Часть 1.Первые леди.Крис Эверт.
Российский теннисный портал gotennis.ru публикует ряд теннисных очерков о теннисистках, становившихся первыми ракетками мира. В связи с тем, что в настоящий момент на вершине женского профессионального рейтинге находится Виктория Азаренко, предполагаем, что биографии и жизнь «королев тенниса» небезынтересна и белорусским болельщикам.
Первые леди тенниса. Крис Эверт.
В первом очерке из этого цикла - рассказ об американской гордости семидесятых годов, о величайшем противостоянии в истории игры и просто о "Железной леди" - Крис Эверт.
Становление профессионального женского тенниса в начале семидесятых годов, приведшее к образованию WTA и переходу всех женских соревнований на профессиональный путь развития повлияло и на внедрение системы рейтинга.
В АТР уже два года как пользовались системой ранжирования теннисистов, а руководство женского тенниса решило перейти к этой практике исключительно из экономических соображений. Прежде всего, чтобы облегчить систему посева на турнирах.
Ведь одно дело - когда проводится посев на любительском турнире, когда из-за несправедливого жребия игрок не получает всего лишь морального удовлетворения, а совсем другое - когда из-за этого же несправедливого жребия он получит, скажем, в два раза меньше призовых.
Соответственно, если раньше процедура посева напоминала порой сцену из замечательного фильма "День выборов" ("За что же его наградить? А давайте наградим его за то, что... ну, за то, что он молодец!"), то к середине семидесятых годов подобный подход был уже неприемлем. Вот и решили функционеры WTA перенять отлично работающую у мужчин систему.
К слову, тогда статус первой ракетки мира не имел такой уж первостепенной важности. Например, только несколько лет назад историки WTA выяснили, что легендарная австралийка Ивонн Гулагонг всё-таки две недели провела на вершине мирового тенниса.
Да и особо уточнять не было смысла - ведь к ноябрю 1975 года, когда вышел первый релиз рейтинга WTA, все и так прекрасно знали, кто лучшая теннисистка планеты. "Ледяная принцесса", "Эскимо", "Мисс американский пирог" – всё это о ней, о Крист Эверт.
Кристина Мари Эверт родилась 21 декабря 1954 года, за несколько дней до Рождества, в тёплом флоридском городе Форт-Лодердейл. Её повезло дважды – во-первых, с местом рождения, ведь субтропики Флориды позволяют играть в теннис практически круглый год, а во вторых – повезло с отцом.
Джимми Эверт был известным теннисистом довоенной эпохи, а после войны стал не менее известным тренером. Он подготовил немало выдающихся игроков (из самых известных - Брайан Готтфрид, Харольд Соломон, Дженнифер Каприати), но их всех, безусловно, затмила слава его дочери.
Отец начал заниматься с маленькой Крисси, когда ей исполнилось пять лет. Он водил дочку на корты спорткомплекса "Холидей Парк" и часами отрабатывал с девочкой основы игры. Хардовое покрытие в те годы ещё не стало стандартом американского тенниса, поэтому на "Холидей Парк" использовался грунт.
Именно это, а также работа Джимми Эверта с легендарным Панчо Сегурой, и обусловило выбор игрового почерка Крис. Стиля, который привёл её на вершину, который порой заставлял соперниц нервничать от бессильной злобы.
Эверт хладнокровно играла на задней линии. Она могла часами не пересекать линию корта, отбивая все удары, которыми её осыпали непоседливые соперницы. Панчо Сегура, одним из первых в мире начавший регулярно использовать двуручный бэкхэнд, через Джимми Эверта передал этот удар в пользование Крис, а она довела технический элемент до автоматизма.
Те, кто называет Рафаэля Надаля "стенкой", отбивающей все мячи, просто не видели игры ранней Эверт. По сравнению с Крис образца семидесятых годов Рафа покажется заядлым "сеточником". Те, кто называл Томаса Мустера "королём грунта", просто забыли о достижениях американки. Эверт провела в Туре девятнадцать лет, за это время проиграв всего двадцать матчей на грунте! Двадцать матчей - чуть более одного на сезон.
Она выиграла сто пятьдесят семь турниров в одиночном разряде, завоевала восемнадцать титулов "Большого шлема", провела двести шестьдесят недель на вершине мирового рейтинга. А теперь представьте - насколько велики были бы достижения Крис, если бы в середине семидесятых в женском теннисе не появилась Мартина Навратилова?
В пятнадцать лет Крис дебютировала на взрослых соревнованиях, в шестнадцать впервые сыграла на турнире "Большого шлема", с ходу дойдя до полуфинала US Open. Маленькая девочка со смешным "хвостиком" трижды отыгрывалась, уступая один сет, и проиграла только великой Билли Джин Кинг.
Через год на счету Эверт было уже два полуфинала "мэйджоров", в 1973 году - два финала и полуфинал, а в 1974 году девятнадцатилетняя девушка стремглав ворвалась в элиту. Если бы не Крис, то советский теннис мог бы уже в середине семидесятых годов гордиться двумя титулами "Большого шлема". Но, увы, в двух подряд финалах - на "Ролан Гаррос" и Уимблдоне великолепная Ольга Морозова смогла взять у американки только семь геймов.
Крис стала подлинным олицетворением "великой американской мечты". Ею восхищались девочки, ей завидовали и подражали ровесницы, её хвалили взрослые. Параллельно с ледяным спокойствием Крис на мужских турнирах бушевало неистовое пламя Джимми Коннорса. Они казались антагонистами друг друга, сходясь в одном - оба были кумирами нации. Страна, воспитанная на голливудской классике, видела в них идеальную пару. В 1974 году Джимми и Крис начали встречаться.
В 1975 году всё повторилось - ещё два титула на турнирах "Большого шлема" и полуфинал Уимблдона. В финале "Ролан Гаррос" американка обыграла молодую чешку Мартину Навратилову. Кто мог подумать, что это станет началом величайшего противостояния в истории женского тенниса?
А пока что, третьего ноября 1975 года, был опубликован первый в истории рейтинг WTA, в котором лидерство было без вопросов отдано Крис Эверт. Она стала первой в истории женского тенниса первой ракеткой мира.
Если бы не две недели в середине 1976 года, когда на вершину поднялась Ивонн Гулагонг, то непрерывное царствование Эверт продолжалось бы до лета 1978 года. К тому времени она успела расстаться с Коннорсом, выиграть ещё три "мэйджора" и довести счёт в очном противостоянии с на два года младшей Навратиловой до впечатляющего соотношения 21:4.
В финале Уимблдона 1978 года Мартина не просто переиграла Крис - она впервые в жизни смогла одержать над ней две победы подряд. После этого победы соперниц начнут чередоваться, но Навратилова станет побеждать всё чаще, пока, наконец, сумасшедшим рывком из тринадцати побед подряд не настигнет и обойдёт главную и единственную соперницу.
Решающая победа, позволившая Навратиловой впервые в карьере опередить Эверт в очном противостоянии, была достигнута в финале US Open 1984 года - одном из величайших в истории женского тенниса. Крис было двадцать девять лет, Мартине - двадцать семь. В следующем очном матче Эверт выиграла, сравняв счёт, но затем Навратилова ушла в отрыв и в дальнейшем лишь наращивала преимущество.
Последний матч между великими теннисистками был сыгран в 1988 году - в финале турнира в Чикаго победу одержала Навратилова. Противостояние длилось пятнадцать лет, спортсменки провели ровно восемьдесят матчей, а всё закончилось со счётом 43:37 в пользу Мартины. Да, кстати, маленькая деталь - 61 матч из этих восьмидесяти пришёлся на финалы различных турниров, в том числе 22 - на финалы "мэйджоров" (Эверт уступила со счётом 8:14). Вы всё ещё считаете противостояние Федерера и Надаля величайшим в истории тенниса?
Эверт закончила карьеру в 1989 году. Помимо восемнадцати титулов на "мэйджорах" и карьерного "Большого шлема", она четырежды выигрывала Итоговый чемпионат WTA. Когда Крис уходила из большого спорта, на кортах планеты уже вовсю царствовала Штеффи Граф. Великая американка стала связующим звеном между поколениями женского тенниса. Она начинала, сражаясь с Маргарет Корт и Билли Джин Кинг, а заканчивала матчами со Штеффи Граф и Моникой Селеш. При этом, боролась с гораздо более молодыми соперницами на равных, и в тридцать пять лет находясь в великолепной форме.
После окончания карьеры Крис сразу перешла на тренерскую работу. Она основала собственную академию в американской теннисной Мекке - городе Бока-Ратон, а также периодически выступала комментатором для американских телеканалах. Хладнокровная на корте, в жизни она оказалась полна страсти, трижды вступая в брак – с теннисистом Джоном Ллойдом, горнолыжником Энди Миллом и гольфистом Грегом Норманом. В 1995 году её приняли в Международный Зал славы тенниса.
Будучи столь же острой на язык, сколь безжалостной она была к соперницам на корте, Эверт неоднократно критиковала современный женский теннис. И ведь имеет полное право - если не считать сестёр Уильямс, то Крис выиграла больше турниров "Большого шлема", чем все действующие теннисистки, вместе взятые.
Появится ли когда-нибудь на мировом теннисном небосклоне величина, равная Эверт? Вряд ли. Теперь в спорте наступили другие времена. Нельзя сказать, что они хуже - они просто другие. И всё ж... Виктория Азаренко недавно сказала, что не прочь замахнуться на сезонный "Большой шлем"? Что же, весьма достойно - ведь это единственное достижение, так и не покорившееся Крис Эверт.В следующем номере главным героем будет Ивонн Гулагонг.