Слова, слова, слова
Не ждите от этого поста разбора игры или подведения итогов сезона. Это просто межсезонная болтовня о том, о сем. Тех, кто ко всему относится серьезно, я предупредила.
Верите ли вы пресс-конференциям теннисистов так, как верю им я?
А я не верю ни одному слову. То, что игроки произносят на обязательных пресс-конференциях – это не правда. И это не ложь. Это просто слова, которые случайно могут соответствовать действительности, но все это чисто случайные совпадения. Задача игроков не донести до журналистов истину, а ответить на вопросы в максимально комфортном режиме. Состояние здоровья, оценка сил соперника, взаимоотношения игроков – вы ничего этого не узнаете из интервью, если у вас нет дополнительных источников информации. На все вопросы есть шаблонные ответы, которые и предъявляются журналистам. Вы бы тоже так делали, если бы вам задавали одни и те же вопросы по два раза на дню.
Не говоря о том, что некоторую информацию просто опасно разглашать. Если кто-то любит поговорить о травмах – вы никогда не узнаете степень травмированности. Если этот кто-то не любит говорить о травмах – вы никогда не узнаете вовремя о ее наличии. А, главное, не узнает соперник. Еще меня забавляет, когда игрока спрашивают о тактике на следующий матч. Щаз, он все вам доложит.
Конечно, какую-то информацию о теннисисте можно извлечь из его интервью. Например, степень владения английским языком. То, какие варианты стандартных ответов он предпочитает, по идее, должно говорить о его натуре. Но тут беда в том, что подавляющее число игроков выбирают унылую политкорректность, которая не говорит решительно ни о чем. Например, Серена после поражения любит пообещать неминуемую расправу в будущем. Это говорит о том, что Серена одна такая кровожадная? Ничего подобного, большинство игроков мечтают о том же – но молчат. Оставшееся меньшинство наверняка почувствуют жажду реванша перед следующей встречей, но опять-таки, будут это отрицать.
По интервью иногда можно судить об интеллекте игрока. Возможно, Томичу банально не хватает рассудительности, чтобы не озвучивать свои честолюбивые мечты – и ежу понятно, что он теряет популярность, огребает от старших товарищей, а коллеги получают дополнительную мотивацию отвесить ему леща. Ежу понятно, но не Томичу. Возможно, заносчивость здесь побеждает ум, но опять же, получается, что ума недостаточно. Впрочем, может быть, ум здесь вообще ни при чем, но об этом попозже.
Я думаю, многие игроки научились не терять попусту время на пресс-конференциях, а извлекать из них конкретную пользу. Например, Надаль перед любым матчем обязательно говорит, какой трудный у него соперник. Вы думаете он лицемерит или хочет того коварно обмануть? Нет, это психологическая подготовка перед матчем. Надаль хорошо знает, что к любому матчу нужен серьезный подход, иначе возможны варианты. И эта установка, да еще озвученная прилюдно, отлично его заряжает на борьбу.
Ана Иванович после каждого поражения говорит что-то вроде «Моя игра улучшается». Она говорила это, когда у нее был провал в игре, говорит и сейчас, на подъеме. Многие над ней смеялись. Болельщики заламывали руки: «Опомнись, Ана, ты не понимаешь, что катишься вниз!» Зря они переживали из-за этих слов. Конечно, Ана и не собиралась анализировать свою игру на пресс-конференции – хуже места трудно придумать. С помощью этих слов она оставляла это поражение в прошлом, чтобы идти вперед – это одно из необходимейших качеств спортсмена. И послематчевая конференция – идеальное место, чтобы начать этот аутотренинг: чем раньше, тем лучше.
Возможно, и многострадальный Томич мотивирует себя с помощью своих заявлений. Он инстинктивно предпочитает некоторые неприятности потере мотивации.
А что будет, если игрок спонтанно скажет то, что думает? Ответит на провокационный вопрос правду? Такие случаи бывают, по молодости или в расстроенных чувствах теннисист, что называется, ляпнет – и обычно это оборачивается тем, что обрадованные журналисты азартно начинают кидаться в этого героя грязью. Репортер в этой ситуации представляется мне нищим, выпрашивающим у прохожих копеечку. Когда кто-нибудь по неведению или по рассеянности эту копеечку ему даст, нищий тут же начинает громко хохотать и указывать на несчастного пальцем. Он вытаскивает из рукава рубль и громогласно издевается над олухом, подавшим ему целый рубль. Подают этому нищему не часто, но бывает, бывает…
А огребать ни за что ни про что неприятности мало кому хочется – у них и на корте полно проблем. Так что слова, слова, слова – и ничего кроме слов.
Хотя… в этой ситуации находят отдушину те, у кого есть чувство юмора. Шутя, можно сказать любую правду, и тебя поостерегутся осуждать за шутку из страха самим оказаться в смешном положении. К тому же шутников репортеры любят – те выполняют их работу: делают пресс-конференции интересными. Без посторонней помощи репортеры, очевидно, делать эту работу не в состоянии.
Так верите ли вы пресс-конференциям теннисистов так, как верю им я?
Например, многие любители тенниса спорят о том, какой игрок самый умный... но если послушать ту же Веру Звонареву, то получается, что чем больше играешь матчей - тем быстрее и правильнее принимаешь решение. Я тоже считаю, что интуиция, основанная на практике сыгранных достаточного количества матчей, помогает спортсменкам принять правильное решение, как и разработанная заранее тактика на игру. Вряд ли можно придумать что-то умное за долю секунды.
а если скажет что-нибудь жареное, то его сразу пропесочивают ))
Вообще, из тех, у кого довелось побывать на прессухах, мне больше всего Янкович понравилась.. ну и Серена )
Шарапова вернулась после травмы, к тому времени уже почти год маялась, мало что получалось, и ей задали вопрос:
- вы ведь не претендуете на победу на этом турнире?
и ее ответ: если я участвую в турнире, значит я претендую.
Она тогда вылетела до финала, но запомнилось.
Произвело, да
И еще у Марата был свой подход к ПрессКо, после поражений он иногда предпочитал заплатить штраф за то, чтобы не приходить на них :)