Видео
7 мин.

Толстая кожа и громкий голос – 5

В период затишья перед большими турнирами есть возможность вернуться к теме судейства. Истории еще двух арбитров на вышке – британки Алисон Ланг и бразильца Карлоса Бернардеса – в блоге «С миру по Нитке».

Пока не начались большие турниры с участием топ-теннисистов, я выполняю свое обещание рассказать вам еще о двух судьях с золотыми бейджами, работающих на самых крупных турнирах и являющихся судьями ITF и АТР.

Алисон Ланг (Британия).

alt

Алисон Ланг родилась в городке Тайнсайд в Британии в 1972 году. В детстве сама была многообещающей теннисисткой, представляла родное графство Нортумберленд на юниорских соревнованиях. В 1991 впервые попробовала себя в качестве судьи на линии и помогала обслуживать юниорские матчи по всей северо-восточной части Британии. Спустя два года впервые вышла в качестве лайнсмена на траву «Уимблдона»: «Я судила местные соревнования в Ньюкасле, Дурхеме и иногда в Шотландии – везде, где у меня была возможность. Старалась учиться всему и продвигаться вперед. Матчи становились более значительными, турниры становились больше, затем какое-то время работала за границей, в США, набиралась опыта. Только после этого я начала судить на вышке, и все пошло по нарастающей. Раньше я любила играть, но чем больше я работала, тем меньше времени оставалось на то, чтобы играть самой. Сейчас я, бывает, постучу мячом с племянницами, но это все».

В 2003 году Ланг получила золотой бейдж, а уже в 2004 судила финал турнира «Большого шлема», конечно же, это был «Уимблдон». Это был памятный финал не только для нее: «Когда я выходила на корт во время моего первого финала в 2004 году, это был, наверное, самый волнующий момент в моей жизни. В тот год Серена Уильямс играла с Марией Шараповой, и Мария победила. Я старалась не думать ни о чем, кроме судейства, концентрировалась на том, что делаю и, кажется, сделала все хорошо. Во всяком случае, меня уже неоднократно приглашали на следующие турниры». С тех пор она каждый год судила женские финалы этого турнира.

В 2006 году она вошла в команду судей ITF. В 2007 Алисон судила мужской матч третьего круга «Уимблдона» между Николаем Давыденко и Гаэлем Монфисом, который с перерывами из-за дождя игрался два дня. После матча Монфис описывал ее судейство в таких выражениях: «Она сделала абсолютно все, чего можно пожелать от судьи, ну, разве что, не слезла с вышки и не помогла мне играть лучше».

Алисон работала на двух Олимпиадах, а в Пекине даже судила финал между Динарой Сафиной и Еленой Дементьевой, судила Кубок Федерации, Кубок Дэвиса. Считается, что у нее чуть ли не самый приятный голос среди арбитров-женщин, но при этом Ланг известна своей строгостью. Среди недостатков наблюдатели выделяют, что она часто меняет решения линейных арбитров, но далеко не всегда оказывается права.

Интересно, что судейская карьера Ланг ознаменовалась еще одним событием – именно она была судьей на вышке во время первого официального использования Hawk-eye в женском туре. Это был матч 2006 года турнира Nasdaq-100 Open, на центральном корте встречались Джеймия Джексон и Эшли Эрклроад. Джексон взяла повтор, хотя сама позже призналась, что видела, что мяч попал в аут. Система подтвердила это, но уж очень хотелось быть первой: «Я просто хотела быть первой. Только поэтому. Перед матчем я была очень взволнована такой возможность. Тренер сказал мне: «Когда тебе покажется, что судья не прав, посмотри на меня, и я покажу тебе, надо брать повтор или нет». Я посмотрела не него, а он сказал: «Какая разница, давай». И я взяла повтор».

Надо напомнить, что помощь тренера на корте в то время была запрещена, но Ланг не вынесла Джексон предупреждения, вместо этого она объявила: «Мисс Джексон берет повтор». Видимо, этого момента с нетерпением ждали все – не только теннисистки и зрители, но и судья тоже.

Еще интересно отметить, что Алисон Ланг была судьей в памятном полуфинале Australian Open, когда скрип кроссовок Иванович помешал Даниэле Гантуховой нормально подавать. Как вы помните, она тогда неоднократно обращалась к судье, но Ланг ничего не могла поделать – скрип кроссовками правилами не запрещен.

В заключение, судейское кредо Алисон Ланг: «Моя цель – убедиться, что все идет гладко. С того самого момента, как игроки выходят на корт, до того момента, как они покидают его. Сделать так, чтобы болл-дети и линейные судьи работали как одна команда. Это самое главное».

Карлос Бернардес (Бразилия).

alt

Бернардес родился в Сан-Паоло, поэтому является болельщиком футбольной команды «Палмейрас». В детстве пытался заниматься немного футболом и немного теннисом, а в 19 лет начал работать линейным судьей. Затем Карлос учился три года на преподавателя физической культуры, какое-то время давал уроки тенниса, а в 1989 году решил начать судейскую карьеру. Дослужился до золотого бейджа, что позволило ему стать первым бразильцем с таким званием, а также первым с 1970 года чернокожим судьей финала турнира «Большого шлема». Этим финалом был решающий матч US Open-2006, когда Федерер обыграл Роддика. Бернардес до сих пор считает этот матч самым важным в своей карьере.

Бразилец судил Кубок Дэвиса, финалы турниров серии Masters. Является штатным судьей АТР. Восхищается Густаво Куэртеном, что неудивительно. Считает теннисный тур своей второй семьей, поскольку находится в нем примерно 30 недель в году. Свободное время Карлос проводит в родном городе с женой и 10-летней дочкой.

Карлос рассказывает, что нервничает перед каждым матчем, потому что «если судья не нервничает перед выходом на корт, значит, он потерял интерес к судейству». На вопрос, что ему нравится больше всего в работе судьи, отвечает: «Судейская вышка – это лучшее место для просмотра матча».

В Латинской Америке Карлос Бернардес пользуется большой популярностью, потому что, помимо своих профессиональных качеств, он очень харизматичен, хорошо сложен физически, обаятелен и доброжелателен – с удовольствием фотографируется с детьми и раздает автографы.

Для нас он чрезвычайно интересен тем же, чем и Паскаль Мария – историей взаимоотношений с самым судьелюбивым россиянином Маратом Сафиным. Именно Бернардес имел честь в мае 2004 года с самого лучшего для просмотра матчей места лицезреть этот эпизод.

Watch Marat Safin Showing off in Sports  |  View More

Зрители смеялись и приветствовали спортсмена, поэтому Марат испытал немалое удивление, когда Бернардес снял с него очко. Он спорил сначала с судьей, потом с супервайзером и говорил: «Я понимал, что это очень важный розыгрыш, мне захотелось снять штаны. Что в этом плохого? Никто не жаловался, все были довольны. Ну, что плохого?»

И Бернардесу же «повезло» быть арбитром на вышке в матче US Open-2008, когда Сафин в пяти сетах обыграл Винсента Спэйди. Тогда, помните, судья на линии определил зашаг на второй подаче Марата. А Бернардес не отменил решение линейного. Марат опять спорил и с Бернардесом и с супервайзером, а потом разразился гневной тирадой: «Во-первых, о футфолте просигнализировал арбитр на боковой линии. Я думаю, это полный абсурд, как вы можете увидеть сбоку, с расстояния в 35 метров подобный заступ?

Во-вторых, это немыслимо, так не должно быть, это неписаное правило, любой, кто играет в теннис, знает, что абсолютно немыслимо засчитывать футфолт на второй подаче, особенно в ключевые моменты матча. Если ты совершил заступ на второй подаче, то сначала должен получить предупреждение. Ты совершил заступ, будь аккуратнее, в следующий раз ты будешь оштрафован, вот как должно быть!

Так что я не думаю, что упустил что-то в правилах тенниса, я думаю, что это теннисные чиновники упустили что-то в этих правилах. Это очень, очень неприятно, в четвертом сете из-за заступа получить сетбол у противника. Спросите любого в раздевалке и вам скажут, что это неправильно. Я думаю, что чиновники должны что-то менять потому, что они не понимают проблемы».

За те споры с судьей россиянина оштрафовали на две тысячи долларов.

Судейская тема все равно остается незаконченной, потому что еще не упомянут человек, судивший мужской финал «Уимблдона» в этом году – Ларс Граф. Так что, к этой теме еще придется возвращаться. Возможно, на каникулах, но мы обязательно к ней вернемся (эээ… то есть, я вернусь)).