Мы говорили, что теннис – наш главный вид на Олимпиаде. Так почему все повылетали?
Перед Олимпиадой мы много говорили, что теннис для России на ней будет главным видом. Но после трех игровых дней:
● не осталось ни одной российской теннисистки в одиночке – Мирра Андреева и Екатерина Александрова вылетели в первом круге, а Диана Шнайдер остановилась во втором;
● в мужской одиночке вылетел Павел Котов – 1:6, 1:6 от Стэна Вавринки, самого возрастного участника турнира;
● в паре проиграли Даниил Медведев и Роман Сафиуллин, а еще Елена Веснина и Екатерина Александрова;
● Медведев и Мирра без особых шансов отошли в первом круге в миксте – взяв пять геймов;
● в целом остались только Медведев и Сафиуллин в одиночке, а также Мирра со Шнайдер – в паре (потому что они еще не успели сыграть первый круг).
Почему в главном виде все так плохо?
1. Нужно понимать, что главным теннис был в первую очередь по количеству участников. Из 15 спортсменов из России семь – теннисисты.
2. Но при этом сразу было понятно, что доминировать российские игроки в теннисе не будут. Да и вообще для борьбы за медали понадобится очень удачное стечение обстоятельств.
В женской сетке у нас были молодые и очень перспективные Мирра и Шнайдер – но у них пока нет опыта побед над супертоп-игроками (у Мирры есть одна победа над болевшей Соболенко), да и против остального тура они уязвимы. Ауры в духе Швентек и Соболенко у них нет.
Так и получилось – они попали на равных соперниц в хороший для тех день и уступили.
А от Екатерины Александровой на грунте ждать чего-то было трудно, потому что она на нем никогда успехов не добивалась и вообще проиграла больше половины матчей.
У мужчин есть один прямо супертоп – Даниил Медведев. Но нужно учитывать, что Олимпиада проходит на грунте – самом неудобном для него покрытии. В теории он может побороться за медали – он говорил, что легкие мячи облегчили ему ситуацию, сетка у него в целом проходимая как минимум до четвертьфинала. А там маячит грунтовый специалист Каспер Рууд – который недавно перенес болезнь и в понедельник проиграл сет не входящему в топ-200 парнику Андреа Вавассори.
То есть до полуфинала путь вполне проходимый. А это уже шанс зацепиться за бронзу.
С остальными сложнее. Мы сразу говорили, что Павлу Котову будет тяжело в первом круге против Вавринки – потому что в первых матчах на турнирах еще свежий швейцарец обычно силен. Конечно, никто не представлял, что Павел возьмет всего два гейма – но поражение не стало неожиданностью.
А Роман Сафиуллин уже прошел два тяжелых матча против сильных грунтовиков – и попал на Карлоса Алькараса. Так что будет еще тяжелее.
***
В парах все тоже было на тоненького. По именам они все перспективные – но где-то не хватает сыгранности, где-то не повезло со жребием, где-то не хватило подготовки.
Например, Медведев и Сафиуллин. Оба отличные одиночные игроки – но пару они друг с другом почти не играли. А когда в этом году играли – все время проигрывали. И на Олимпиаде они сразу же попали на специалистов-парников Кевина Кравица и Тима Пюца.
Александрова и Веснина. Мы уже проговаривали про проблемы Екатерины на грунте. А Веснина специально ради Олимпиады форсировала подготовку – да и вообще она до этого долго-долго не играла и строила семью. Но все равно они близко подобрались к стартовому успеху – были в тай-брейке от победы над Каролиной Муховой и Линдой Носковой. А там кто знает, как бы все пошло дальше.
В целом главная проблема в том, что нет ни одной полностью сыгранной пары – какой в свое время были Веснина и Екатерина Макарова. Или Надежда Петрова и Мария Кириленко, которые к Лондону-2012 специально готовились весь сезон и взяли бронзу. А к Парижу-2024 ничего не наигрывали – потому что никто не понимал, будут ли там российские спортсмены вообще.
Поэтому все пары вроде бы могли что-то показать – а вроде бы и выглядели уязвимыми. В итоге уязвимость оказалась сильнее. Правда, мы еще не видели Мирру и Шнайдер.
***
На самом деле самой перспективной историей выглядел микст Медведева и Мирры. Хотя они никогда вместе не играли – если не считать одного выставочного матча. Но казалось, что может случиться какая-то магия.
Но им сразу же не повезло – они в первом круге попали на сильных парников из Италии, Андреа Вавассори и Сару Эррани. И в этом матче мы наглядно увидели, что пара – это особенный теннис, для которого нужны особые навыки.
Была видна огромная разница в коммуникации – итальянцы все время друг другу подсказывали, общались по ходу розыгрыша, чтобы не оставлять на корте пустых мест и пространства для атак. У Медведева и Мирры все общение сводилось к тому, что они кричали «я» или «ты».
Игра сеточников на перехватах – тоже огромное преимущество итальянцев. Потому что они к этому привычны, они чувствуют момент, когда это нужно делать. А для Медведева и Мирры игра у сетки – вообще не самое сильное в списках навыков.
Ну и в целом матч для россиян не то чтобы очень получился. Они много ошибались – были и двойные, и ошибки Медведева с приема плюшевой подачи Эррани, и какие-то странные решения, после которых сам Даниил хватался за голову.
***
Так что все (ну или почти все) поражения игроков из России – это не провал. Это скорее отсутствие чуда, отсутствие удачного стечения обстоятельств.
Кажется, я увидел последний матч Джоковича и Надаля
Фото: Gao Jing/XinHua/Global Look Press; East News/Patricia DE MELO MOREIRA / AFP; Gettyimages.ru/Clive Brunskill
Ну не считая Дани конечно.
Остальные и так понятно, что только при удачном стечении обстоятельств.