Историческая справедливость
Автор RoyalSpirit
Об Анне Курниковой были написаны тысячи статей, опубликованы сотни интервью. Поэтому я не буду пытаться рассказать о ней что-то новое. Я лишь попытаюсь восстановить справедливость по отношению к её роли в мировом теннисе и напомнить тем читателям, для кого её история уже преданье старины (а таких сейчас в теннисных разделах спортивных сайтов уже, похоже, большинство), кто такая Анна Курникова и каковы были её достижения.
Если отвлечься от привычного фырканья штатных критиканов: «Так и не выиграла ни одного турнира», то следовало бы вспомнить, как начиналась её теннисная карьера, какова была её вершина и чем она закончилась.
Карьера Анны началась очень эффектно. Будучи весьма перспективной юниоркой Анна выиграла несколько турниров ITF и только вступив в профессиональную карьеру в 15 лет, она уже на следующий год вышла в полуфинал Уимблдона, став самой юной (и по сей день) полуфиналисткой этого мэйджора – в 16 лет. Для российского женского тенниса это был исторический успех.
В сочетании с яркой внешностью и харизмой Ани это немедленно превратило её в суперзвезду заполнившую своими фото обложки таблоидов. В этом смысле параллели между её взлётом и успехом Марии Шараповой были вполне справедливыми. Правда начала Аня лишь с полуфинала, а не с победы. Поэтому старт был не совсем равным и дальнейшие их карьеры развивалась по разным траекториям.
Ведь звездой Анна стала в очень юном возрасте, и коммерческий успех конечно вскружил ей голову. Постеры, спонсорские контракты, папарацци, фотосессии для спортивных и модных журналов и авторского календаря – всё это означало для 16-летней девочки прорыв в мир богатства и славы, и это в то время, когда родина Анны лежала в постперестроечных руинах и Аня с родителями только-только вырвались из тогдашнего унылого существования, промозглой Москвы, плохо отапливаемых тренировочных кортов «Спартака» . В эти тяжёлые времена для неё вдруг распахнулась дверь в мир тропических пляжей, модных показов и миллионных спонсорских контрактов. Кроме этого стоит учесть, что свалившиеся слава и богатство и на жизни всей её семьи отразились довольно неоднозначно, отношения Ани с родителями и отношения между самими родителями переживали сложный период, в семье начались скандалы, разборки из-за денег. Мать с отцом развелись. В общем, обстановка в жизни Ани была непростая. Неужели кто-то всерьёз может бросаться в неё камнями?
Разумеется, кроме восхищённых поклонников, нашлось немало тех, кто считал, что слава и богатство получены Анной несправедливо, незаслуженно. Однако, безусловно, истинной природой этой критики была банальная зависть. Особенно на этом поприще усердствовала довольно известная в то время французская теннисистка Натали Тозиа (входила в первую десятку). Она ненавидела Анну самозабвенно, искренне, как ребёнок, совершенно не скрывая своего «благородного» чувства. Однажды, когда она выиграла у неё матч, вместо рукопожатия она стала тыкать в Анну пальцем и кричать ей через сетку, что-то в том смысле, что кроме обладания сексуальной попкой, надо ещё и играть уметь. Правда тут она явно перестаралась – счёт их личных встреч стал лишь… 2:1 в пользу Анны.
Однако склочная француженка никак не могла уняться и после ухода из спорта написала книгу о женском теннисе, в которой посвятила Анне отдельную главу. Это ли не настоящее признание (хоть и сквозь зубы)? В одном интервью она сказала за всех теннисисток: «Конечно, никто из нас не хочет проиграть Анне». И в своей книге даже заявила, что Курникова вообще не теннисистка, а всего лишь девушка-вамп. Правда Анна выпила у Тозиа, видимо, достаточно крови и та забыла объяснить, почему сама она (будучи «настоящей» теннисисткой), Анне всё же проигрывала.
Другие вели себя сдержаннее. Многие теннисистки (Дэвенпорт, Моресмо, Граф) говорили в интервью, что Курникова прекрасный промоутер женского тенниса, привлекает зрителей, спонсоров и это приносит огромную пользу всему Туру, и не только женскому. И это было правдой - коммерциализация тенниса, зрительский интерес к нему, с появлением Анны, достигли невиданного доселе размаха. К тому же хоть и не в таких коммерческих масштабах, как Шарапова, но Анна привнесла в теннис фэшн-культуру и вкус. Одежда теннисисток стала предметом обсуждения не только в смысле того, насколько допустима длина их платьев. Лёд тронулся.
Справедливости ради надо сказать, что Аня в силу невоздержанности, свойственной молодости, и сама порой подливала масла в огонь, раздуваемый её завистниками. Её знаменитая фраза: «Я как меню в дорогом ресторане – вы можете облизываться, но не в состоянии оплатить» вызвала просто взрыв ненависти. Но помилуй Бог, такой уж ли это был грех с её стороны? Ну сказала, что думает, ну и что? Мартина Хингис тоже в своё время давала волю своему языку и заявила однажды, что Амели Моресмо следовало бы выступать не в WTA, а в ATP туре. Короче, слыхали мы и не такое!
В конце концов, сексуальная привлекательная стерва – не знаю как женщин, но мужчин этот образ волнует невероятно и в глазах многих поклонников, только добавляет привлекательности. Хотя конечно, было много таких, кто обвинял её в надменности, заносчивости и прочих «смертных» грехах.
Добавлю ещё один штрих – Анна, первая из российских теннисисток, которая активно занялась благотворительностью (благо, доходы позволяли). Например, свои доходы от продажи собственного видеокурса фитнеса она направляла медицинским учреждениям, позднее, стала участвовать в Фонде по борьбе со СПИДом и в международных благотворительных программах в Африке.
А что же собственно теннис?
В спортивной карьере Анны не всё было так блестяще. Но и утверждения, что Курникова плохая теннисистка совершенно бессмысленны.
У неё была отличная парная карьера – в паре с Мартиной Хингис Аня выиграла 16 титулов, два из них на кортах Мельбурна, занимала первую строчку парного рейтинга. И надо признать, что в этом была заслуга не только Мартины. Анна была достойной партнёршей и их пара довольно долго считалась не только самой гламурной (их называли спайс-гёлз), но и самой сильной.
А вот в одиночке не задалось. Это факт – Анна так и не завоевала ни одного титула. Но говорить, что она не достаточно хотела этого и не переживала из-за неудач, несправедливо. Ольга Васильевна Морозова рассказывала, что во время одной из их встреч, уже после окончания карьеры , Анна воскликнула с отчаянием: «Наверное это Бог не хотел, чтобы я победила!!» И возможно, в этих словах была какая-то доля истины. Травмы подкосили карьеру Анны, сначала в 2001-ом она порвала связки правой стопы. А в 2003-ем заработала на корте стрессовый перелом голени, после которого уже не смогла играть на высоком уровне и так и не вернулась в Тур.
А как всё хорошо начиналось - недаром ведь Ник Болитьери назвал Анну самым большим своим разочарованием – потому, что при столь очевидном теннисном таланте, каким она обладала, она так и не смогла взойти на вершину. А талант был, и не маленький!
Технический арсенал Анны был очень широк (наверное, поэтому она и добилась хороших результатов в паре). Её собственные слова – «Я умею делать с мячом так много, что часто теряюсь на корте, какое продолжение лучше выбрать?». Это не было похвальбой, то же самое подтверждали и её наставники, включая Болитьери.
В некотором смысле Анна была теннисисткой новой эры – она, одновременно с сёстрами Вильямс привнесла в женский теннис, кроме традиционно чуткой комбинационной игры, ещё и атлетизм, скорость, превалирование атаки над обороной. Она одна из первых (вместе с Винус, Сереной и Линдси Дэвенпорт) сделала молниеносные приёмы на вылет подачи соперницы настоящим оружием, а не просто эпизодическими ударами. В те времена это не было принято в игре женщин. Тогда считалось, что подачу соперницы достаточно просто перевести через сетку, большего не требуется.
Теннис Анны была бесшабашным, очень вариативным, техничным и быстрым (по тем временам). Поэтому она привлекала на корты множество фанов не только своей стройной, ладной фигурой, роскошной косой, сногсшибательной улыбкой и выразительными глазами, но и своей игрой.
Да и результаты были не так уж плохи. Пиком карьеры стал 1998 год. На нескольких турнирах Анна выступила блестяще – на турнире в Истбурне победила саму Штефи Граф, в Ки Бискейне дошла до финала выбив из сетки подряд Селеш, Дэвенпорт и Аранчу Санчес. Лишь в финале уступила Винус, хотя и победила в первом сете 6:2.
В Берлине Аня переиграла, наконец, свою самую безжалостную соперницу/партнёршу Мартину Хингис. В результате Анна впервые вошла в первую десятку, заняла восьмую строчку рейтинга и перспективы выглядели весьма обещающе. Посмотрите highlights этого матча и вы получите некоторое представление о том, как умела играть в теннис Аня.
Вообще, болтовню, что Курникова «не умела играть», популярную в околотеннисной среде, явно не смогли бы поддержать многие её соперницы. Анна трижды выигрывала у Дэвенпорт, имела положительный баланс побед против Каприати, побеждала Штефи Граф, Монику Селеш и Мартину Хингис. И была сущим наказанием для Патти Шнидер, которую обыграла все три раза, когда они встречались на корте. Особенно доставалось от Анны соотечественницам. Положительный баланс против Анны имела только Настя Мыскина, и в единственном очном поединке её победила Динара Сафина. Всех остальных (Дементьева, Лиховцева, Бовина, Панова, Петрова и т.д.) Анна била регулярно и зачастую, в одну калитку.
Вот ещё короткое видео с итогового чемпионата в Нью-Йорке в 2000-ом. Матч с Дженифер Каприати.
Но титулы так и не покорялись. Было несколько драматичных поражений, которые мне запомнились. Особенно на турнире в Сан-Диего в 2002-ом. Начало турнира было блестящим и кроме того приправленным дополнительной интригой. В первом туре она встречалась с Александрой Стивенсон, которая считалась её принципиальным врагом, потому что Анна, разгромив её в предыдущей их личной встрече, бросила ей после игры через сетку пренебрежительное (вот уж правда, стерва!!): «You are not a player». Все говорили - Александра будет мстить!
Но «месть» закончилась со счётом 6:1 6:0 в пользу Анны, за 45 минут. По поводу чего английский комментатор на Евроспорте сказал: «Вау!! Она, наверное, на макияж утром тратит больше времени!»
Уверенно дойдя до полуфинала, одержав по пути пару эффектных побед, Анна встретилась с Еленой Докич и… проиграла в упорном поединке с двумя тайбрэйками, хотя во втором сете имела матч-бол на приёме. Один из раздосадованных болельщиков, в сердцах назвал Докич демоном! Правда в финале Аню не ждало ничего хорошего, кроме Винус Вильямс, которая хорошенько вымотанную Анной Елену, спокойно разгромила.
Были в её игре и очевидные пробелы. Например, подача, которую критиковали за обилие двойных ошибок. Однажды она установила рекорд – 24 ДО за матч. Анна попыталась с этим бороться. Возвратившись после первой травмы, она пригласила в команду известного тренера Харольда Соломона, который раньше работал с Дженифер Каприати. И стала работать над изменением подачи. Успех был – в одном матче процент попадания первым мячом у неё достиг 98%. Комментатор на Евроспорте заметил: «Наверное, она не смогла бы подавать точнее, даже если бы просто бросала мяч рукой!!» Но желаемого результата это не принесло – ранее агрессивная, хлёсткая и острая подача стала вялой и предсказуемой. Ошибок стало меньше, но побед не прибавилось. Всё одно и тоже – полуфинал, финал… и опять осечка. И опять. И опять.
Иногда фаны негодовали на Анну – ну зачем она играет только на премьерах, где сетка всегда очень сложная?!! Нет, чтобы сыграть на каком-нибудь дохленьком турнирчике и выиграть его, просто для повышения самооценки! А дальше-то дело пойдёт! Анна будто услышала и заявилась на турнир в Акапулько. Уверенно шла по сетке, дошла до полуфинала, где её ждала Катарина Среботник, которая в то время была никто, и звать её было никак (впрочем, как и сейчас). Казалось, долгожданный титул уже плывёт в руки! Но в полуфинале Анна неожиданно уступила в трёх сетах. Ну что ты будешь делать?!! А потом перелом ноги и… всё закончилось.
Вот такой получился портрет на пленэре. Ещё раз повторю, я написал заметку не про Анну Курникову, а про распространённые заблуждения насчёт неё. Не знаю, получился ли портрет достаточно ёмким, но надеюсь, некоторые мифы о самой неоднозначной и яркой (не считая Шараповой, конечно) российской теннисистке всех времён, он развеет.
Автор RoyalSpirit
Именно из-за травм Курникова стала делать много двойных ошибок, которых в более юном возрасте у неё было мало. У неё появилось хроническое растяжение косых мышц живота, и она испытывала боль при каждой подаче.
Про Среботник нехорошо получилось. Среботник выиграла 4 титула в одиночке и 31 в паре, включая Уимблдон. В одиночке в двадцатку поднималась, в парном рейтинге была номером 1. В этом году уже тоже успела титул выиграть. Ничего себе "никто, и звать никак"! Всем бы такую карьеру.
Ещё Курникова отличалась невероятным профессионализмом уже в малолетнем возрасте. Она тренировалась 24 часа в сутки. Она ложилась спать в то время, когда это надо было, чтобы лучше играть. Она ела именно то и именно тогда, что нужно было для улучшения игры. В машине она сжимала теннисные мячи для укрепления кисти. Если мама с кем-то разговаривала, а Аня её ждала, то, чтобы не терять времени, она прыгала из стороны в сторону с одной ноги на другую.
И она считала, что она должна выигрывать абсолютно всё абсолютно у всех. Если кто-то из девочек на 3-4 года старше её пробегал "веер" быстрее, чем она, то она хотела тренировать этот "веер" как можно больше. О теннисных матчах и говорить нечего.
Я люблю Анну в первую очередь как теннисистку, в моем понимании "умного тенниса" она играла именно в него. Можно со мной не согласится, но я думаю Аня не добилась больших успехов в одиночке, отчасти из-за мамы. Родители должны быть родителями. а не тренерами или агентами.
большое спасибо за материал!)
-------------------------
да, не свалилось. за возможность достичь все этого ее мама боролась всеми средствами. какая уж тут патетика?
По мере её взросления её известность росла. То есть слава досталась ей не одномоментно, а постепенно.
Вот это почему-то убило. Ну зачем такие вещи говорить? )
Яркая, неоднозначаная личность. Где-то убыло, где-то прибыло, наверное... вот и получилось всё у Ани так, как получилось.
____________________________
Справедливости ради, фешн-культура посещала сей уголок и до Анны.) Вот, допустим, яркие примеры:
http://fashion.telegraph.co.uk/galleries/TMG8269817/9/Stylish-tennis-looks-from-history-to-inspire-todays-stars.html
http://www.etsy.com/listing/27290342/1970s-lacoste-tennis-dress?ref=sr_gallery_3&ga_search_query=tennis+dress&ga_search_type=vintage&ga_page=5&order=price_asc&includes%5B0%5D=tags&includes%5B1%5D=title
http://exileorexhibit.files.wordpress.com/2012/07/fred-perry-vintage-tennis-outfitt.jpg?w=620
http://www.tennischick.net/2008/06/haikus-on-history-tennis-fashion.html
А в общем хорошая получилась статья. Всё по делу.
Штеффи и до Сложила обыгрывала всех кроме как Навратилову. Я не отрицаю заслуг Сложила, он ей поставил убойный форхенд и научил играть в атакующем ключе, но он всё же был в первую очередь hitting partner
А Гюнхардт пришёл только в 1991 году - у Штеффи к тому времени и Золотой Шлем был и много чего ещё