Немножко о парах
Об одном из самых удивительных союзов в мужском парном теннисе рассказывает Джеймс Баделл в журнале DEUCE. О том, зачем Паес начал говорить по-чешски, и почему Длоуги забросил карьеру «одиночника» в блоге «С миру по Нитке».
Привожу перевод этой статьи в исполнение давнего обещания написать что-нибудь о парах.
Став единственной парой, выигравшей в прошедшем сезоне 2 турнира «Большого шлема», Лукаш Длоуги и Леандер Паес заявили о себе как о мощной силе, противостоящей Дэниэлу Нестору с Ненадом Зимонжичем, а также братьям Брайанам.
Леандер Паес 36-летний ветеран, сыгравший 993 профессиональных матча с удовольствием проводит завершающий этап своей славной карьеру в тандеме с чехом Лукашом Длоуги, который на 10 лет его моложе.
Паес играл с 86 разными партнерами, но он настаивает, что ключом к их совместному с Длоуги успеху стало вот что: «Когда мы только-только объединись в команду, мы потратили немного времени, чтобы постараться понять друг друга». Длоуги превозносит своего 36-летнего партнера как «невероятного мастера игры у сетки, одного из лучших в истории. С ним так легко играть в паре, ведь его трудно обвести».
«Когда мы играем и общаемся, Леандер будто становится моим сверстником. Мы похожи во многом и любим шутить вместе».
Конечно, эти игроки выросли в разных условиях и вышли из разных культур, и поскольку перед ними часто вставал языковой барьер, они потратили время, чтобы лучше узнать друг друга.
«За все эти годы я играл с несколькими чешскими игроками например, с Мартином Даммом, Давидом Риклем и Мартиной Навратиловой, рассказывает Паес, И чтобы получить преимущество перед нашими соперниками и не привлекать их внимание к тому, как мы обсуждаем тактику, я выучил несколько знаков и ключевых слов на чешском».
Длоуги подтверждает: «Если я с кем-то говорю, он поймет. Он понимает то, что я говорю. В парных матчах он говорит на чешском, и у нас есть разные знаки и слова для разных тактик. Другие чешские игроки смеются над нами, но нас это не волнует».
Несмотря на выход в финал US Open-2008, в начале этого года Длоуги и Паес поняли, что побеждать будет не так просто. «Весной у нас были проблемы, единственным приличным результатом был полуфинал турнира в Монте-Карло, говорит Длоуги, Мы проиграли три или четыре матча в первых кругах и к тому моменту, когда прибыли на «Ролан Гаррос», мы были голодны до побед».
Опытный Паес понимал, что успех вот-вот должен прийти: «Вместе с Риком Личем (победителем 9 парных турниров «Большого шлема» в 21 финале), нашим тренером по физ. подготовке Бреттом Стивенсом и с поддержкой массажиста и физиотерапевта Саншая Сингха, к которому я привык за много лет, у нас получилась сильная команда. Все стремятся добиться максимально возможного результата. И в итоге, у нас не просто контракт или совместный бизнес каждый гордится тем, что он часть команды», объясняет Паес.
Перед «Ролан Гаррос» Стивенс, кстати, муж игрока WTA-тура Кары Блэк, помог Длоуги избавиться от лихорадки и начать тренироваться за день до старта турнира. «Стивенс помог нам обоим прийти в хорошее настроение, сконцентрироваться и бороться за каждое очко. Это были идеальные две недели», говорит Длоуги.
«Я всегда мечтал сыграть в паре с отличным игроком. А Леандер и Махеш Бхупати выигрывали очень много турниров, когда я был младше».
В 2009 году Длоуги вошел в Топ-10 парного рейтинга, благодаря готовности, по крайней мере, на данный момент, пожертвовать одиночной карьерой.
«Пару лет назад, когда я играл с Павлом Визнером, мы вдруг начали хорошо выступать, за год вышли в два финала турниров «Большого шлема», говорит Длоуги, который 18 месяцев играл с Визнером и тренировался под его руководством, И мне пришлось играть пару именно из-за этого успеха финалов и полуфиналов множества турниров. Тогда мой одиночный рейтинг был в районе 70-х, 80-х позиций, для попадания в сетку одиночных турниров я должен был играть квалификации, а мне не удавалось их играть из-за парных финалов и полуфиналов.
А если я пропускал квалификации, я падал в рейтинге. В этом году я играл недостаточно, чтобы вернуться в Топ-100, но надеюсь, что смогу так составить расписание, чтобы сделать это в 2010. Это звучит немного странно, потому что сейчас я где-то 400-й, но я чувствую, что могу вернуться в «сотню» и соревноваться с топ-игроками. Для меня теннис не ограничивается парой, я хочу попробовать себя в «одиночке» еще раз».
Паес, который, как и Длоуги, был 73 ракеткой мира, всегда выглядел человеком, довольным своей работой. С того самого момента, когда он 12-летним пацаном, помешанным на спорте, тренировался с Анандом Амритраем во время матча Кубка Дэвиса-1986 у себя дома в Калькутте, он неизменно получал удовольствие от тех преимуществ, которые дает ему образ жизни профессионального теннисиста.
Оказавшись в нужном месте и в нужное время, при помощи Виджая Амртирая, который предложил ему место в академии Мадрас, Паес без колебаний пошел навстречу трудностям. Он спокойно покинул родной дом и быстро начал продвигаться, стремясь превзойти своих родителей Вис и Дженнифер оба были спортсменами-олимпийцами в достижении высших эшелонов выбранного им спорта.
«Теннис не был моей первой любовью, но благодаря спортивным успехам моих родителей, я тоже всегда был спортсменом», признает Паес, который отказался от стипендии академии голландского футбольного клуба PSV, чтобы сфокусироваться на теннисе. «Я всегда мечтал сыграть на Олимпиаде, как мои родители, и теннис дал мне такую возможность».
Но с тех пор, как в конце 2003 он восстановился от нейроцистицеркоза мозговой инфекции, вызванной паразитом Паес избрал новый подход к спорту. «После болезни я понял, что я не реализовал свои другие цели и мечты. Мне понадобилось 18 месяцев, чтобы восстановиться и вернуть прежнюю страсть к спорту».
В июне этого года после поражение в первом круге «Уимблдона» от Джеймса Блэйка и Марди Фиша Длоуги и Паес взяли перерыв. Паес удовлетворял свое стремление получать новые впечатления, согласившись на приглашение Билли Джин Кинг поиграть в World Team Tennis. Он был в команде Washington Kastles вместе со Скоттом Удсема и Рене Стаббс, и этак команда выиграла титул в конце июля. «Честно говоря, мое участие в этом турнире помогло мне хорошо себя чувствовать перед US Open», говорит Паес.
С другой стороны, время, которое Длоуги и Паес провели врозь, отбросило их в рейтинге и не позволило побороться за титул итогового турнира в Лондоне с братьями Брайанами и Нестором с Зимонжичем. Хотя Паес и Длоуги и стали единственной парой, выигравшей в этом году 2 турнира «Большого шлема».
«Я не сожалею об этом решении, потому что оно дало мне возможность побыть в соревновательной среде, в которой не было обычного давления тура. Мне удалось «отполировать» некоторые элементы моей игры, и как результат я приехал на US Open отдохнувшим и готовым заявить свои права на титул», говорит Паес.
К концу 20 сезона в профессиональном теннисе у Паеса 10 побед в 19 финалах турниров «Большого шлема» и участие в пяти Олимпиадах. И он с энтузиазмом смотрит в будущее. «Я люблю играть в теннис, и моя страсть к спорту ни капельки не ослабла. Я веду здоровый образ жизни, вмещающий в себя восточную духовность и западную физ. подготовку, и мне нравится путешествовать.
Я стремлюсь сыграть в Лондоне в 2012. Я выигрывал бронзу в одиночном разряде в Атланте в 1996, но мне хотелось бы выиграть парное золото именно в Уимблдоне. Это было бы нечто особенное. После этого мне хотелось бы поработать в индустрии развлечений в Индии и поучаствовать в анимационных проектах», рассказывает Паес.
Разные травмы и болячки могут помешать Паесу неделю за неделей вести жизнь в туре (так было во время 2-месячного перерыва после US Open из-за травм руки и плеча), но это вполне ожидаемо для игрока, который впервые сыграл в Кубке Дэвиса в 16 лет в 1990.
«Парная игра всегда велась в стиле serve-and-volley, но сейчас все изменилось, говорит он, Все чаще и чаще можно увидеть, что один игрок подает и остается сзади, а второй играет у сетки». Для Паеса, который когда-то был первым номером юниорского одиночного рейтинга, а сейчас является мастером игры слета, это просто еще одна возможность изменить что-то в себе ради спорта, который дал ему так много.
Для интересующихся парной игрой есть отличный блог Doubles. Love them.
Поздравляю всех с наступающим Новым годом. Прощаюсь с вами до следующего. Спасибо всем, кто читал мой блог, и кто не читал тем тоже спасибо ;)
только я чего-то недопонимаю... по поводу «Длоуги и Паес провели врозь, отбросило их в рейтинге и не позволило побороться за титул итогового турнира в Лондоне»... ребята приехали в лондон и отыграли там все как положено... проиграли все свои матчи... да, до итогового после юсо линдер и лукаш не сыграли ни одного матча вместе... лукаш с другими партнерами играл... развалилась немножко пара...
а линдер... я просто восхищаюсь им....
Например, о ком-нибудь из нынешнего поколения чешек и испанок.
Вы пишете о том, что в Вашем блоге можно будет увидеть исторические экскурсы в теннис. Возможно, Вам приходилось сталкиваться с книгой Allie Ritzenberg’ а «Capital Tennis. A memoir.»
Мне как-то в начале 90-х, будучи ещё в студенческом возрасте, быть «вышечником» на турнире ветеранов, проходившем в Лужниках. Там были многие известные российские теннисисты (но не легенды, а «второй эшелон»), но самыми невероятными личностями были двое иностранных участников: тот самый Allie Ritzenberg -персональный тренер Жаклин Кеннеди (и не только), и австрийский барон, 32-кратный чемпион Австрии по теннису, а ныне житель Липецкой области и российский гражданин Михаил Михайлович Стахович. Оба человека - ходячая история...
Как они играли! Смотрел разинув рот, едва не забывая судить...
Я пытался найти вышеупомянутую книгу в электронном виде - не нашёл...наверное, не там искал :) У вас ничего нет на этот счёт?