Загадочная русская Шарапова
Практически неделя прошла после окончания женского финального матча одного из самых главных турниров теннисного мира, этапа Большого Шлема во Франции – Ролан Гарроса. Все это время обдумывая, почему Марии Шараповой удалось, во-первых, три раза подряд попасть в финал этого соревнования, во-вторых, во второй раз выиграть, я понял не только причины этого, но и вообще суть нашей любимой русской теннисистки – Марии Шараповой.
Вспомним, как появилась Маша. Молодая семнадцатилетняя девчонка ворвалась в теннисный мир, с ходу выиграв Уимблдон. Пересматривая тот знаменитый матч с Сиреной Вильямс, я не перестаю удивляться той уверенности и полнейшему отсутствию какого-либо волнения на лице Маши, она вышла на тот финал так, как будто он был десятый или двадцатый в ее карьере. А Вильямс боялась. Именно боялась. И восприняла то поражение очень серьезно. Ей было очень обидно. Настолько обидно, что на каждый следующий матч с Шараповой Сирена выходила как на последний.
Но что же Мария? Она сохраняла удивительную стабильность. Через два года после триумфа на Уимблдоне выиграла Открытый чемпионат США, ещё через два Австралиэн Оупен. Потом травма, травма очень неприятная и тяжелейшая, после подобного повреждения Динара Сафина не смогла вернуться и завершила карьеру. А Маша продолжает играть.
После травмы у нее появилась цель. Цель вполне осязаемая и достижимая, но, как казалось, для нее практически невозможная. Как говорила сама Шарапова, она играет на грунте, как «корова на льду». Она не верила тогда в себя сама, в нее не верили специалисты, например, Евгений Кафельников, утверждавший, что игра Марии слишком атакующая на грунте, и защищаться она не умеет.
Однако здесь проявилось то, что составляет суть философии жизни и игры Марии. Ее характер, ее русская безграничная душа. Посудите сами – могла бы, например, Сирена Вильямс достичь того, что сделала Мария? Да, первая ракетка мира выиграла Ролан Гаррос, и также два раза. Но как? Она выигрывала просто потому, что сильнее, сильнее мускулами, сильнее выносливостью, но не сильнее характером. Она не играет на пределе, на надрыве, на грани, дойдя до края, до самой края пропасти. Именно в этом вся Маша.
Три последних матча на этом Ролан Гарросе Шарапова выиграла настолько на тоненького, настолько пройдя по лезвию, что поражаешься силе её характера.
Многие думают, что мощный характер – это благо, но все зависит от человека. Если человек слаб, если не может выстоять под натиском своей же заряженности, своей же нацеленности и своей же несгибаемости, он может сломаться. Так было много раз. Так было, например, с россиянкой Динарой Сафиной, не сумевшей справиться с силой собственных эмоций.
Многие думают, что счастье находится посередине. Что очень хорошо уметь все и понемногу, средне. В теннисе много таких теннисисток. Это и Агнешка Радваньска, и Каролина Возняцки, и Симона Халеп. Когда я смотрел финал Ролан Гаррос – 2014, я понял, что Халеп – это Надаль в юбке. Да, также бегает по задней линии, отбивая все, также держит длину, но нет у нее изящества, нет глубины, нет обаяния творческой игры.
Многие думают, что для того, чтобы выиграть, нужно глушить эмоции. Выходить с каменным лицом, смотреть на мир глазами робота. Но это не так. Эмоции – наша сила. Эмоции – наше преимущество. Глубокие, внутренние, заставляющие гореть и даже пылать. И вот тут важно заставить самого себя не расплавиться в этом огне, а только закалиться. Как закалялась сталь.
«Счастье человека всегда на краю его сил» - сказал однажды один великий русский писатель. Это действительно так. В этом суть, цель и смысл жизни.
Мария именно такая. Она русская в душе. Безграничная, бескрайняя, не имеющая пределов. Максималистка по духу и по своей сути. Она не может быть «средней», она не может быть «безликой». Она не может играть от соперника, приспосабливаться, подстраиваться. Она будет атаковать всегда, и защищаться только тогда, когда вынуждена. Она творит на корте, она рождает шедевры в жизни. Она атакует на грани, она защищается на грани. Ведь самосовершенству нет предела!
И борется и сражается она до конца, до последней капли крови. Она настолько сильный человек, у нее внутри настолько жесткий стержень, что он не ломается под тяжестью ее характера.
Да, она человек, она тоже может проиграть. Но ни один проигрыш Шараповой – это не проигрыш духа, это проигрыш тела. Да, сильнее Маши в данный конкретный момент были и Квитова, и Азаренка, и Ли На, и Вильямс. Но ни одна из них, как ни парадоксально это звучит, не были сильнее Шараповой ДУХОМ.
В фильме «Рокки 3» жена персонажа Сильвестра Сталлоне Эдриан говорит ему: «Тебя любят потому, что ты одерживал все свои победы душой. Душой, а не мускулами!»
Такова наша Маша. Загадочная русская Шарапова, как загадочная русская душа. И большое спасибо ей за это!
насчёт эпитетов для чьего-то тенниса - это глубоко персональное восприятие. шараповский теннис очень красив, когда она играет хорошо (как в финале РГ-14, или например финале Штуттгарта-13 против теннисистки другого склада). теннис Халеп изящен, очень интересен и очень смотрибельный. впрочем, как и шараповский.
Шарапова выиграла РГ без подачи. понимаете это? у неё фактически не было самого главного своего первого атакующего удара. а в финале, гораздо больше Симоны, заставила играть себя на пределе сама Шарапова. потому что в упорной борьбе выигрывала геймы у блистательно сыгравшей Халеп, а сама дарила геймы на своей подаче за просто так.
вот так, а не ну как-то так.
_________________________________________________________________________________
В финале: виннеры Маша 46, Симона 20
НО Маша 52, Симона 31
Сразу видно, от кого исходила инициатива. Маша солировала. Как-то так!
Я к тому, что мы видим много эмоциональных игроков в туре и для многих чрезмерная эмоциональность сыграла злую службу. Я думаю. что в случае Маши Шараповой дело не в этнической принадлежности, не в ее беспредельной эмоциональной отдаче, а именно в балансе. Шарапова - это редкий пример баланса эмоций и холодного расчета. Она принимает решение и прет к нему на всех парах. Эмоции Мария использует как технику отзеркаливания проблем, не более.
Поймите, любая из теннисисток может играть так, а может иначе. И те, кто играют от соперницы, они занимаются именно подстраиванием, а не творчеством