3 мин.

Бан Синнера – возмутительный и стыдный договорняк

Дело Янника Синнера, которого в субботу дисквалифицировали на 3 месяца за допинг, – одна из самых сомнительных историй в мировом антидопинге. 

Возможно, запрещенный клостебол реально попал в его организм с намазанных кремом рук массажиста. Я не готов утверждать, что Янник сознательно принимал запрещенку. Мы этого не знаем.

Но от того, как шли последующие процессы, ощущение, будто всем нам хотят надеть носы клоунов.

Началось все с того, как быстро Синнеру разрешили вернуться к соревнованиям. На улаживание всех вопросов ему потребовалось в сумме всего 4 дня – за это время он сформулировал стратегию защиты и ITIA (теннисное агентство, которое занимается антидопингом) признало его объяснения достаточно правдоподобными, чтобы разрешить ему выступать на турнирах, пока дело разбирают по существу. Вероятно, это мировой рекорд в спортивной юриспруденции.

Нужно учитывать, что Сергей Шубенков оказывался в похожей ситуации – он тоже доказал, что диуретики попали в его организм случайно, из-за того, что жена резала на кухне выписанные ребенку таблетки. Но все время разбирательства Шубенков не мог соревноваться. А Синнер спокойно играл.

Наконец само наказание. Синнера вроде бы признали виновным в халатности, но наказали так, будто он совершенно не виноват – только отменили результаты за Индиан-Уэллс, где он сдал две положительных пробы.

От такого запротестовала даже WADA. Всемирное антидопинговое агентство подало иск в CAS, требуя влепить первой ракетке мира годик-другой. При этом WADA не просило о дисквалификации никаких результатов.

Заседание CAS было назначено на 16-17 апреля. Но уже 15 февраля на мир обрушились новости: Синнер договорился с WADA. Итальянца отправили в трехмесячный отпуск – аккурат между Australian Open и «Ролан Гаррос». Издевательски ювелирно.

Допинг нашли почти год назад, все это время Синнер играл. И вдруг, сразу после победного Australian Open, его как будто бы наказывают. Логики в тайминге между моментом нарушения и датах трехмесячного дисквала – никакой. Наш известный юрист Артем Пацев объяснил, что странная точка отсчета – просто последствия соглашения. Когда оно было достигнуто, тогда и началось отстранение.

Но держать всех вокруг за идиотов тоже странно. Каждый может сложить 2+2 и посчитать, что мир не стали заключать осенью – потому что тогда Синнер пролетал бы мимо Australian Open. Дожидаться апреля, как было запланировано, не стал – потому что накрывались бы летние «Ролан Гаррос» и «Уимблдон». 

И даже если согласиться с тем, что Синнер не несет значительной вины (а WADA с этим согласно) и его не стоит дисквалифицировать на долгий срок, остается один возмутительный момент: уличенный на допинге спортсмен никак не может выбирать удобные окна для наказаний. Праймовая Тереза Йохауг всего на несколько месяцев пролетела мимо Олимпиады-2018. И таких примеров – сотни. А по-другому быть не должно, ведь иначе теряется суть наказания.

Но Синнеру, суперзвезде, первой ракетке мира и тому, на ком зарабатываются огромные деньги, зажгли зеленый свет. С точки зрения бизнеса и спорта всем выгодно, чтобы он играл на всех ключевых турнирах. Но одновременно это очередная иллюстрация «Скотного двора» в спорте: все животные равны, но некоторые животные равнее других.

Синнера все же отстранили за допинг на 3 месяца. Для него это шикарный итог

Фото: Gettyimages/Kelly Defina, Matthew Stockman; Sv/Keystone Press Agency/Global Look Press