4 мин.

Не сахар

В полуфиналах US Open сошлись четыре лучшие по выступлениям на мэйджорах теннисистки сезона-2012. И если интриги в матче между Сереной Уильямс и Сарой Эррани, при всем уважении к итальянке, не существовало в принципе, то встреча Виктории Азаренко и Марии Шараповой имела яркую вывеску – две чемпионки турниров «Большого шлема», две олимпийские медалистки, две знатные крикуньи (американские и английские комментаторы своими пассажами про охи и вздохи не уставали забивать эфир), две претендентки на итоговое намбаванство и прочая, и прочая…

Хотя с чисто турнирной точки зрения матч между Шараповой и Азаренко не имел такого уж большого значения. Не все ли равно, кому из них довелось бы отбывать номер в финале против их общего ночного кошмара, принявшего черты Серены Уильямс? Стоило ли два с половиной часа трепать друг другу нервы за право именоваться пусть первой, но все же фрейлиной королевы? Медаль более благородного металла, как на Олимпиаде, за этот стоицизм все равно не дали бы, да и лишние рейтинговые очки на чемпионские титулы не разменяешь. Это вам не бонусные мили, накопленные на бесчисленных полетах рейсами Turkish Airlines.

Но противостояние Марии и Виктории – штука самодостаточная и принципиальная независимо от обстоятельств, его окружающих. Девушек так часто сравнивали (как любую чернокожую теннисистку сразу соотносят с Сереной, так любую длинноногую громкоголосую блондинку – с Шараповой), что их соперничество завязалось еще заочно. А потом они встретились, причем сразу в Москве, где у Марии и без того не все ладится, и россиянка сразу проиграла – обидно, с тройного сетбола на своей подаче. Следующие два матча, оба тяжелейшие, Шарапова вытащила у соперницы после возвращения в тур в 2009 году. А затем в истории их отношении наступил период стабильности. Все матчи на харде Азаренко выигрывала легко – подчас издевательски легко, если учесть какие большие это были финалы (Майами, Australian Open, Индиан-Уэллс). Шарапова редко отвечала на своем любимом грунте, последний раз – в финале Штутгарта.

О том, кому где играть удобнее, говорит такая статистика. Шарапова в 2012 году все свои три титула завоевала на красной глине, выиграв на этом покрытии все 16 проведенных встреч. Азаренка все четыре своих титула взяла на харде, оставив за собой 26 из 27 завершенных матчей. Уже эти цифры намекали на то, что фаворитом полуфинала является белорусская теннисистка, но позволить себе быть еще раз растерзанной на большой арене под взглядами тысяч зрителей Шарапова просто не могла. Если ей и было суждено погибнуть в колизее под названием Arthur Ashe Stadium, то это следовало сделать зрелищно и кроваво.

Поначалу, впрочем, казалось, что первой вынесут с арены, вопреки ее бравому имени, Викторию. У белоруски совсем не получались приемы, и длина ударов с игры оставлять желать много лучшего. Ситуация усугублялась крайне низким, если учесть ее потенциал, процентом первой подачи (чуть больше 50). Таким образом у грунтовика Шараповой появилось достаточно времени и места для обработки своих тяжелых ударов. Играла Маша широко и прицельно, много разводила и забивала и уверенно повела в счете 5:1. Но стоило россиянке дать слабину в виде нескольких двойных и неудачных приемов, как досадовавшая на себя Азаренко преобразилась. Первую партию ей уже было не вытащить, и стартовую подачу в сете втором Вика проиграла, но генеральную линию, могущую вывести ее к победе, нащупала.

Первая ракетка мира чуть улучшила работу ног, что позволило ей большее количество мячей играть по восходящему, и заметно расширила зону распределения ударов по корту. То есть Шараповой в розыгрышах теперь приходилось больше двигаться. Прием в исполнении Азаренко с середины второго сета и до конца матча был вовсе безукоризненным – не навылет, но прямо под ноги тяжело выходившей из фазы подачи Марии. Лишь характер и незаурядные шотмейкерские способности Шараповой столь долго сохраняли интригу в этом матче.

Напрасно режиссер трансляции переключался на кадры с тяжелыми тучами, нависшими где-то по соседству. Дождь, выступивший союзником Шараповой против Надежды Петровой и Марион Бартоли, больше не пришел ей на помощь. И Маше самой раз за разом, по пять, семь, а то и десять минут приходилось отстаивать геймы на своей подаче, легко растрачивая при этом очки на приеме. Четырежды в решающей партии Шараповой удавалось сравнивать счет. На память почему-то пришел ее австралийский полуфинал с Петрой Квитовой, когда чешка в третьем сете смотрелась вроде бы увереннее, но все главные мячи выигрывала россиянка.

Однако Азаренко не Квитова, и впечатляет в этом сезоне ровно тем, что в кризисных условиях способна брать не только свое, но и чужое, если за ним не очень хорошо смотрят. Уставшей Шараповой внимания в конце концов не хватило – 6:3, 2:6, 4:6. Счет в личных встречах стал 6-4 в пользу Азаренко, к тому же она прервала сразу две любопытные трехсетовые серии россиянки. Так, впервые в сезоне Мария потерпела поражение в трех партиях и впервые больше чем за два года уступила матч, в котором взяла стартовый сет.

Теперь Шарапова, заглушая горечь поражения конфетами известной марки, с чистой совестью может отправляться на азиатские турниры, где она всегда в фаворе и обожаема публикой. А Азаренко досталось почетное право первой оформить юбилейное, десятое, поражение от Серены, которая в другом полуфинале легко разобралась с храброй, но безоружной Сарой Эррани – 6:1, 6:2. Интересно, сможет ли Вика выиграть у чемпионки всего и вся больше геймов, чем Сара?