Нужны ли нам укороченные?
Перевод: mandragora
Simon Cambers на сайте Tennis Space утверждает, что важность укороченных ударов в теннисе сейчас повышается. Поскольку Tennis Space – британский ресурс, Маррей в этой заметке на первых ролях, но и другие игроки не обойдены вниманием.
Прошло двадцать лет с тех пор, как Стефан Эдберг выиграл свой последний, шестой, турнир Большого Шлема, выходя к сетке не только после первой, но и после второй подачи, и почти тридцать лет прошло со времени седьмой и последней победы Джона Макинроя. Хотя Уимблдон и оставался заповедником сильных подач и игры у сетки вплоть до 2001 года, теннис неуклонно менялся, так что сейчас выполнять подачу с выходом к сетке очень рискованно, этот прием обычно используется лишь для того, чтобы внезапно напугать соперника, а не как стиль игры.
Как и всякий спорт, теннис эволюционирует, и мы видим сейчас на корте поколение монстров задней линии, величайших атлетов, которые обожают держать мяч в игре и даже мысли не допускают приблизиться к сетке, пока не получат легкий мяч. Но лучшие из лучших начинают понимать, что одной игры на задней линии, пусть самой распрекрасной, бывает недостаточно, особенно в длинном розыгрыше.
Каждый, кто видел эпические матчи на харде между Новаком Джоковичем, Энди Марреем и Рафаэлем Надалем, знает, что это битва тяжелых ударов. Но приглядитесь, и вы заметите, что там проскальзывает и некоторое разнообразие, особенно легко увидеть укороченные удары. Каждый игрок знает, что должен вытащить своего противника-бейзлайнера из комфортной зоны, а дернуть его вперед – как раз то, что надо.
Всего несколько лет назад никто иной как Роджер Федерер описывал укороченный как «удар отчаяния», который выполняется, когда игрок крайне устал или не знает, что делать. Я всегда расценивал это как причуду такого талантливого игрока, но появление на горизонте Джоковича и, в особенности, Маррея, заставило его передумать. Загляните в YouTube и вы найдете там немало блестящих укороченных от Федерера – теперь это важная часть его игры.
«Я просто понял, что этих парней очень трудно пробить, они возвращают буквально все», – сказал швейцарец в начале этого года. – «Возможно, если я чаще буду выполнять укороченные, они не будут отходить далеко назад, и пробить их мне станет проще».
Посмотрите матч Энди Маррея – вы услышите гул недовольства после неудачного выполнения укороченного удара. Это недовольство лишь наполовину оправдано. Действительно, проигранный розыгрыш, когда противник прочитал укороченный, или Маррей его неудачно выполнил – это неприятно. Конечно, лучше было бы выиграть очко, но игрок хорошо понимает, что этот удар в любом случае принесет ему в будущем дивиденты: соперник станет осторожнее и, возможно, откроет пространство для выполнения традиционных ударов. Это как игра в кошки-мышки.
Испанцы и вообще грунтовые специалисты всегда ценили укороченные удары. Понаблюдайте за Надалем: когда он отгоняет своего соперника далеко за заднюю линию, тут же следует укороченный. Если правильно выбрать момент, успех может принести даже неидеально выполненный удар. Джокович и Маррей тоже стали мастерами в этом деле. Маррей говорит, что главное в этом ударе – скрытность: в противном случае противник легко достанет мяч, ведь сейчас все очень быстры.
Многие лучше выполняют этот удар с бэкхенда, а Маррей утверждает, что двуручная хватка позволяет лучше маскировать укороченный. «Одноручный укороченный легче увидеть», – говорит он. – «При двуручном ударе обычно больше отводят ракетку назад и вверх. Потом просто убирают одну руку – и готово. Мне гораздо проще прочитать одноручный укороченный удар».
Ежи Янович, польский гигант, дошел в ноябре до финала Парижского Мастерса благодаря своей прекрасной подаче, но также и благодаря своим искусным и неожиданным укороченным – иногда он даже прием подачи делал укороченным ударом. Возможно, сейчас он выполняет их слишком часто, но они окупаются. Мне кажется, что укороченный Юргена Мельцера – его лучший удар. У женщин роскошными укороченными владели Крис Эверт и Мартина Хингис, а в наши дни никто не выполняет их лучше Агнешки Радванской, которая компенсирует недостаток мощи тактическим мышлением и превосходной техникой.
В прошлом, конечно, гораздо чаще пользовались укороченными ударами, особенно когда три или четыре турнира Большого Шлема игрались на траве. Но даже сейчас, когда преобладают хардовые покрытия, им все же находится место. Надеюсь, они не исчезнут никогда.
пожили бы с каким-нить Ньютоном, который будет варить часы вместо яйца, или чистые носки надеть не сможет, я бы посмотрел))
Но в теннисе геня конечно очень хорош, чего уж там. Поэтому мне нравится, когда его бьют.
все еще нравится моя политкорректность?))
..но не плюсик, а полтора лимона ;)
даже если достать мяч, это выносит физически
а учитывая эволюцию техники, автоматом будет связка: дропшот-свеча-дропшот, Радванска например хорошо делает
получается давление и на физику и на психологию
p.s. вчера смотрел на ютубе лучшие мячи atp, был мяч между хьюиттом и федом, довольно известный
хьюитт как раз играл дроп-свеча-дроп, фед успел везде, но чтоб пробить хьюитта у сетки на последнем дропе силы уже кончились
«Раньше я был против использования укороченных ударов. Дело в том, что в начале моей карьеры почти все игроки стояли прямо на задней линии, корты были немного быстрее и тебе просто не было смысла использовать укороченные. Затем игроки стали отходить ещё дальше от задней линии и пробить их в перестрелке, особенно на грунтовых кортах, стало очень сложно. Тогда стало понятно, что время от времени можно пробивать укороченные, чтобы они всегда были начеку и стояли ближе к линии.
Однако лично мне потребовалось достаточно много времени, чтобы обрести уверенность при исполнении этого удара в ключевых розыгрышах, а не только при счёте 40:0. Поверьте, решиться на такой удар в ключевой момент очень непросто. Раньше я практически не брал в расчёт возможность такого хода. Но сейчас я говорю себе перед розыгрышем, что можно будет при определённом раскладе использовать его и достаточно часто в итоге исполняю укороченный», - отметил швейцарец.
Во как.... :)