В первом ряду
Оценивая итоги подготовительных к Открытому чемпионату США хардовых турниров, Стивен Тиньор предлагает читателям своих фаворитов. О том, чем Дементьева похожа на Мюррея, и что нового появилось в игре Федерера – в блоге «С миру по Нитке».
Самое интересное, что многочисленные эксперты практически не писали об этих турнирах, я уж думала, что они не интересны. Ан нет, по итогам женского турнира в Торонто, он сделал весьма приятный для нас вывод – Дементьева может выиграть US Open не только по игре, но и по статистике. А в мужской части – ну тут пока все очевидно. Итак, его статья называется «Завоевывая поул-позишн».
«Давайте начнем издалека, а именно с предварительного обобщающего вопроса:
Как работает новый календарь?
Во все предыдущие годы тем словом, которое наиболее часто упоминалось во время женского летнего сезона, было тоскливое слово «отказ». Травмы и отказы обеднили сезон североамериканского харда и на US Open Series создали WTA имидж бедной родственницы ее мужского аналога – ATP. Этим летом, хотя мы и не получили блокбастеров в финале, или противостояния Серена – Сафина за право быть №1, мы, по крайней мере, увидели лучших теннисисток в мире на корте. Новый календарь был создан для работы в двух направлениях: снижение нагрузок для игроков и создание более насыщенного календаря для болельщиков, с акцентом на нескольких самых крупных турнирах. Нам придется подождать до конца года, чтобы оценить, как сработала первая часть плана – все ли буду здоровы к ноябрю? – но на данный момент похоже, что WTA добилась успеха в более четком определении тех турниров, которые наиболее важны для теннисистов и зрителей. Последние два из таких турниров – Цинциннати и Торонто, ни один из них не был обязательным, и при этом сетку каждого из них можно смело назвать «насыщенной».
Заключительный аккорд канадского турнира, как я уже говорил, нельзя назвать классическим финалом ни по каким параметрам. Но какие узнаваемые имена в нем присутствовали: Мария Шарапова и Елена Дементьева. С точки зрения важности турнира, это намного лучше, чем финалистка-2008 Доминика Цибулкова. И, хотя по счету 6:4, 6:3 вам может показаться, что эта победа была для Дементьевой не слишком сложной, это все же был увлекательный матч, особенно для тех, кто любит трудовой теннис.
Необычно то, что более привлекательный теннис был показан проигравшей стороной. Шарапова, которая не была сеяной, следовательно, ей пришлось играть на один матч больше, чем ее сопернице, с трудом прошла через длинную неделю. К тому моменту, когда закончился первый гейм, и она сделала три двойных ошибки и получила брейк, Шарапова предстала в образе раненого, но борющегося воина. Она бросала раздраженные взгляды на своего тренера, вращала травмированным плечом и гримасничала, к тому же она боролась против ветра, который дул на корте весь день. Но, хотя по счету это и не видно, она была близка к победе.
Независимо от результата, именно Шарапова диктовала игру на задней линии. Она была тем игроком, который пытался использовать укороченные удары, поймать ветер, при этом не окапываясь, не сдаваясь и не пытаясь сыграть безопасно – это ей вообще несвойственно. В конце первого сета тренер Шараповой Майкл Джойс сказал ей, чтобы она прекратила попытки использовать силовые удары в тот момент, когда движется назад – ее руки слишком устали для этого, поэтому она должна была облегчить удары и ждать коротких ответов. Это был логичный и разумный совет, но Шарапова не поняла его: она закусила губу и возмутилась: «Просто перекидывать?». Ей удалось произнести эту фразу так, что она прозвучала как обвинение в предательской трусости. В конце концов, Джойсу удалось ее мотивировать с помощью аккуратного использования приемов так называемой обратной психологии. «Ты зачем сюда пришла? Ты хочешь побыстрее отсюда убраться, или ты намерена бороться?». Когда он повернулся, чтобы уйти, он закончил: «Делай, что хочешь».
Конечно, Шарапова боролась. Она заставила Дементьеву отработать в течение двух часов и пройти через множество геймов, в которых несколько раз было «ровно», чтобы, наконец, одержать победу всего в третий раз в 11 их встречах на корте. Но, хотя Шарапова сделала матч интереснее, используя все возможное и невозможное – она даже пыталась выходить к сетке с приема в концовке второго сета – ее подача по-прежнему остается самой большой проблемой. Как только казалось, что она избавилась от двойных ошибок, в решающие моменты они возвращались. Наиболее важным в долгосрочной перспективе является то, что Шарапова всегда выгодно отличалась от большинства соперниц своим умением удерживать подачу. Она была из тех, кто может провести два сета против серьезного оппонента, не получив брейк. Теперь же это не так, и никаким боевым духом, и никакими тактическими ухищрениями этого не компенсировать.
Что касается Дементьевой, она сделала все для того, чтобы считаться фаворитом US Open наравне с Сереной Уильямс. Я не думаю, что на данный момент можно рассматривать первую ракетку мира Динару Сафину в их компании. Дементьева обыграла Серену в полуфинале в Торонто, и сейчас она показывает игру, которая своей практичностью напоминает мне игру Энди Мюррея – они оба умеют заставить соперника чувствовать себя на корте неуютно. В воскресенье основная идея ее игры состояла в том, чтобы безопасно перекидывать мяч куда-то в середину корта и отслеживать рискованные удары Шараповой. Но стратегия, которая на первый взгляд выглядела простой, имела свои продуманные хитрости. Она направляла медленные резаные удары бэкхендом Шараповой под форхенд, вынуждая ту задавать собственный темп игре и наносить удары с дополнительным верхним вращением – это две вещи, которые Шарапова не любит делать. А когда Елена уходила в защиту, она делала это как Мюррей, то есть очень организованно. Она быстро восстанавливала позицию, она возвращалась в центр корта, не теряя скорости, и отвечала Шараповой в неудобные для нее точки корта.
Как и у Марии, у Елены, однако, многое сводится к подаче. Нет, конечно, в большинстве случаев в прошедшем матче ей удавалось подавать туда, куда она хотела. Но, когда пришло время подавать на матч, она вернулась к своему старому доброму «удару сбоку», как называл это Клифф Драйсдейл – ее знаменитой неустойчивой, резаной второй подаче с низким подбросом. Но этого оказалось достаточно. Когда Дементьева, наконец, выиграла, она упала на колени, такое не часто можно увидеть после победы со счетом 6:4, 6:3. Как я уже упоминал, это была трудовая победа, а не легкая и красивая, и она заслужила право на подобное празднование.
Но заслужила ли она также поул-позишн перед US Open? Действительно ли она готова, после всех этих лет, выиграть свой первый титул «Большого шлема»? Можно посмотреть на это по-разному, но приведу следующий факт: последние два раза, когда канадский турнир проводился в Торонто, его победительница затем выигрывала Открытый чемпионат США. В 2005 это была Ким Клийстерс, которая совершила свой собственный прорыв именно на кортах Флашинг-Медоуз. В 2007 турнир выиграла Жюстин Энен. Мы знаем, что Дементьева отнюдь не Энен, но если Клийстрес смогла, приходится думать, что Елена сможет тоже.
Если уж говорить о фаворитах Открытого Чемпионата США, после воскресенья возникает маленький вопрос, кто же является им в мужской сетке. Роджер Федерер, возможно, находившийся в поиске некоторой новой мотивации после своего триумфального года, нашел ее в Цинциннати в виде Мюррея и Джоковича. Он не обыгрывал ни одного из них в этом году, даже во время своего похода за титулами на Открытом чемпионате Франции и «Уимблдоне». Но он ответил на все вопросы о своей способности противостоять более молодым оппонентам, в 2 сетах позаботившись о них обоих на пути в завоеванию 16 трофея «Мастерс» в своей карьере.
Что же Федерер в этот раз сделал иначе в матче против Джоковича? Я думаю, он, как и Дементьева, проделал хорошую работу, вынуждая оппонента наносить удары, которые тот не хочет наносить. Когда Джокович обыгрывал Надаля, он наслаждался ударами Надалями с сильным верхним вращением, направленными Джоковичу под бэкхенд – он свободно может отбить этот удар. Логично, что Федерер сделал все возможное, чтобы не закручивать Джоковичу под бэкхенд, а использовал резаные удары, вынуждая серба нагибаться за мячом. Все, что серб мог сделать с этими ударами – направить их в середину корта, где у Федерера была возможность забежать и пробить навылет с форхенда. Единственный раз, когда Федерер ударил крученным Джоковичу под бэкхенд, был в первом розыгрыше при счете 4:4 во втором сете. Джокович вышел на ударную позицию и сделал виннерс с бэкхенда по линии. Впоследствии Федерер вернулся к резаным ударам и выиграл сет.
Так же, как для Шараповой, Дементьевой и всего остального мира, подача для Федерера имеет определяющее значение. Он говорит, что этот удар сейчас работает лучше, чем в начале сезона, когда, по его словам, у него были проблемы со спиной, и он регулярно проигрывал Мюррею и Джоковичу. Возможно, причина и в спине, хотя эта ситуация напоминает мне классический случай «яйцо-курица» – то, что ты чувствуешь себя лучше, помогает тебе выигрывать, или ты выигрываешь, и поэтому чувствуешь себя лучше? Как бы то ни было, подача Федерера помогла ему в финале. При счете 4:5, 30:40 и сетпойнте у Джоковича первый номер мирового рейтинга выполнил три безупречных первых подачи, что помогло ему добиться нужного результата.
Резаный бэкхэнд, надежная подача, спокойная целеустремленность – все это мы и прежде видели у Федерера. Но кроме них здесь он продемонстрировал новое блестящее оружие, которое я буду называть «Удар имени Хааса». Подавая при счете 4:5, 15:30 во втором сете, когда Джокович и зрители на трибунах уже размечтались о третьем сете, Федерер, увидев удар соперника, который направляется в середину корта, отступил на 2 шага, и выстрелил обратным форхендом навылет. Это тот самый удар, который он явил миру, когда в Париже был загнан в угол Томми Хаасом. Не просто удар навылет, но аутентичный безальтернативный виннерс, который помог успокоить толпу, сравнять счет и остановить порыв Джоковича.
Некоторые игроки используют эти разогревочные турниры, чтобы набрать форму. Другие – чтобы получить игровую практику. Похоже, Федерер использует нынешние подготовительные турниры для того, чтобы отточить свой неукротимый, изменяющий ход игры, просто-используй-его-когда-это-очень-необходимо «Удар имени Хааса». Я думаю, что у нас есть фаворит US Open».
А уже с минуты на минуту появятся сетки. Тогда и прогнозы появятся более предметные.