6 мин.

Они были лучшими. Выпуск четвертый. Густаво Куэртен.

Всем привет. Обещался написать статью месяц назад, но был слишком занят и никак не мог добраться до блога. На самом деле, у меня есть очень даже неплохое оправдание – чуть меньше месяца назад у меня родился сын, так что времени стало сильно меньше =)

Тем не менее, теперь я снова с вами. Чуть больше недели назад сел я за новую статью, но она не пошла. Видимо, тематика современного тенниса (а написать я хотел про проблемы этого вида спорта в России и про нашу федерацию) меня через чур волнует, поэтому текст получался слишком эмоциональным. Поэтому я отложил это в сторону и вернулся к истории.

Итак, на очереди один из самых харизматичных представителей нашего вида спорта –

 

Густаво Куэртен (Бразилия).

Kuerten

Матчей выиграл – проиграл: 358 – 195

Наивысший рейтинг: 1 (43 недели)

Всего финалов на турнирах БШ: 3 (3 победы)

Лучший матч: полуфинал итогового турнира в Лиссабоне (победа над Сампарсом со счетом 6-7 6-3 6-4)

 

На самом деле, Густаво, как и другие грунтовые специалисты – очень скучный игрок. Давайте взглянем правде в глаза – вы всегда знаете, что будет делать типичный грунтовик в той или иной ситуации (подсказка, бегать вдоль задней линии, периодически обводя тех, кто вышел к сетке). Да, конечно, в отдельно взятом моменте он может красиво укоротить или выкинуть свечу, но матч он выигрывает не благодаря своей активной игре, а благодаря умению терпеть и сражаться за каждый мяч.

 

Король Гуга был именно таким. Однако, в отличие от многих современных игроков, смотря на игру которых хочется лечь спать (привет, Энди!), Куэртен заставлял вас смотреть за происходящим на корте максимально пристально, так, что вы боялись пропустить то, что может произойти в следующий момент. С чем это связано? Может быть, с дикой шевелюрой (наверное, официально лучшей прической среди теннисистов 90-х годов), может – со странным строением тела (вот уж про кого никогда нельзя было сказать, что он – прирожденный атлет), может быть со странной техникой, которую нельзя показывать ни одному начинающему теннисисту. Может быть даже дело в невероятной легкости, с которой бразилец передвигался по корту, всегда оказываясь в нужном месте еще до того, как соперник успел направить туда мяч.

 

Но скорее всего дело в том, что мы всегда сопереживаем тем, кому пришлось пройти через очень многое, прежде чем оказаться на вершине. И еще больше мы любим тех, кто успешно проходит испытание деньгами и медными трубами.

 

Начать преодолевать трудности Густаво пришлось в очень раннем возрасте. Когда ему еще не исполнилось 9 лет, Куэртен лишился отца, погибшего во время работы на детском теннисном матче (он был судьей). Его младший брат при рождении получил страшную травму головного мозга и в итоге на всю жизнь оказался прикован к постели вплоть до своей смерти в 2007 году. На протяжении всей карьеры Гуга все выигранные трофеи отдавал своему брату в качестве игрушек, а также обязательно жертвовал гонорар с одного выигранного турнира в специальный фонд по борьбе с подобными заболеваниями.

 

Детская карьера Куэртена складывалась для него средне – он выигрывал некоторые турниры, однако преимущественно играл в старшей возрастной категории, что накладывало определенные трудности. Видимо, такой путь был избран не случайно  - ведь уже в 20 лет никому неизвестный бразилец, находившийся на 66й строчке в табели о рангах, выиграл титул чемпиона на Ролан Гаррос. Что примечательно – для него это был всего третий мейджор в карьере и всего лишь первый (!) финал на профессиональном уровне. Хотя многие периодически говорят о слабости того турнира, все же легитимность чемпионства бразильца мало кто может отрицать – за две недели Гуга обыграл двух грунтовых королей – Мустера и Бругейру, победителя РГ-96 – Кафельникова, будущего финалиста РГ-99 – Андрея Медведева.

 

Теннисный мир был шокирован таким выступлением никому неизвестного бразильца, ведь он стал победителем турнира БШ с самым низким рейтингом за всю историю (Иванишевич выиграл титул в ранге 125й ракетки мира несколькими годами позже). Однако удивление вызывало не только это, но и само поведение Куэртена – он явно был не готов к повышенному вниманию. На церемонии награждения во Франции он сначала долго пялился на своего кумира детства – Бьорна Борга, который должен был вручить ему сам трофей, а потом громко рассмеялся над шуткой Вилласа, который что-то шепнул ему на ухо, во время речи кого-то из официальных представителей турнира. Как потом выяснили журналисты, Гилльермо сказал что-то в духе: «Готовься, парень, скоро на тебя прольется ливень из девочек».

 

Прорыв Густаво стал настоящей сенсацией у него на родине (конечно, поскольку у всех, даже у самих бразильцев, страна ассоциируется исключительно с футболом). Гуга стал настоящим героем, которого носили на руках. Это вылилось в не самые хорошие результаты на турнирах в 98-м году (если точнее, это был самый неудачный год для Куэртена за его профессиональную карьеру, не считая периода после 2003 года, когда его стали преследовать травмы). Что интересно (и что весьма хорошо характеризует самих бразильцев), когда Густаво вылетел во втором круге РГ-98, проиграв никому неизвестному Марату Сафину, все бразильские журналисты, приехавшие освещать турнир для Бразилии, сдали билеты и улетели, проигнорировав заключительные полторы недели турнира.

 

Самым успешным для Густаво, стал, наверное, 2000-й год. Причем сама победа на очередном РГ, как и завершение года в ранге лучшего теннисиста планеты, не так примечательны как то, что случилось в Лиссабоне. Для того, чтобы остаться на первой строчке в рейтинге (не пропустив вперед Сафина) Куэртену было нужно выигрывать турнир. В полуфинале его ждал Сампрас, после чего в финале Гуге пришлось сразиться с Агасси. В такой ситуации, казалось бы, бразилец вряд ли может рассчитывать на итоговую победу, особенно с учетом того, что турнир проводился на закрытом харде (до сих пор не могу понять, где организаторы смогли найти закрытый хард в Португалии? Это все равно, как если бы в России была открытая трава). Однако Куэртен совершил то, что не удавалось никому и никогда – сумел последовательно в рамках одного турнира обыграть Сампраса и Агасси (причем та победа в полуфинале оказалась его единственной победой над Сампарсом вообще). Тут, что называется, молодое поколение должно учиться тому, как действовать в важных ситуациях (то, что Куэртен умеет играть в финалах – сомнению не подлежит, все-таки 3 из 3 побед на мейджорах и общий счет по финалам 20-9). В полуфинальном матче с Сампрасом многие неожиданно для себя узнали, что Гуга умеет хорошо играть с лета – это тоже качество великого игрока – уметь в сложной для себя ситуации отойти от заданных шаблонов и удивить соперника. Так же показательным является тот факт, что своего прямого конкурента – Сафина – Гуга обыграл на групповой стадии турнира.

 

После 2001-го года в карьере бразильца наметился спад, вызванный травмами. Однако он все еще продолжал оставаться в теннисной элите. В 2004-м году на своем любимом РГ он смог преподнести еще одну сенсацию, победив в 3-м круге в 3 сетах Роджера Федерера, проводившего один из лучших сезонов в теннисной истории. То поражение, кстати, стало последним до 2013 года для Федерера, когда он проигрывал на мейджорах раньше четвертьфинала.

 

Завершил Гуга карьеру матчем с Полем-Анри Матье на РГ, в 2008 году.

 

Его мощная игра на задней линии, вкупе с неплохой подачей (рекорд по скорости – 212 км/ч) и очень качественным использованием «углов» (Куэртен лучше всего двигался вдоль задней линии, очень хорошо используя играя в те моменты, когда соперник выбивал его с корта; игра из середины площадки как раз была не самым его сильным место) стала примером для многих будущих поколений игроков, особенно для грунтовых специалистов. Некоторые элементы игры Гуги, особенно то, что касается движения за мячом, были впоследствии использованы Надалем.