Маленькие гиганты большого тенниса
Там, где-то наверное за океаном, а может еще дальше, трещали струнами теннисных ракеток за немыслимые титулы и такие же деньги люди, которые умели на корте все на свете. Времена Беккера, Эдберга, Лэндла, Чанга, Курье, еще продолжающего играть Маккинроя, а также набирающих обороты Сампраса и Агасси. Они там, они далеко, они свои Уимблдоны вспарывают, свои Ролан Гарросы вскапывают, отбивают чечётку на американский манер на американских же кортах и жарятся под палящим солнцем города Мельбурна. Их дела, их титулы, их проблемы.
Россиянам в голодные и смутные времена на тарелочке с трехполосной с расцветкой национального флага выкатили немыслимый фурор, который, казалось, ввергает ничего не предвещающих граждан большой, но горемычной страны на путь, пока что бедный, но уже отдающий аристократизмом. Модно было все блестящее. И медь была чуточку золотом, и в колбасе еще оставалось мясо, но сомнительного происхождения. Тем не менее, теннисный турнир под названием «Кубок Кремля» стал показателем некой проторенной дорожки к светлому, прозападному образу жизни, и возможно такого же достатка. Тогдашний Президент РФ Борис Ельцин был страстным поклонником тенниса. Инициатива была поддержана со всех сторон. Дорогие россияне обязаны иметь доступ к прекрасному, а потому у нас будет свой, хоть и в стареньком СКК «Олимпийский», но турнир если не Большого Шлема, то хотя бы средненького шлемчика. И народ пошел, я бы даже сказал, повалил. К черту мастеров великих из оттуда, у нас были свои кумиры. На приличных соревнованиях им ничего особенного не светило, зато на Кремле можно было показать все свое умение. За неимением лучшего, мы вполне насыщались и таким удобоваримым зрелищем.
В начале 90-х для меня не существовало большей звезды мирового тенниса, чем Андрей Черкасов. Эпические финалы сначала с Якобом Хласеком, а потом и Марком Россе. Как сейчас помню свою юношескую тахикардию, пульс летящего желтого мячика и гром трибун. Люди еще не особенно умели смотреть теннис, а потому боление больше походило на нечто средние между футбольным и хоккейным, когда судьям подолгу приходилось умолять граждан быть тише и серьезнее. Черкасов в каких-то неимоверных конвульсиях выгрызал финалы у своих грозных оппонентов, и был велик и прекрасен. Для меня он был наипервейшей ракеткой мира. Потому что другие мне были не особенно нужны. Я мечтал оказаться на трибунах «Олимпийского». Мне тогда казалось, что я пропускаю мимо себя какую-то настоящую сказку. Но родители шли в отказ, для них большой теннис с его неудобными правилами был сродни американскому бейсболу, когда смотришь в поле и видишь лишь туман. Моим верным соратником и другом был телевизор. Он мне открывал просторы мирового тенниса с российским лицом.
Инфа из Википедии:
Кубок Кремля был основан в 1990 году швейцарским бизнесменом Сассоном Какшури и является первым российским профессиональным турниром международного уровня. Сначала проводился исключительно как мужской турнир. Призовой фонд с 1990 по 1993 годы составлял 330—350 тыс. долларов США, а с 1994 года и по настоящее время — более 1 млн долларов США.
Женский турнир был впервые проведён в 1996 году и стал преемником Открытого чемпионата Москвы среди женщин. Призовой фонд женского турнира составил 400 тыс. долларов США в 1996 году, 926 тыс. в 1997—1998 годах, в настоящее время — более 1 млн долларов США.
До 2000 года мужской и женский турниры проводились в разное время. Начиная с 2000 года они были объединены и стали проводиться в течение одной недели. Таким образом, турнир стал первым в мировой истории тенниса, на котором в течение одной недели в крытом помещении одновременно проводились мужское и женское первенства. Эта традиция была позже перенята некоторыми другими турнирами международного уровня, что способствовало повышению интереса зрителей к соревнованиям. Мужской турнир 2000 года был отмечен специальным призом ATP. На женском турнире 2000 года впервые выступила первая ракетка мира — Мартина Хингис.
Турнир проходит в спортивном комплексе «Олимпийский», где для его проведения укладываются корты с покрытием хард (в последние годы — RuCourt). Игровыми являются 4 корта, ещё 1-2 корта укладываются для тренировок участников. Вместимость трибун — 15 000 зрителей.
Мужской турнир трижды признавался лучшим по организации турниром ATP-тура: в 1993, 1994 и 1996 годах.
Генеральными партнёрами турнира являются «Ингосстрах» (с 2002 года) и Банк Москвы (с 2003 года), неоднократно обеспечивавший призовой фонд. Партнёром турнира в 1990—1991 годах была компания Bayer, затем на протяжении нескольких лет —Italtel. Официальными напитками турнира на протяжении более 10 лет являются Aqua Minerale и Tropicana.
Российские теннисисты традиционно успешно выступают на своём домашнем турнире. Евгений Кафельников выигрывал Кубок Кремля пять раз подряд, с 1997 по 2001, установив таким образом рекорд по количеству побед подряд в одном и том же турнире ATP. Кроме него победителями были Андрей Черкасов (1990, 1991), Александр Волков (1994), Николай Давыденко (2004, 2006, 2007), Игорь Андреев (2005), Игорь Куницын (2008), Михаил Южный (2009). Всего из 22 проведённых турнира россиянами были выиграны 14.
В парном разряде 4 раза побеждал белорус Максим Мирный (2001, 2002, 2003 и 2005), 3 победы на счету голландца Пауля Хархёйса (1990, 1993 и 1994).
Первой россиянкой, вышедшей в финал турнира, в 2000 году стала Анна Курникова (она вышла в финал и одиночного, и парного разрядов, но в обоих уступила). Это был 5-й Кубок Кремля среди женщин. Через год Курникова в паре с Мартиной Хингис выиграла турнир, став первой россиянкой, победившей на Кубке Кремля. Анастасия Мыскина стала первой российской победительницей турнира в одиночном разряде в 2003 году (8-й Кубок Кремля среди женщин). Она же выиграла турнир на следующий год, причём как в одиночном, так и парном разрядах. Анна Чакветадзе выиграла турнир 2006 года, а Елена Дементьева победила год спустя.
Трижды в парном разряде побеждала россиянка Надежда Петрова (2003, 2008 и 2009). По 2 победы на счету белоруски Натальи Зверевой (1997 и 1998) и американки Лайзы Реймонд (1999 и 2005).
Тот самый герой Андрей Черкасов
Еще одна наша звезда Андрей Чесноков
Шведская и Русская легенды Борг и Черкасов