5 мин.

Молниеносная скорость подач: Мпетши Перрикар возглавляет возрождение «подающих машин»

21-летний француз один из многих теннисистов, кто своей мощной подачей устроил настоящую проверку на прочность радаров на корте в самом начале 2025 года.

Джованни Мпетши Перрикар считает, что способен еще увеличить силу своей подачи.

Текст: Тумаини Карайол, Брисбен

Фото: Пэт Хёльшер

Пятница, 3 января 2025 года

Когда в четверг днём в сонном пригороде Брисбена Джованни Мпетши Перрикар подошёл к линии подачи, чтобы начать матч против Фрэнсиса Тиафо, его первый удар вызвал у зрителей, заполнивших арену имени Пэта Рафтера, громкие возгласы удивления. Хотя обычно Мпетши Перрикард не обращает внимания на скорость своей подачи в разгар напряжённого поединка, шум трибун после его оглушительного эйса заставил его украдкой взглянуть на радар. На экране светилась цифра: 232 км/ч (144 мили/ч).

К концу первого гейма из пяти первых подач француз подал четыре эйса, завершив серию эйсом со скоростью 227 км/ч (141 миля/ч) на второй подаче. Он одержал победу в двух сетах над Тиафо, подав 20 эйсов. Это была лучшая демонстрация самого разрушительного оружия в профессиональном теннисе.

Год назад о потенциале Мпетши Перрикара хорошо знали только те, кто следил за турнирами ATP Challenger. Вокруг него не было никакой шумихи. Однако, начав 2024 год за пределами топ-100, 21-летний теннисист с лёгкостью взлетел вверх по рейтингу: он пробился через уайлд-кард и выиграл свой первый титул ATP в родном Лионе, дошел до четвёртого круга Уимблдона как «лаки-лузер», а затем завершил год, завоевав первый титул уровня ATP 500 в Базеле. Его дальнейшее стремительное продвижение стало одним из самых значительных событий первой недели нового года. Очевидно, что в мире не найдется ни одного игрока, который хотел бы видеть его имя в своей сетке.

Для Мпетши Перрикарда всё начинается с подачи. Хотя основой такой подачи служит мощное телосложение и рост 203 см, именно плавное, эффективное и динамичное движение делает его подачу столь точной и стабильной.

Даже находясь под огромным давлением в решающие моменты игры, он попадает точно в цель. В пятницу, в матче против Якуба Меншика, средняя скорость первой подачи Мпетши Перрикара составила 219 км/ч (136 миль/ч). В прошлом году он в среднем подавал по 19 эйсов за матч — это самый высокий показатель в туре. Соперники вынуждены угадывать направление его подачи и молиться, чтобы каким-то образом успеть подставить ракетку под мяч.

В юности подача не была приоритетным элементом для Мпетши Перрикара. Он был настолько худым, что ему не хватало динамической силы в ногах, чтобы развить достаточную скорость, поэтому тренеры сосредотачивались на других аспектах его игры. «[Потом] некоторые мои тренеры начали учить меня технике подачи», — рассказывает он. «С 15–16 лет я начал много работать над подачей, делал много подач из корзин во время тренировок. Мы знали, что это станет хорошим оружием в будущем, [поэтому] старались добавить что-то новое, обращались за советом к специалистам, которые могли [улучшить] технику. Сейчас, мне кажется, что это работает».

Что действительно отличает Мпетши Перрикара от многих великих подающих прошлого, так это то, что происходит потом, когда его первая подача не попадает. Даже те игроки, кто имел мощную подачу, были вынуждены жертвовать скоростью или вращением на второй подаче, чтобы обеспечить стабильность.

Однако в матче против Якуба Меншика средняя скорость мяча на второй подаче составила 206 км/ч (128 миль/ч) — всего на 13 км/ч (8 миль/ч) меньше, чем на первой подаче. Вторая подача Перикарда быстрее, чем большинство первых подач в туре. И, несмотря на эти баллистические скорости — по сути, он играет в теннис с двумя первыми подачами — в среднем он допускал двойные ошибки всего 5,5 раз на второй подаче за матч в прошлом году. Этот год станет для него первым полноценным сезоном в туре ATP, и он, несомненно, продолжит совершенствовать свою игру.

«Это абсолютно новая подача», — говорит Мпетши Перрикар о своей мощной второй подаче. «Я много работал над этим в 2023 году с моим нынешним тренером. Моей целью было улучшить вторую подачу, потому что я подавал со скоростью 170 км/ч (106 миль/ч), но вообще не ошибался. Тренер говорил: «Можешь еще немного усилить? Добавить 10 километров? 15? 20? Попробуй нащупать свой предел».

Теперь я думаю, что иногда мой предел — 200 км/ч (124 миль/ч), иногда 190 км/ч (118 миль/ч). Всё зависит от того, как я себя чувствую на корте. Но да, я не знаю, что будет через два-три года. Может, это будет 220 км/ч (138 миль/ч), а может, это и есть мой максимум. Посмотрим. Я думаю, что эту подачу ещё можно улучшить».

В последние годы в мужском теннисе было много высоченных игроков с мощными подачами. Их присутствие послужило толчком появлению нового немного пренебрежительного словосочетания в теннисной лексике в начале 2010-х: «подающая машина» (serve bot). Ведь далеко не всем нравится смотреть на игроков, пробивающих одни эйсы на протяжении своих матчей.

Эта группа игроков, имеющих исключительную подачу, оказала значительное влияние на профессиональный теннис. Незабываемая битва Джона Изнера с Николасом Маю на Уимблдоне в 2010 году, завершившаяся со счётом 70-68 в пятом сете после более чем 11 часов игры, а затем победа Кевина Андерсона над Изнером в полуфинале Уимблдона 2018 года со счётом 26-24 в пятом сете после шести с половиной часов, сыграли важную роль в решении турниров Большого шлема сократить форматы матчей.

В последние годы мощных подающих в туре постепенно становится все меньше. Изнер, Иво Карлович и Андерсон завершили карьеру, а Ник Кирьос и Райли Опелка получили длительные травмы. Однако благодаря Мпетши Перрикару, похоже, мы станем свидетелями возрождения мощных подач. На той же неделе, когда Кирьос вернулся после двухлетнего отсутствия, Опелка продолжил своё возвращение также после двухлетнего перерыва, одолев Новака Джоковича в двух сетах, что стало крупнейшей победой в его карьере.

В субботу Мпетши Перрикар и Опелка встретятся в борьбе за место в финале в Брисбене. Эйсов будет много.

Перевод статьи Thunderous 144mph aces: Mpetshi Perricard leads ‘serve-bot’ revival