наше время» такое, которое накрыло нас так внезапно, лет за пять? Ведь никакое «наше время» не мешало продвижению Надаля, Джоковича или Маррея.
Действительно, резких изменений за последнее время не произошло, но игра постепенно меняется, с каждым годом. Возможно, мы наблюдаем момент, когда накопившиеся отложения практически наглухо забили трубы для циркуляции крови в туре: количество перешло в качество. Что же это за изменения?
Один из моментов – прогресс спортивной медицины, прогресс в методиках восстановления и лечения; благодаря этому возрастные теннисисты сейчас играют очень и очень хорошо. Неувядающие Роджер Федерер и Серена Уильямс – великие чемпионы, их долголетие легко объяснить уникальностью. Но о Давиде Феррере и Ли На, к примеру, такого не скажешь, а они под конец карьеры показывают чуть ли не лучший теннис в жизни. «Пенсионный возраст» в обоих турах явно вырос, и опытные теннисисты не дают спихнуть себя с завоёванных позиций.
Прогресс не остановишь, это относится и к технологиям изготовления ракеток и струн. Современные ракетки позволяют забивать «виннеры», не выходя к сетке, и одновременно – это грозное оружие против «сеточников», позволяющее делать виртуозные обводки. Так, с помощью кнута и пряника, ракетки оттягивают игроков к задней линии. А задняя линия – это что такое? Это сила и выносливость, это не для вчерашних подростков. Времена Бориса Беккера в теннисе ушли безвозвратно.
Замедление покрытий – еще один кирпичик в деле укрепления стиля «ни шагу вперед». Но не думаю, что целью этой компании была культивация такого типа игры. Это лишь борьба с еще одним последствием совершенствования ракеток, попытка предотвратить турниры по сценарию «эйс, эйс и матч». Покрытия – чуть ли ни единственный инструмент влияния турниров на игру, невозможно отобрать у игроков пластиковые ракетки и вручить им деревянные. Недаром Макинрой как-то предлагал запретить «пластик». Правда, в его устах такое заявление звучало анекдотично: Джон одним из первых перешел на новое поколение ракеток – легче игралось.
Те же самые тенденции, естественно, мы видим и в женском туре. Но там это не приводит к такому застою, как у мужчин, по одной простой причине: девушки развиваются быстрее и какая-нибудь шестнадцатилетняя Наоми Осака, например, может лупить с задней линии ничуть не хуже, чем многоопытная Саманта Стосур.
Все эти рассуждения о тенденциях, ракетках и покрытиях кого угодно могут вогнать в тоску. Но не забываем, что теннис – это прежде всего личности, а уже потом окружающая среда. А новые яркие персонажи – они появятся, куда же без этого?
Чорич, Зверев, Киргиос... они уже идут..
Шикарный график )