Макс Мирный о Вике Азаренко и не только
Сергей Вишневский (sport.tut.by)
Ветеран сборной страны по теннису 36-летний Максим Мирный, который вот уже почти 20 лет неизменно выступает в Кубке Дэвиса за Беларусь, накануне поединка против Ирландии, который станет для него уже 48-м в составе национальной команды, после традиционной пресс-конференции на протяжении получаса терпеливо отвечал на вопросы журналистов. Олимпийский чемпион Лондона рассказал о том, что побуждает его вновь и вновь облачаться в форму сборной, кого он видит лидерами команды в будущем, и порассуждал о том, когда в Кубке Федерации сыграет вторая ракетка мира Виктория Азаренко.
- С ирландцами предыдущий раз мы встречались в 1999 году. Но у них никто из тех ребят уже, по-моему, не играет. Все равно мы рады принять ирландцев на своей земле. Будем разбирать соперника по ходу. Но и сейчас могу сказать, что легко не будет. Выступая за свою национальную команду, все спортсмены стремятся показать все лучшее, на что способны, стараются проявить волю, характер. В Кубке Дэвиса было много случаев, когда вроде бы слабые команды совершали прыжок выше головы и доставляли неприятности более рейтинговым соперникам. Вот и у нас на бумаге сегодня рейтинги игроков выше, чем у ирландцев. Однако это не значит, что мы не должны с уважением относиться к оппонентам. Теперь нам предстоит доказать свое превосходство на корте.
- Что вы можете сказать о готовности ваших молодых партнеров?
-Специфика теннисного календаря такова, что порой приходится переключаться очень быстро. До Кубка Дэвиса у каждого из ребят был свой турнирный график. Дима Жирмонт играл в Америке, кто-то был в Германии. Но факт в том, что сегодня у нас в команде четыре игрока. Все они здоровы и готовы себя проявить. И, пожалуй, на данный момент это наилучший вариант состава, которым располагает сборная Беларуси. Есть еще время, чтобы привыкнуть и адаптироваться. Я пару дней назад вернулся из Австралии, где были абсолютно другие условия для игры – жаркая погода, горячее солнце. А здесь – мороз, и матчи в зале. Но лучше изменения в эту сторону, чем в обратную. Все-таки это наш родной зал, будем играть у себя дома. Надеюсь, все у нас склеится. Опыт выступлений в Кубке Дэвиса у нашего капитана Володи Волчкова богатый. Думаю, он выберет самые правильные ходы, варианты и тактику по отношению к тому или иному матчу или сопернику.
- В случае победы над ирландцами следующим нашим соперником будет победитель матча Молдова – Египет. С какой из этих команд вы предпочли бы встретиться?
-Если в случае нашей победы над Ирландией мы выходим на Египет, то нам придется играть дома. Если же будем соперничать с Молдовой, то отправимся на выезд. А там шансы на успех уменьшаются. Так что мои пожелания очевидны. Но для начала нам надо одолеть Ирландию.
- В нынешнем году исполняется 10 лет, как сборная Беларуси пробилась в полуфинал Мировой группы. Но с тех пор наша команда, входившая в квартет сильнейших в мире, опустилась в рейтинге в шестой десяток…
- В последнее время очень много делается для того, чтобы выкарабкаться из ямы и наверстать упущенные 5-10 лет. Особенно это касается улучшения теннисной инфраструктуры.
С приходом к рулю национальной теннисной федерации Александра Шакутина, с привлечением к руководству сборными наших звезд Владимира Волчкова и Татьяны Пучек (они принимают активное участие не только в тренировочном, но и в организационном процессе) дела налаживаются. У меня сложилось ощущение, что мы на правильном пути, ведется качественная профессиональная работа. Как быстро она даст результат, никто не знает. И, наверное, будет глупо выстраивать догадки на этот счет. Но в какой-то степени утешает то, и хотелось бы, чтобы вы это тоже подчеркнули: такие страны, как Швеция, Австралия, Великобритания, не намного вперед ушли от Беларуси. А ведь они имеют гораздо более богатый теннисный опыт и финансовые ресурсы, там проводятся турниры Большого Шлема. Но их успехи в Кубке Дэвиса не блистательны. Да и вообще элитных игроков там единицы. К примеру, в Британии можно назвать Энди Маррея. Но ведь и у нас есть Вика Азаренко. Но в то же время неправильно говорить, что у них вообще нет теннисистов кроме Маррея, а у нас – кроме Азаренко. Они есть, просто ниже уровнем. Причем как у мужчин, так и у женщин. Все они работают, каждый идет своей дорогой. Я это вижу и в Беларуси, поэтому я с большим удовольствием приезжаю в сборную и со всей ответственностью подхожу к матчам Кубка Дэвиса.
- Для чего вам это нужно?
- Я хочу дать шанс "зацепиться" молодому поколению, да и среднему, куда можно причислить того же Сашу Бурого, который уже далеко не юноша. Хочу помочь всем нам выкарабкаться или хотя бы пока не упасть ниже. А там, глядишь, подрастут новые звездочки, и тогда их путь к нашим успехам десятилетней давности будет ближе.
- Вы замечаете у нас одаренных 16-17-летних ребят, которые способны в ближайшие годы подобраться к первой сотне в рейтинге?
- Проглядываются перспективы у Егора Герасимова (№ 252). Правда, ему уже 21. Но он в последнее время хорошо играет. Мне кажется, есть резерв для роста у 20-летнего Ильи Ивашко (№ 770). Он не показал выдающихся результатов на юниорском уровне, но выглядит очень достойно. Впрочем, ему надо много работать над специальной теннисной физподготовкой. И тогда, возможно, он сможет занять лидирующие позиции в сборной. Отмечу также 16-18-летних: Александра Голинько, Артура Дубинского, Ивана Лютаревича. В общем, есть ребята, которые умеют держать ракетку и хотят развиваться. Важно, чтобы все сошлось и организм выдержал те нагрузки, которых требует профессиональный теннис. Главное, чтобы никто из них не опустил рук при первых серьезных трудностях, не плюнул и не бросил это дело. И ведь это проблема не только белорусских теннисистов. Во многих странах с куда большим потенциалом не удается и близко реализовать то, чего им хотелось бы. Если вам когда-нибудь доведется побывать в Австралии, вы за голову схватитесь и, возможно, достижения белорусского тенниса оцените по-другому. Те условия, которые созданы для занятия теннисом в Австралии – просто мечта. Тысячи и тысячи зрителей и любителей тенниса там следят за этим видом спорта и финансируют его. Но они не видят ожидаемого результата! Кроме Ллейтона Хьюитта, который звездил лет 10-15, страна так и не вырастила больше никого выдающегося. Да, есть хорошие ребята. Тот же Бернард Томич был № 1 в мире по юниорам. Ну так и наш Владимир Игнатик когда-то возглавлял юниорский рейтинг. Сейчас теннис приобрел куда более широкий географический охват. Ведь на заре моей профессиональной карьеры, в 1995 году, активно играли в теннис где-то в 15 странах. Теперь же многие страны, будь то Украина, Беларусь, Таиланд, Тайвань, Эквадор, Колумбия, Марокко или Египет, имеют 1-2 представителей, которые занимают высокие позиции в рейтинге. А взять того же киприота Маркоса Багдатиса, который добирался до финалов Большого Шлема. И игроков такого плана появилось в мире столько, что ведущие теннисные державы вынуждены мириться с тем, что уже нет такого доминирования узкого круга стран.
- Эта ситуация - не показатель ли того, что юным талантам надо вовремя уехать туда, где лучшие условия для развития и где из них могут сделать звезд?
- Вовсе необязательно. Возьмите наших юных теннисисток – Александру Саснович (№ 149) или Илону Кремень (№ 214). Они абсолютные продукты нашей теннисной школы, выросли здесь и тренируются в Беларуси. И с введением нового центра, который уже почти готов и откроется в марте, будут все условия, чтобы дети с малого возраста могли пойти в теннисные школы, развиваться и становиться профессионалами у нас дома. Если это возможно в Швеции и Германии, то почему не должно быть возможно в Беларуси? Все зависит от системы подготовки, ну и от государственной поддержки. Сегодня государство вкладывает деньги в развитие тенниса, в финансирование игроков. Рано или поздно это принесет результаты: появятся новые Мирные, Волчковы и, надеюсь, Азаренко.
- В последние годы все больше разговоров о снижении престижа Кубка Дэвиса, особенно по сравнению с коммерческими турнирами. Отсюда и отказы играть за сборные со стороны многих элитных теннисистов…
- Кто об этом говорит? Я могу привести обратный пример, когда Станислас Вавринка, не успев отпраздновать победу в Australian Open, говорит о том, что едет играть за Швейцарию в Кубке Дэвиса. Всегда есть исключения – иногда люди, как правило, мировые звезды, имеющие много разных обязательств или физических нагрузок, не могут включить в свой график Кубок Федерации или Кубок Дэвиса. Но в большинстве случаев, когда стоит вопрос, выступать ли за страну, которая за тебя переживает, люди более значимым считают успех в составе национальной команды, нежели индивидуальные результаты в отдельных соревнованиях. Да и интереса к успехам в командных турнирах (Кубке Дэвиса, Олимпийских играх, Универсиадах) в стране намного больше, чем в индивидуальных соревнованиях.
- В связи с этим интересен ваш взгляд на то, что Виктория Азаренко отказалась играть за сборную Беларуси в ближайших матчах Кубка Федерации…
-К сожалению, это так. И с этим ее выбором мы должны жить. Слава богу, у нас есть другие теннисистки, которые могут достойно сыграть. Конечно, все мы понимаем, что с участием Азаренко шансы белорусской команды увеличиваются. Но я знаю, что если бы у Вики была возможность, то она сыграла бы за сборную. Я не знаю, по какой причине она не сможет помочь национальной команде в начале февраля в Венгрии, но Вика всем уже показала, что она готова и хочет играть за страну. Свидетельство чему – наше золото в миксте на Олимпиаде. Надеюсь, наступит правильный момент в ее карьере, когда она уделит больше внимания команде и в Кубке Федерации. Но наступит ли этот момент – не знаю. Я всегда удивляюсь карьере того же Роджера Федерера, который выиграл все на свете, кроме Кубка Дэвиса. И мне сложно понять, почему бы ему теперь не сосредоточиться на том, чтобы добавить в свою коллекцию и этот трофей. Ведь сейчас его шансы на завоевание титулов Большого Шлема не так велики. Вот взял бы сейчас вместе с Вавринкой, который стал уже третьим в мире, и пошел на покорение Кубка Дэвиса. Сегодня у них на это абсолютно реальные шансы. Но Федерер не горит желанием.
- А в чем причина?
- Несмотря на то, что мне часто приходится с ним общаться, разговоров на эту тему с ним никогда не затевал. Считаю это не совсем корректным. У каждого свои отношения с федерацией, у каждого свои взгляды. Знаете, есть еще один такой момент, который могу привести как оправдание тем людям, которые не играют за сборные. Это огромный стресс. К примеру, есть такой голландский теннисист Рихард Крайчек, который в свое время выигрывал Уимблдон. Он мне признавался, что его зовут в команду и что он хочет играть за сборную. Но при этом он говорит, что настолько волнуется, когда представляет страну, что сбивается дыхание и трясутся руки. Иногда груз ответственности придавливает настолько, что его не могут выдержать даже именитые спортсмены. Именно поэтому многие великие атлеты не выигрывали медалей на Олимпиадах. Возможно, из-за этого напряжения и давления некоторые звезды делают выбор в пользу более привычной работы, где они отвечают сами за себя.
- Есть мнение, что теннисисты сегодня настолько космополитичны, что не ценят то, что они являются гражданами той или иной страны.
- На это можно взглянуть как угодно. Думаю, это выбор каждого. Лично мне приятно, когда я представляю Беларусь. Наверное, это зависит от каких-то персональных качеств того или иного спортсмена. К примеру, любит человек играть в команде или не любит. Командный он игрок или нет. Это не всегда завязано на патриотизме или любви к стране. Мне всегда нравились командные виды спорта. Мне интересно переживать за кого-то из своих партнеров и когда кто-то из них поддерживает тебя. Нравится командный дух. Но кто-то, учитывая специфику тенниса как индивидуального вида спорта, придерживается другой позиции. Ведь теннисист много времени вынужден проводить наедине с собой, много приходится анализировать и думать о своей личной выгоде: как лучше восстановиться, какой график тренировок или выступлений более приемлем именно для меня? Как лучше поспать, что лучше съесть? В силу этого воспитывается некий спортивный эгоизм, который помогает побеждать.
- Участие в Кубке Дэвиса и Кубке Федерации нарушает также график подготовки к турнирам, где можно заработать хорошие деньги. Финансовый фактор ведь тоже влияет?
- Наверное, на этот вопрос можно взглянуть и с этой стороны. Когда Энди Маррей и Роджер Федерер отказывались от выступлений за свои сборные, ими двигало и то, что это сопряжено с дополнительными перелетами или необходимостью переходить с одного покрытия на другое. Приходится динамику своей жизни подчинять командным интересам, выполнять указания капитана сборной. К примеру, он скажет, что тебе лучше потренироваться в три часа дня, хотя ты привык в 11 утра. Это тоже влияет!
- А возможная потеря заработка на коммерческом турнире, которая может стать следствием поездки в сборную?
- Деньги, конечно, не последнюю роль играют в жизни каждого человека. Но в данном случае спортсменами скорее движет долгосрочная перспектива – опасение получить травму, выбиться из привычного графика. Все-таки Кубок Дэвиса – довольно энергоемкий проект, иногда выхолащивает как физически, так и морально. А это мешает реализации личных амбиций и планов.
- Может быть, есть смысл заинтересовывать спортсменов начислением рейтинговых очков за выступления в сборной?
- Это очень сложный вопрос. И непросто разработать такую систему начисления очков, которая была бы одинаково справедлива для играющих в Мировой группе и для тех, кто представляет страну во II Евро-Африканской зоне. Хотя и при этом не уверен, что это может стать основополагающим фактором, мотивирующим играть за сборную.
- С кем в паре планируете выступать в нынешнем сезоне на турнирах АТП?
- В этом году я несколько изменил направление. И жизнь меняется, и годы уже не те. На серии турниров "Мастерс" и Большого Шлема договорился выступать вместе с россиянином Мишей Южным. Посмотрим, как будет получаться. Во многом это будет зависеть от его выступлений в одиночном разряде. В Австралии он выбыл в одиночке во втором круге, и это позволило ему сконцентрироваться на паре, поэтому мы выступили удовлетворительно, в четвертьфинале в плотной борьбе уступив будущим чемпионам. В целом режим в этом году у меня будет более плавным. Буду смотреть от недели к неделе. Если с кем-то станет получаться успешно, будем набирать очки, то, возможно, налажу с этим партнером более тесное сотрудничество.
- Как относитесь к заявлению вашего бывшего напарника Даниэля Нестора о том, что он решил сконцентрироваться на выступлениях в миксте?
- Думаю, это больше элемент шутки. Чтобы сконцентрироваться на миксте, нужно иметь очень высокие позиции в парной классификации. Ведь в миксте нет отдельного рейтинга. А чтобы быть включенным в число 32 лучших дуэтов на турнирах Большого Шлема, необходим высокий парный рейтинг. Для того чтобы заявиться на них в микст, порой недостаточно даже 25-30-го места в парном рейтинге, поскольку суммарный рейтинг партнера и партнерши должен быть в районе 50. Так что если Нестор будет выступать только в миксте, то очень скоро скатится в классификации и не получит допуска и в смешанный разряд.
- Что скажете о вашем тандеме с чешкой Андреей Главачковой, с которой выступали вместе на открытом чемпионате Австралии?
- Не хочется, чтобы микст был в тягость. Иногда ведь приходится выходить в смешанном разряде, отработав перед этим полдня в паре. И если есть какая-то несовместимость характеров, то это очень сказывается. Добавляет не столько физической, сколько эмоциональной нагрузки. У Главачковой этого напряжения и близко нет. Она оптимистичная девчонка и неплохая теннисистка. Сохранится ли наш дуэт? В миксте не принято загадывать наперед. Многое зависит от рейтинга. Если в парном разряде после неудачного выступления на Большом Шлеме есть три-четыре месяца, чтобы попробовать различные варианты и что-то изменить на других турнирах, то здесь такой возможности нет. Если рейтинг будет позволять, то, возможно, когда-нибудь еще с ней сыграем. А возможно, Оля Говорцова сейчас поднимется в парном рейтинге. И если она мне предложит, то с удовольствием с ней сыграл бы. А вдруг когда-нибудь Вике Азаренко захочется в миксте сыграть? Однажды утром она проснется и предложит такой вариант!
- Вашего недавнего партнера Хорию Текау не поздравляли с выходом в финал микста открытого чемпионата Австралии?
- Я ему больше соболезную в том, что он снова проиграл в финале турнира Большого Шлема. Для него эти финалы как кость в горле! Только три финала Уимблдона проиграл. Сейчас вот в Австралии. Психологически он наверняка был подавлен, поэтому я даже не решился с ним связываться. Думаю, скоро увижу его, тогда при встрече поддержу, подбодрю.
- Следующий ваш турнир после Кубка Дэвиса?
- Планирую лететь в Мемфис. В преддверии больших турниров в Индиан-Уэллсе и Майами собираюсь выступить в двух-трех помельче. Михаил Южный сейчас будет играть в Европе. Соединимся с ним в Индиан-Уэллсе. А до этого я договорился поиграть в паре с австралийцем Сэмом Гротом (№ 84 парного рейтинга). Он обладает едва ли не самой скоростной подачей в мире (ему принадлежит мировой рекорд что-то около 153-154 мили в час). Зарекомендовал себя как надежный парный игрок. Хороший парень, часто с ним видимся. Предложил мне сыграть вместе в Мемфисе. А возможно, продолжим сотрудничать и дальше. Впрочем, поступали предложения и от других игроков, посмотрим…
Источник: http://sport.tut.by/news/tennis/384371.html