«Если быть хорошим человеком значит пожертвовать домом – я готова». Сложные отношения Касаткиной и России
Дарья Касаткина теперь будет выступать за Австралию. При этом в объявлении об этом она подчеркнула: «Я всегда буду уважать и ценить свои корни».
В других интервью последних лет она говорила, что у нее сложные отношения с Россией. Давайте разбираться.

Родилась в Тольятти и считает его местом, где жизнь замерла
Касаткина родилась в Тольятти и начала играть в теннис в местном СДЮСШОР №6. Тренер Дамир Нургалеев, с которым она работала с 12 лет, вспоминал:
«Выдающимися физическими данными Даша не обладала. Ее ровесницы – прямые конкурентки, несколько девочек из Москвы – были на полголовы выше, мощнее. Соответственно, удары у них были сильнее, подача была очень хорошая. Даша брала другим – играла более умно. Поэтому и сам тренировочный процесс тоже строился исходя из определенных сильных качеств. Если ты не очень высокого роста, значит нужно брать головой. Не силой и скоростью, а сменой ритма, сменой вращения, за счет этого. Старались играть именно так».
В 15 лет Касаткина рассказывала: «Меня приглашали тренироваться в разных странах, например, во Франции. Но я пока никуда не хочу уезжать из Тольятти. Мне там все нравится, я привыкла к родным кортам. Конечно, я не зарекаюсь, что со временем не поменяю место тренировок».
Однако чуть позже Касаткина сначала уехала тренироваться в Бельгию, потом – в Словакию, потом – в Испанию. Последнее время ее базой был Дубай.
А про родной Тольятти она вспоминала в интервью «Чемпионату»: «Приезжая в Тольятти, замечала: ничего там не поменялось. Жить там, скорее всего, не стала бы, но бывать в местах, где прошло мое детство, — особая энергетика, которая подпитывает».
Правда, в интервью The Times она рисовала чуть более мрачную картину: «Там время как будто остановилось. Мой брат старше, и, по его рассказам, там буквально на улицах были наркотики, сидели ребята под кайфом, по которым казалось, что они сейчас умрут».

Родители продали дом, чтобы финансировать ее карьеру. А брат был готов продать квартиру
В том же интервью The Times Касаткина вспоминала: «Мои родители не были бедными, потому что в России бедный – это очень бедный, когда нет никакой возможности играть в теннис».
В других интервью она не раз рассказывала, что родители продали дом, чтобы оплачивать ее теннис. Например, в 2021-м она говорила Спортсу’‘:
– У нас был дом, родители построили, и пришлось его продать. Были и долги, и все на свете, поэтому пришлось продать дом. Я очень сильно плакала, потому что у меня в комнате были фисташковые обои, которые я всегда хотела. И я помню, когда мы уже уезжали, я прямо так оперлась на стену и попрощалась с домом. Мне было, по-моему, 12.
– И родители уже поняли, что ты станешь спортсменкой?
– Я не знаю, поняли они или нет, но я очень хотела. Что сделаешь, когда ребенок очень хочет?
– Мама с папой потом счет тебе не выставляли, как это принято в особенности в женском туре?
– Слава богу, нет. Но мне не надо выставлять счет, я и так им помогаю. Все, что им нужно, я вообще без проблем [куплю]. Даже если им что-то не нужно, я все равно это дам, – рассказывала Касаткина.
Еще она вспоминала, что в 2015-м отказ Марии Шараповой от участия в US Open спас квартиру ее брата Александра. Касаткина в Нью-Йорке тогда проиграла в финале квалификации, но из-за травмы Шараповой попала в основную сетку – и прошла в третий круг, заработав 120 тысяч долларов.
«Слава богу, мой рейтинг и финансовое положение улучшились. Как выяснилось, брат тогда подумывал продавать квартиру, потому что все было не очень», – рассказывала Касаткина.

Брат вообще важная часть карьеры Касаткиной. Она вспоминала: «До 14 лет со мной ездила мама, иногда приезжал Саня. Помню, был турнир во Всеволожске: мы полетели на самолете, а он за бутылку водки приехал туда из Тольятти с дальнобойщиками – ехал двое суток. Тогда я не понимала, думала: «Ну приехал и приехал». А сейчас такая: «Серьезно?»
Я взрослела, меньше ездила мама, больше – Саня, особенно за границу. Саня – фанат спорта, поработал фитнес-тренером в Тольятти. Я, естественно, была в одной из его групп, так что он мой фитнес-тренер с девяти лет».
В целом семью Касаткина считает главным спонсором своих успехов. В интервью Ксении Собчак в 2022-м она дала расклады:
– Не скажу, что федерация сыграла большую роль. Большую роль сыграла моя семья и люди, которые меня поддерживали.
– А что именно федерация сделала для тебя как для теннисистки?
– До момента, когда я начала зарабатывать деньги в 18 лет, оплатили поездки на несколько турниров. И я выиграла чемпионат Европы до 16 лет, мне платили какую-то стипендию.
Я не скажу, чтобы помощи вообще не было. Но этого было далеко недостаточно, чтобы я и мои родители чувствовали, что все окей, есть запас. Такого даже близко не было.

– Примерно разница во вкладе федерации и твоей семьи?
– 15 на... Нет, даже 10 на 90, – подсчитала Дарья.
В интервью The Times она признавалась, что финансовые вложения родителей на нее немного давили: «Тяжело, когда тебе 12 лет, а ты понимаешь, что родители продают свою мечту ради того, чтобы у тебя была возможность достичь своей. Было трудно принять такое давление. Даже если они ничего не говорят, ты же не дура, сама все понимаешь. Один раз мы посчитали, что за год потратили 6 000 долларов только на визы».
Касаткина с 2021-го не была в России – и говорила, что скучает
В 2022-м Дарья не поддержала действия России на Украине, а еще сообщила о нетрадиционной сексуальной ориентации. Поэтому она считала, что находиться в России ей просто опасно.
«Я никогда не ценила возможность вернуться. Всегда хотела уехать и жить за границей. И только когда этого лишилась, поняла, насколько мне это нужно», – рассказывала она The Times.
В другом интервью она говорила: «Я там не жила, но все равно у меня была связь со страной – но ее у меня отняли. Это не любовь к родине, но желание туда съездить, потому что у меня там друзья, родные. Я там все знаю. Я оттуда. И я не могу это отключить. Но нужно принять то, что я не знаю, когда смогу вернуться».

Еще она подчеркивала, что отделяет власть от страны: «Я люблю свою страну и раньше отлично проводила там время. Мне очень нравилось туда возвращаться, проводить время с семьей и друзьями. Я чувствовала себя как рыба в воде. Теперь, наверное, так не будет».
Но говорила, что если «быть хорошим человеком значит пожертвовать домом», то она на это готова.
При этом родители Касаткиной остаются в России: «Я всегда за них переживаю – за них и за любимых людей. И у меня могут быть мои мысли. Но это же родители. Если я хочу, чтобы они уважали мои решения, я должна уважать их решения».
Касаткина говорила, что родители ею гордятся.
Но многим ее позиция не нравится. Например, депутат Роман Терюшков в сентябре 2022-го требовал лишить ее звания заслуженного мастера спорта (которое она получила за победу в Кубке Билли Джин Кинг в 2021-м). Касаткина ответила: «АХАХХААХАХАХХАХА. Просто у тебя значка нет, вот и бесишься».
А в декабре Терюшков просил Минюст внести Касаткину в список иноагентов. «Ведомство ответило отпиской, выразив незаинтересованность в пресечении противоправных действий теннисистки. В свою очередь, я повторно направил депутатский запрос с требованием провести проверку законности подобного ответа и принять должные меры», – рассказывал о своей борьбе Терюшков.
Касаткина опять иронизировала: «Как приятно иметь поклонников из Госдумы🥰».
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Владимир Трефилов; AP/Ivan Sekretarev, Vincent Thian
Sports, я правильно понимаю, вы хотите сказать этим заголовком, что все, кто гражданство не сменил и не уехал поголовно плохие люди? Потому что то, что сказала Даша было немного не об этом. Она много чего наговорила, но вот это - уже ваша работа. Набросили на вентилятор - молодцы, блин. В итоге Даше лишний негатив (ни за что, ни про что!) прилетит, а вам то что... вам что плюс, что минус - главное, что реакция есть.
Так вот, никакого "время остановилось" там нет. В 1998-м году году, когда я первый раз туда попал, это была реально дыра, медвежий угол с наркоманами, бандитами и автовазом, откуда нормальный человек хочет сбежать куда попало.
Сейчас это вполне нормальный, достаточно комфортный для жизни провинциальный город. Не имеет смысла перечислять что стало лучше, потому что стало примерно всё. Кроме климата.
Так что Даша то ли сильно необъективна к родному городу, то ли такими "правильными словами" покупала австралийское гражданство.
Не знаю...
Видимо это связано
В целом, это ожидаемый процесс во многих видах спорта, но не в теннисе.
Глупо менять гражданство, когда теннис по сути единственный вид спорта, в котором тебе не мешают играть из - за гражданства. Обидно будет таким образом потерять Мирру, но это в любом случае выбор каждого.
Я всегда болею за наших, даже если они под нейтральным флагом. Как говорится "мы то знаем, откуда они". А вот чтобы болеть за иностранцев, и то, в отдельные матчах - это надо быть кем - то вроде Джоковича, Федерера или Надаля. Явно не этот случай.
И ведь поменять гражданство можно по - разному: тихо, так, что и никто не заметит, или" новая родина"..🤷♂
Но соевый спортс как всегда делает из всех подряд узников совести. Ну нравится быть куколдами - продолжайте болеть за великую Касаткину, как за свою. Кто ж мешает