«Ужасные условия: даже второй круассан нельзя». 7 историй о русской сенсации «Уимблдона»
Андрей Кузнецов впервые в карьере обыграл в лице Давида Феррера представителя Топ-10. Блог «Эйс на второй подаче» узнал все самое важное о любителе музыки и фантастической литературы.
По стопам Льва Толстого
Андрей родился в спортивной семье. Мама у него – тренер по лыжам, отец, который сегодня его тренирует, имеет первый разряд по теннису, а старший брат работает тренером по теннису в РГУФК – Российском государственном университете физической культуры и спорта. Здесь Андрей, кстати, учится на заочном отделении.
Начинал заниматься теннисом Кузнецов в возрасте 7 лет в родной Туле. «В этом городе теннис популярен давно. Им увлекался еще наш самый знаменитый земляк Лев Николаевич Толстой, который в свободное от литературы время любил поиграть с гостями в лаун-теннис», – откровенничает перебравшийся вместе с семьей более 10 лет назад в подмосковную Балашиху Андрей.
С отцом Александром
Триумфатор юношеского «Уимблдона»
На победном для Кузнецова юношеском «Уимблдоне»-2009 никто не ждал от Андрея успеха и, прежде всего, он сам. На турнире Кузнецов не входил в число сеяных, да и вообще, впервые играл на траве.
«Два дня тренировался на траве всего – и сразу в бой, – вспоминает россиянин. – Вообще не представлял, как играть на этом покрытии. Но ничего страшного нет, получилось все удачно. Хотя до Лондона считал грунт своим любимым покрытием и больше рассчитывал на грунтовые победы. А получилось, что и на траве могу. Запомнились еще ужасные условия на турнире. Туалета не было в номере, телевизора не было, на завтраке второй круассан взять нельзя. Перед финалом ушел в город, чтобы съесть кусок нормального мяса. Неожиданно это было».
Самый сложный матч на том «Уимблдоне» у него случился в полуфинале с третьим сеяным Бернардом Томиче, а в финале против американца Джордана Кокса Андрей больше боролся с нервами, чем с соперником, который кроме мощнейшей первой подачи ничего не предлагал. Первый сет остался за Коксом (6:4), но Андрей собрался и выиграл два следующих с одинаковым счетом 6:2, став первым российским победителем юниорского турнира Большого шлема.
Хронические проблемы с бедром
По потенциалу Андрей вполне мог бы играть на уровне Топ-50, но прорыву мешают травмы. Прежде всего, хроническая – левого бедра. В 14 лет доктора поставили Кузнецову неутешительный диагноз – асептический некроз головки левого тазобедренного сустава. Обычно доктора советуют с такой медицинской карточкой лучше завязать с большим спортом, чтобы не остаться инвалидом, но Кузнецову повезло. Родителям удалось наскрести 60 тысяч евро на лечение и длительное восстановление и, кроме того, нашелся доктор-волшебник.
«Его зовут Евгений Блюм, – признается Андрей, который несколько лет назад занимался с бывшим тренером Николая Валуева по фитнесу. – Это он и его уникальная методика поставили меня на ноги, вернули в теннис».
«Андрей лечится постоянно. Это даже не мануальной терапия – скорее жесткий фитнес, – уточняет Кузнецов-старший. – Есть комплекс упражнений на специальных тренажерах, которые он должен выполнять. Тяжелых упражнений – потом несколько дней у Андрея все болит. И уделять этому надо, по-хорошему, неделю в месяц – иначе проблемы с суставом вновь дают о себе знать. И так будет всю карьеру».
Профессор Блюм периодически также помогает и Михаилу Южному
Едва не сменил гражданство
Вскоре после успеха на «Уимблдоне» Кузнецова стали обхаживать представители Федерации тенниса Казахстана с предложением финансовой поддержки. Условия были и в самом деле заманчивыми, но Кузнецовы до последнего упорствовали. «Теннис вроде бы индивидуальный вид спорта, и думать надо прежде всего о том, как самому пробиваться. Но все равно было бы как-то неприятно менять гражданство, потому что родился-то я в России. Как потом быть-то вообще?» – признается Андрей.
К счастью, все разрешилось лучшим образом. При содействии Шамиля Тарпищева Андрею дали квартиру в Балашихе, а сам он стал клиентом специализированного спортивного агентства «Спорт Менеджмент Групп», созданного при поддержке правительства Московской области. Сейчас в России это агентство пока единственное, которое имеет программу по поддержке молодых перспективных теннисистов. Так что с финансами у Андрея сейчас все нормально. Глядишь, попадет в Топ-50 и выйдет на самоокупаемость.
С квартирой помог Шамиль Тарпищев
Помогает научная группа
В РГУФКе, где тренируется Кузнецов и работают его отец и брат, Андрею здорово помогают преподаватели, особенно Анна Петровна Скородумова. Она пишет планы подготовки и дает определенные советы для развития физических качеств. «Когда подходишь к делу с научной точки зрения, это всегда лучше, чем действовать наобум. Научная группа РГУФК меня здорово выручает, спасибо всем, кто принимает участие», – отдает должное преподавателям Андрей.
Вице-президент ФТР, профессор и доктор наук Анна Скородумова
Слишком скромный
У Андрея трудно выделить какую-то слабую сторону – и, подача, и удары с обеих сторон у него на уровне, отличная игра на сетке, но стабильности все еще не хватает. «Работаю, чтобы играть более ровно. Бывают моменты, когда я могу действовать хорошо, а бывает, что в простых ситуациях ошибаюсь. Я думаю, что это один из ключевых моментов, который не дает мне сделать рывок», – считает Кузнецов.
А еще Андрею не хватает эмоций – он даже с судьями ругаться не умеет и «челенджи» просит, словно извиняясь. О какой-то внутренней закрепощенности свидетельствует и его спокойное празднование успеха в матче с Феррером. Так и хочется сказать: «Парень, выпусти ты все из себя, дай волю чувствам, чтобы запомнить момент, поймать волну, как говорится». Возможно, Кузнецову нужно быть чуточку нахальнее что ли – скромность в его профессии только мешает.
После своей самой громкой победы
Любит гитару и группу Scorpions
Помимо тенниса Андрей обожает футбол, несколько раз в год позволяя себе немного побегать с друзьями. Кроме того, Кузнецова невозможно представить без книг – будь то учебника (студент все же) или обожаемой им фантастики. А еще он большой фанат музыки и когда возвращается домой после турниров, то непременно берет в руки гитару. Их у него целых три, одна из которых электрическая. «Уважаю группу Scorpions, иногда наигрываю что-то из их репертуара. Вообще, знаю в туре много теннисистов, которые хорошо играют на различных инструментах – было бы неплохо собрать из них группу», – полушутя признается Кузнецов.
===========
Это свидетельствует о высокой внутренней культуре.
Очень очень плохо, что такие вещи у Андрюхи уже. Уровня 10ки Марата, Давиденко он уже не станет, но за 20ку побороться обязан и стать игроком уровня Турсунова или Андреева, а может и выше....)
Верим в парня.
Удачи Андрею, будем надеяться, что удастся обойтись без травм и рецидивов.