5 мин.

Зона комфорта

Самое удивительное событие прошедшего сезона - триумфальное возвращение Надаля, а самое удивительное в этом возвращении – игра Надаля на харде. Практически сразу заиграл на топ-уровне? Такой выход из травмы, я бы сказала, характерен для Надаля. Выиграл два ТБШ? Бывало и три ТБШ в сезоне. А вот хард… Вспомните, перед возвращением говорили о желании Рафы больше играть на грунте и сократить число турниров на убивающем его колени бетоне. Поклонники вычисляли, сможет ли Надаль удержаться на вершине, играя только грунтовые турниры. Вместо этого Рафа забирает себе весной и летом весь хард, до которого может дотянуться, не проигрывая ни одного матча до победного финала USO – такого и раньше-то никогда не случалось. Прямо в голове не укладывается, как это могло произойти? Рафа соскучился по теннису? Ну еще бы, очень соскучился, но не по харду же! Он не уставал посылать проклятия харду весь сезон и… выигрывал на нем матч за матчем. Загадка…

Надаль умеет прекрасно играть на харде, тут нет вопросов. Вспомним 2010 год, год Надаля: три ТБШ и собранный карьерный шлем. Правда, в том сезоне Рафа не подмел весь хард метелкой, как сейчас, но поставил своей целью выиграть USO и сделал это.  Сделал, благодаря прицельным изменениям в игре, усилению агрессии и, в особенности, подачи. Подача Надаля на USO-2010 приводила его болельщиков в экстаз. Но вот кубок USO у Рафы в зубах, карьерный шлем в послужном списке, и тут начинается самое интересное – Рафа отказывается от своей победоносной подачи! Говорили, что у него стало побаливать плечо, но сам он давал и другое объяснение.

Но сначала небольшое отступление. Как-то Иван Лендл, говоря о своем подопечном, высказал примерно такую мысль: Маррей открыт для нововведений, он готов менять свою игру. Но он хорошо понимает, что изменения не должны «ломать» игрока. В матче самое важное – находится в комфортной для себя зоне. И действительно, хотя игра Маррея за последние два года и поменялась, но настолько тонко и незаметно, что особо не следящие за ним люди изменений просто не видят.

Вернемся к Надалю, его подаче 2010 года и мотивам отказа от нее. Сильная первая подача означает больший риск и снижение процента попадания, а на второй подаче Надаль упускает инициативу и не может контролировать игру с первого удара. Именно это – контроль розыгрышей – важен для душевного спокойствия Надаля, а не увеличение числа легких очков. Он лучше сделает на несколько ударов больше, чем будет рисковать потерей розыгрыша – такая игра находится вне его комфортной зоны. И поймите, Рафа испытывал дискомфорт не только на второй подаче, нет, а на протяжении всего гейма. В начале каждого розыгрыша ему мигала красная лампочка: «Опасность, опасность! Можно упустить первую подачу!». Рафа заставил себя играть вне комфортной зоны – ради кубка USO. Кто бы сомневался, что он волевой человек. Но играть так всё время – невозможно, так много не навыигрываешь.

Что же произошло в этом году? На мой взгляд, следующее. Тревожная лампочка замигала совсем с другой стороны – она стала включаться при длительных забегах по бетону: «Колени… операция… конец карьеры…». И зона комфорта сдвинулась! Чуть более агрессивный стиль, который был раньше Рафе противен, вдруг стал мил и любезен его сердцу. Уже не нужно пересиливать себя: там, где лампочка раньше мигала красным светом, она горит мирным зеленым, посылая теплый привет коленям. Таким вот парадоксальным образом травма, полученная на харде, заставила Рафу заиграть в полную силу на харде же.

Конечно, здесь ключевые слова – «в полную силу». Эта сила была у Рафы и раньше, она не свалилась чудесным образом ниоткуда. Эти парни на вершине теннисного Олимпа могут на корте куда больше, чем показывают нам. Рафе было, куда сдвигать свою комфортную зону, не всем так везет. Зона комфорта Хуана Мартина Дель Потро, например, после травмы запястья заметно сузилась, мы редко видим его зубодробительный форхенд не потому, что он разучился его выполнять, этот форхенд сейчас находится под мигающей красной лампочкой, где витает призрак новой травмы, а резервы для перестройки игры у него не те, что у Надаля. Его карьера не закончена, кто знает, как она обернется. Старания Хуана Мартина гармонизировать свою игру уже начали приносить плоды.

Мгновенным сдвигом комфортной зоны можно объяснить и «везение» Джоковича, его бесшабашные удары на ключевых очках – это было особенно заметно в 2011-2012 годах. Начнем с того, что подобные удары на самом деле не являются для Новака чем-то сверхъестественным, на тренировках он наверняка попадет 10 из 10-ти. Однако их риск немного выше, чем у прочих, и при спокойном течении матча над ними мигает красная лампочка – обычно мы их не видим. А вот в критической ситуации лампочка начинает мигать гораздо интенсивнее уже над безрисковыми ударами: «Будешь тянуть резину – рискуешь потерять матч!». Комфортная зона сдвигается, и Джокович выполняет «безрассудный» удар недрогнувшей рукой, как на тренировке, потому что удар этот сейчас в зоне комфорта. Боюсь, если бы Новаку пришла фантазия совершать такие удары в спокойной обстановке, при мигающей красной лампочке, процент брака был бы гораздо выше.

Это всё о зоне комфорта.