9 мин.

Федерер и Сампрас

За пару часов до сегодняшнего финала, который вновь может стать историческим, история, можно сказать, дружбы двух великих чемпионов – Пита Сампраса и Роджера Федерера – в очередном выпуске блога «С миру по Нитке».

Конечно, хотелось бы увидеть, как Сампрас вручает Федереру рекордный пятнадцатый трофей турнира «Большого шлема». Но для этого ему еще надо победить в сегодняшнем финале. А пока – статья Грега Гарбера (ESPN.com) под названием «Невероятный союз – Федерер и Сампрас».

Во время своего победного шествия в Париже Роджер Федерер регулярно получал сообщения с наилучшими пожеланиями от одного из своих самых больших болельщиков из Калифорнии.

«Он все время присылал мне поздравления во время Открытого чемпионата Франции, – говорит Федерер, – поддерживал меня».

Эти сообщения, как ни странно, приходили от Пита Сампраса, с чьим рекордом по количеству побед на турнирах «Большого шлема» Федерер пытался сравняться. Да, именно от Сампраса, в чьем списке титулов не хватает только одного – «Ролан Гаррос».

Сампрас и Федерер. Это невероятный союз, потому что трудно найти людей, более различных по характеру, темпераменту и образу жизни.

Сампрас родился в 1971 году в Вашингтоне в семье греческих эмигрантов. Спустя без малого 10 лет в пригороде Базеля, Швейцария, в семье двух фармацевтов миру явился Федерер. Сампрас переехал в Калифорнию в 7 лет, чтобы иметь возможность заниматься теннисом постоянно. Федерер, живший в городке, который находился одновременно на границе и с Францией, и с Германией, одно время пытался стать профессиональным футболистом.

Сампрас – простак, который больше всего любит отдыхать и смотреть «Лос-Анджелес Лэйкерс» (прим. – баскетбольная команда, в которой играет Кобе Брайант), а Федерер – обходительный космополит. Федерер бегло говорит на четырех языках на послематчевых пресс-конференциях, а Сампрас немногословен и не особо жаловал журналистов. Федерер дружелюбен с большинством игроков, а Сампрас был одиночкой.

Но у них так много общего, когда у них в руках ракетки. Оба имеют 185 сантиметров роста, и вес около 85 килограмм. Можно спорить, но каждый из них обладает одной из лучших подач и одним из лучших форхендов среди игроков своего поколения. Тонкие различия? Сампрас играл более агрессивно, постоянно стремясь к выходам к сетке, а Федерер играет больше на задней линии, с хладнокровием хирурга, разрезающего кожу скальпелем.

И, по крайней мере, на сегодняшний день они оба повязаны историей. Федерер и Сампрас оба выиграли по 14 турниров «Большого шлема», и это рекорд. В воскресенье это хрупкое равновесие может быть навсегда разрушено.

В пятницу Федерер стал первым теннисистом, дошедшим до финала «Уимблдона» 7 раз подряд. Он одержал спокойную чистую победу над 31-летним Томми Хаасом со счетом 7:6, 7:5, 6:3 и теперь в финале сыграет с Энди Роддиком.

«Когда я установил этот рекорд, я думал, что он простоит какое-то время, – сказал Сампрас в понедельник в интервью ESPN у себя дома в Южной Калифорнии, – Мне и в голову не приходило, что спустя 8 лет появится Роджер Федерер, который побьет мой рекорд. Это произойдет, если не в ближайшие несколько дней, то, вероятно, в ближайшие месяцы или год».

«Роджер вот-вот обойдет меня. Великий игрок, отличный парень. Я произношу эти слова последние несколько лет: «Если кто-то и должен побить мой рекорд – пусть это будет Роджер». Он мой друг».

Сампрас, закончивший карьеру, после победы на US Open-2002, женат на актрисе Бриджит Уилсон и имеет двоих сыновей: 6-летнего Кристиана и 3-летнего Райана. Федерер женился на Мирке Вавринец в апреле, и первого ребенка они ждут в августе.

Два великих чемпиона встречались на корте в официальном матче только однажды, в эпическом противостоянии, изменившем состояние дел в мужском теннисе. Тогда Сампрас пытался завоевать свой пятый подряд «Уимблдон», но 19-летний Федерер прервал 31-матчевую победную серию Пита во Всеанглийском Клубе, выиграв матч четвертого круга в запредельном пятом сете со счетом 7:5.

«Мы играли только один раз, когда он начинал свое восхождение, а я был на пути к окончанию карьеры, – говорит Сампрас, – Я думаю, что человек с таким бойцовским характером, как я, с удовольствием играл бы с Роджером, если бы мы с ним доминировали в теннисе в одно время. Думаю, это были бы великие матчи. Он предпочитает более оборонительный теннис, а я более агрессивный игрок. Этого не случилось, но так бывает в спорте»

Столкновение эпох.

Спустя годы, когда Федерер стал частью теннисной истории, он научился ценить людей, которые делали эту историю. Одним из приятных сопутствующих элементов его успеха стало то, что он получил возможность общаться с чемпионами прошлого.

Они с Сампрасом стали регулярно общаться в 2006, после того, как Федерер достиг того, чего Сампрасу не удалось – выиграл третий подряд US Open. Зимой 2007, когда Федерер составлял планы на Индиан-Уэллс, он связался с Питом.

«Я знал, что приеду в Лос-Анджелес, поэтому подумал: «Кто есть недалеко от Лос-Анджелеса?». Я позвонил Питу и спросил: «Увидимся?» Он ответил: «Да, конечно».

«Я был просто в восторге. Пит был одним из моих любимых игроков, когда я рос, поэтому обыграть его на его территории, на «Уимблдоне», было для меня чем-то особенным. Я хотел попытаться... хотел обыграть его у него дома».

Они два дня играли у Сампраса дома – геймы, сеты, тай-брейки и все остальное. Сампрас через пять лет после своего ухода из тенниса играл лучше, чем предполагал Федерер.

«Он играл на удивление хорошо», – сказал Федерер в Индиан-Уэллсе.

Кто выиграл?

«Не скажу, – с напускной скромностью ответил Федерер, – Но это было весело».

Между делом Федерер подумал, что было бы здорово сыграть выставочный матч с Питом, и попросил своего агента Тони Годсика изучить этот вопрос.

«Я не очень хорошо знаю Пита, но я хотел бы сыграть с ним», – сказал Федерер.

А вот что говорит Тони Годсик: «Роджер просто хотел пообщаться с Питом. Это и стало причиной такого решения. Не то, чтобы Федерер мало заработал на этом, но он делал это не ради денег».

После итогового турнира АТР-2007, который проходил в Шанхае, Годсик начал переговоры с Сампрасом, и в результате они с Федерером за пять дней сыграли три выставочных матча – в Куала-Лумпуре, Сеуле и Макао. Сампрас и Федерер провели вместе около недели в конце ноября, собирали аншлаги, путешествовали на реактивном самолете и, что немаловажно, заработали серьезных денег.

В то время Федерер был на пике своей мощи. Он второй год подряд выигрывал три из четырех турниров «Большого шлема», правда, два раза проигрывал Надалю в финалах «Ролан Гаррос», который все время ускользал от него. У Федерера было в общей сложности 12 турниров «Большого шлема», и он закончил год победой на итоговом в Шанхае, он был утомлен. 36-летний Сампрас упорно тренировался, чтобы войти в форму, потому что не хотел позориться перед 15 000-й аудиторией, которая собиралась на каждом матче.

Они играли, не напрягаясь и в дружеской атмосфере. Первый матч Федерер выиграл 6:4, 6:3, но во втором Сампрас оказал достойное сопротивление и проиграл на двух тай-брейках. Матч в Макао, который назвали «Столкновение эпох», стал главным блюдом – Сампрас выиграл его со счетом 7:6, 6:4. Вне корта Федерер и Сампрас вместе обедали и болтали в раздевалках.

Годсик сказал, что Сампрас был удивлен тем, насколько Федерер спокоен и приятен в общении. А Федерер счел Сампраса отличной компанией.

«Многие люди, считали, что я понапрасну потратил слишком много сил на эти матчи, но меня они воодушевили. Мы хорошо провели время. Путешествие по Азии укрепило нашу дружбу. Это было полезно для нас обоих – держаться вместе, осознавать, как мы доверяем друг другу и как мы похожи в спорте – и в успешности».

Говорит Годсик: «У этой поездки была определенная цель. Было ли это сделано исключительно для тенниса? Наверное, нет. Роджер изучает игру. Он уважает историю тенниса, и, общаясь с Сампрасом, научился большему, чем играя с ним».

Сампрас был впечатлен. Федерер оказался больше на него похож, чем он представлял.

«Я чувствовал, что мы – одного поля ягоды. Оба довольно скромные и ракетками показываем больше, чем разговорами».

Разговор на одном языке.

После того, как Федерер потерпел обидное поражение от Новака Джоковича в полуфинале Australian Open и вылетел в первом круге турнира в Дубае от рук Энди Мюррея, врачи сказали, что он перенес мононуклеоз.

Эта новость пришла перед тем, как Федерер и Сампрас собирались провести матч в Madison Square Garden в марте. И хотя сезон 2008 станет самым неудачным для Федерера – он потеряет первый номер в рейтинге, дважды подряд проиграет Надалю в финалах турниров «Большого шлема» – этот матч в Нью-Йорке останется в памяти и Федерера, и Сампраса.

Они играли для большой аудитории, спорили с линейными судьями. Они выполняли великолепные удары. Шел третий сет, Сампрас вел 5:2, после этого Федерер включил свою пушку и выиграл сет, представьте себе, на тайбрейке.

«То, как все это происходило в третьем сете, было похоже на сказку», – заявляет Федерер, выглядевший по-настоящему счастливым.

Федерер, возможно, играл не на своем лучшем уровне, но Сампрасу пришлось потрудиться.

«Сегодня я выложился настолько, насколько мог, – сказал тогда Сампрас, – Я слегка разочарован, победа практически была у меня в руках»

Сампрас поддерживает связь с Федерером, отправляя сообщения в Париж. Он наблюдал за финалом Australian Open и переживал за Федерера, когда тот разрыдался после поражения от Надаля.

«Мне было как-то неудобно смотреть эту церемонию награждения и видеть эти эмоции, – сказал тогда Сампрас в интервью ESPN, – было видно, что человек очень расстроен. Он выиграл 13 «шлемов», и он хочет побить мой рекорд. Он уже почувствовал это на вкус. Ему было грустно, это больше, чем разочарование от конкретного поражения. Он чувствовал себя разбитым»

Годсик говорит, что Сампрас относится к Федереру, как к младшему брату.

«Они два разных парня, но они оказались в одном виде спорта. Они говорят на одном языке.

Я верю Питу, когда он говорит: «Я буду рад, если мой рекорд побьет такой парень как Роджер».

Сампрас говорит, что только раз в году скучает по теннису – во время «Уимблдона». Он из дома наблюдает, как Федерер неумолимо продвигается по сетке, и возникает очевидный вопрос:

Будет ли Сампрас вручать приз Федереру, если тот побьет его рекорд?

«Я летаю туда и обратно, – заявил Сампрас в начале этой недели, – Я не знаю, есть ли у вас дети, но когда у тебя двое детей, 12-часовой перелет не доставляет большого удовольствия. Посмотрим».

Как семикратный победитель «Уимблдона», Сампрас является членом Всеанглийского клуба, со всеми правами и привилегиями, которые этому сопутствуют. Месяц назад Андре Агасси прилетел в Париж из своего дома в Лас-Вегасе для того, чтобы принять участие в церемонии вручения наград на Открытом чемпионате Франции. Договоренность была достигнута задолго до того, как Федерер стал неожиданным победителем турнира, но это был очень удачный выбор. Он вручил Федереру трофей, который дополнил его карьерный Большой шлем, через десять лет после того, как сам сделал то же самое.

Сделает ли Сампрас, извечный соперник Агасси, сегодня то, что должен?

Пренебрежет ли он всеми трудностями путешествия на большое расстояние с маленькими детьми теперь, когда Федерер в финале? Сядет ли он на самолет в Лондон, чтобы присоединиться к Бьорну Боргу, Роду Лейверу, Джону Макинрою, Борису Беккеру, Матсу Виландеру, Илие Настасе и Джону Ньюкомбу, чтобы отметить успех того, кто является его соперником в масштабе истории?

«Это долгий путь, – говорит Сампрас, – но это великий момент в истории спорта. Роджер мой друг, и было бы замечательно присутствовать там».

Последний великолепный смэш в прыжке, которым Федерер выиграл матч с Хаасом, вызвал в памяти Сампраса.

Пусть и не текстовое, но это было своеобразное послание ему.

«Возможно, он приедет, а возможно и нет, – сказал Федерер про Сампраса, – Я надеюсь, что он приедет. Он хороший друг».