Истории из жизни Алтеи Гибсон. Заключение
Винус Уильямс сказала о ней: «Я благодарна Алтее Гибсон за ту силу и мужество, с которой она преодолевала расовый барьер. Она подготовила почву для моего успеха. Алтея была знаковой фигурой для всех слоев общества во всех областях.» Лучшая теннисистка конца 50-х годов, первая темнокожая победительница Уимблдона – Алтея Гибсон. Заключительные истории из жизни этой удивительной женщины и спортсменки в блоге «Спагетти».
Материал подготовлен по мотивам статей: 1 2 3 4 5 6
Фотографии: corbisimage & life
перевела и опубликовала: яга
История восьмая: «Я получала самое главное - возможность петь»
В 16 лет Алтея приняла участие в конкурсе вокалистов на сцене «Apollo». Пригласила друзей, чтобы после выступления точно услышать аплодисменты. Она заняла второе место и должна была получить недельный контракт на участие в вечерних шоу, но получила только 10 долларов. Гибсон собрала большую коллекцию виниловых пластинок: «Я всегда покупала новинки, учила слова песен и часами стояла у зеркала, репетируя жесты, следя за выражением лица. Я легко представляла себя новой Эллой Фицджеральд». Еще в колледже она хотела факультативно заняться музыкой, но декан факультета сказал, что нельзя одновременно заниматься и спортом и музыкой – одно будет мешать другому. «Честно говоря, по сей день не вижу разумного довода, почему нельзя совмещать занятия теннисом и вокалом».
Сидни Луэллин всегда скептически относился к ее пению и часто подшучивал над ней по этому поводу. Однажды в небольшой компании Сидни сказал ей, что здесь есть парень, который перепоет её. Он имел в виду Билла Дэвиса. Гибсон легко приняла вызов. Билли и Алтея исполнили по одной песне, а гости голосовали за того, кто лучше споет. Дэвис безоговорочно победил, что привело в восторг Луэллина.
Первые серьезные шаги на пути вокалистки ей помогла сделать подруга на корте и в жизни Анджела Бакстон. Она знала, как Алтея любит петь, и договорилась о пробной записи в Лондоне. Приятель Анджелы Джерри Вэйн все организовал и познакомил Гибсон со знаменитым продюсером Элом Джексоном. Но на тот момент с пластинкой ничего не вышло. Правда, на каждом приеме после турнира ее просили спеть. Когда Сидни убедился, что пение не будет мешать спорту, он обратился к профессору Лонг-Айлендского университета, декану кафедры речи и дикции Джеймсу Кеннеди. С середины осени 1957 года по март 1958 года Алтея занималась с профессором три раза в неделю.
На одном из банкетов, где выступала Алтея, к ней подошел Генри Онорати – один из руководителей «Дот Рэкордс». Он пригласил ее принять участие в записи альбома. Диск увидел свет в мае 1958 года. В августе 1959 года Эд Салливан пригласил ее спеть в своем субботнем шоу «The Ed Sullivan Show». А 12 июня 1959 года в прокат вышел фильм «The Horse Soldiers», в котором Гибсон сыграла эпизодическую роль. Алтея так оценивала свое присутствие на сцене: «Конечно, я не считала себе выдающейся певицей. И до конца не знаю, что было основной причиной моего присутствия в шоу и участия в концертах - неплохие вокальные данные или теннисные достижения. Но это не важно, ведь я получала самое главное - возможность петь.»
История девятая: «Гольф – игра одиночек»
В 1959 году Алтея присоединилась к кудесникам мяча из Гарлема, знаменитым «Harlem Globetrotters». Показательные матчи в начале и перерывах шоу баскетбольных циркачей приносили хороший доход. Как говорила сама Гибсон, это были невероятные суммы. Компанию в шоу Алтее составляла подруга по Азиатскому турне – прекрасная Кэрол Фагерос. В конце 1959 года началось изнурительное турне по городам США. Весной 1960 года, вернувшись в Нью-Йорк, Алтея сделала первый взнос за дом, куда переехала её семья. В этот период ей поступило коммерческое предложение от одной из старейших пекарен США «Ward Baking Company». В течение следующих пяти лет Алтея выступала с лекциями под эгидой «WB Co», в которых она поделилась жизненным опытом, рассказывала о важности гражданской позиции и личным примером доказывала, как важно найти свое место в жизни.
Когда в 1960 году «Harlem Globetrotters» предложили ей отправиться в международный тур, Алтея отказалась. Она хотела попробовать себя в качестве профессионала и организовала собственное турне. Ей было сложно сводить концы с концами. Без «Harlem Globetrotters» публика потеряла интерес к шоу, и Гибсон осталась без сбережений. Она начала терять интерес к теннису. Следующее несколько лет она назовет худшим периодом своей карьеры. Алтея продолжает выступать с лекциями и, наконец, обращает внимание на профессиональный гольф.
После Открытого чемпионата Австралии 1958 года, в Сингапуре, ожидая вылета на Цейлон, она упомянула, что любит играть в гольф. Тогда один из стюардов пригласил ее в гольф клуб Сингапура, чтобы развеяться. Одним ударом она могла отправить мяч на 200 ярдов. Алтея не училась игре в гольф, но, несмотря на это, многие специалисты отмечали ее незаурядные способности. Она смогла убедить «Ward Baking Company» поддержать её профессиональное увлечение гольфом. Возможность практиковаться исключительно в общественных клубах нисколько не смущала ее. На календаре был 1961 год, а большинство частных гольф-клубов, по-прежнему, не допускали на свои поля не только темнокожих, но и женщин. Теннис многое дал Гибсон, но отрицательно сказался на выполнении замаха и удара слева. Она тренировалась на износ, чтобы показать достойный результат и получить статус профессионала.
Условия на общественных площадках не были идеальными, но это не снижало финансовой части затрат, гольф всегда был дорогим видом спорта. В1963 году Джерри Вольпе, руководитель профессионального клуба «Englewood Golf Club», предложил Алтее стать почетным членом этого клуба. Так Гибсог смогла сократить часть расходов и полностью сосредоточиться на гольфе. Она сыграла несколько любительских турниров перед первым в своей жизни профессиональным стартом LPGA (женская профессиональная ассоциация гольфа) в «Kenwood Country Club», расположенным в Цинциннати. Статус игрока LPGA и возможность зарабатывать игрой в гольф она получит через год, поскольку в 1963 году ей нужно было показать результат «3 ниже пара» в трех из четырех заключительных турниров ассоциации. (Пар — количество ударов, за которое игрок должен проходить лунку. Пар для стандартного поля в 18 лунок=72)
Алтея стала первой темнокожей гольфисткой, получившей статус профессионала. Несмотря на это ей порой приходилось сталкиваться с трудностями. В некоторых клубах с лицензией LPGA ей развешали играть, но запрещали пользоваться душем. Не все отели принимали её. Марлен Хэдж, победительница 26 различных турниров ассоциации, вмешалась в спор у стойки регистрации, когда администратор отказывался заселять Алтею в номер. Марлен остановилась и сказала: «Возьмите свои вещи, вы будите жить со мной». Директор LPGA Лени Витц лишил один из клубов лицензии ассоциации и перенес соревнования на общественную площадку, когда хозяин этого клуба не позволил Гибсон играть на турнире. Вспоминая о дискриминации, она говорила: «Может, я не имела права останавливаться в хорошем отеле Колумбии или Южной Каролины или играть в гольф на лужайках Луизианы, но я никогда не чувствовала себя ущемленной».
Алтея приняла участие в 171 профессиональном турнире, в том числе, в 11 Чемпионатах США. В начале 1964 года она проходила поле за 84 удара, ровно через 6 лет это показатель достиг 69. Свой лучший результат в профессионалах она показала в 1970 году, на турнире «Len Immke Buick Open», где заняла второе место.
О гольфе Гибсон написала: «Это – ты, против мяча, расстояния и природы. Один на один со своими мыслями, мышцами и замахом. Гольф – это игра, в которой некого винить в поражении… Гольф – игра одиночек».
История десятая: «Будь собой, пусть твоя игра говорит за тебя»
В 1975 году Алтее Гибсон предложили занять должность председателя комитета по легкой атлетике Нью-Джерси. Летом 88-го она отдала все свои Уимблдонские трофеи в Смитсоновский музей. А в конце года стала сопредседателем совета по физической культуре и спорту при Губернаторе, где она работала до 1992 года. Основной причиной ухода со службы стало здоровье. После выхода на пенсию, в качестве отдыха, Гибсон продолжает играть в гольф и даже проходит поле за 70 ударов. Финансовые трудности привели к тому, что в 1990 году в возрасте 63 лет Гибсон предприняла неудачную попытку вернуться в профессиональный гольф. Летом девяностого года Алтея присутствовала на Центральном корте Уимблдона. Спустя 32 года в финале главного травяного турнира снова играла чернокожая теннисистка – Зина Гарисон.
В 1994 году Алтея стала одной из героинь выставки «I Dream a World» в Колумбийском Государственном музее, посвященной 75 темнокожим женщинам. В 1998 Френсис Клэйтон Грей создал фонд имени Алтеи Гибсон «The Althea Gibson Foundation». Фонд помогает реализовать себя молодым гольфистам и теннисистам, несмотря на сложные условия жизни.
Последние десять лет Алтея Гибсон, провела в одиночестве. Детей у нее не было, хотя она дважды была замужем. В 1992 году она перенесла два инсульта. Сбережений у нее не осталась, а социального пособия не хватало на оплату медицинских счетов. Положение было настолько тяжелым, что Алтея не хотела жить. Она была измождена, потеряла 45 кг. «Вся одежда мне велика...» - скажет она Дэвиду Динкинсу в 1996 году. Когда Анджела Бакстон узнала о бедственном положение подруги, она опубликовала на страницах «The Guardian» открытое письмо, где рассказала историю чемпионки, которая на семидесятом году жизни в поединки с болезнями и социальными трудностями находится на грани поражения. Отклик на статью Анджелы был молниеносным. Уже на следующий день Алтея Гибсон получала сотни писем, в каждом из которых находились денежные купюры. Через две недели, 23 ноября 1996 года в Лос-Анджелесе состоялся благотворительный бал в её честь. Алтея стеснялась своего положения, считала недостойным принимать помощь, но Анджела переубедила подругу.
После Бакстон расскажет: «В последние годы жизни она избегала людей, потому что не хотела, чтобы кто-то видел какой она стала. Она хотела, чтобы ее запомнили такой, какой она была... Мы собрали около миллиона долларов. Я помню, как помогала ей открывать все эти письма. Тогда она стала богаче, чем мы с вами вместе». – Грустно улыбнувшись, сказала Анжела журналисту «The Guardian» 1 октября 2003 года – «Какой она была? Дружить с ней вне корта сплошное удовольствие. Алтея была темнокожей теннисисткой, и мало кто из американок хотел играть с ней в паре… Я – еврейка, и сталкивалась с теми же проблемами в Англии. Так что мы просто объединились в пару и победили. Но на корте она была очень похожа на Винус – тот же надменный взгляд – и вы действительно не знали, что творится в ее голове. Она устрашающе действовала на соперников, так же, как Винус. Ее было очень сложно обвести свечой, потому что Алтея была высокой и действовала у сетки, как паук. А выражение ее лица менялось только после последнего розыгрыша».
Алтея встретилась с Винус в 1997 году и сказала старшей Уильямс: «Публика будет любить тебя. Будь собой, пусть твоя игра говорит за себя».
В воскресенье 28 сентября 2003 в Центральной Больнице Нью-Джерси Алтеи Гибсон не стало…
И небольшое замечание - сами истории интереснее, манеры изложения автора).