7 мин.

Шарапова vs Азаренко. История отношений

История противостояний Шараповой и Азаренко, конечно, не насчитывает 30 с гаком матчей, как у Надаля с Джоковичем. Но вполне драматическая линия, сводящая двух, как многим отчего-то кажется, похожих теннисисток, все-таки наличествует. 9 проведенных ими матчей дают такую статистику: Шарапова лидирует на грунте – 2-0 (хотя одна победа условна), Азаренко на харде – 5-2, причем оба поражения белоруски – упорные, трехсетовые, а все победы – в одну калитку.

Как родился миф об Азаренко – клоне Шараповой? Уже и не вспомнить. Вероятно, его авторам достаточно было увидеть еще одну высокую кричащую блондинку откуда-то из России (как известно, для изрядной доли зарубежных географов все, что находится в Европе к востоку от Берлина, есть Россия), чтобы безжалостно провести эту параллель. Оставим пока в стороне тот простой факт, что Викино чревовещание шараповскими стонами еще не означает, что по мячу она бьет с той же силой, что «оригинал», и посмотрим, не скрыты ли поводы для сравнения двух теннисисток в их юниорских биографиях.

Шарапова в юниорах играла экономно (баланс побед и поражений – 47-9) и проиграла все пять достигнутых ею финалов на турнирах двух высших юниорских категорий. Оставила нежный возраст в 15 лет. Азаренко матчей в юниорах провела в два раза больше (90-21), задержавшись там на год дольше Шараповой, и, напротив, выиграла пять из шести больших финалов, в том числе на Открытых чемпионатах Австралии и США.

Совсем по-другому складывался их дебют на взрослой арене. К 17 годам Шарапова уже имела на своем счету два титула WTA и четвертый круг «Уимблдона», Азаренко – полуфиналы в Гуанчжоу и Ташкенте. К 18 годам в багаже Шараповой имелись 9 титулов (включая «Уимблдон» и Итоговый чемпионат) и второе место в рейтинге, у Азаренко – финал Эшторила и место в Топ-50. К американскому совершеннолетию Мария подошла с тремя мэйджорами, неоднократным намбаванством и хронической травмой плеча, Виктория же наконец размочила свой титульный счет и обосновалась в Топ-10.

Как видим, основные вехи их карьерной биографии не так уж похожи. И игровой копией Шараповой Азаренко тоже никогда не была, пусть в русской версии Википедии кто-то из ее поклонников и записал, что белоруска «проповедует очень агрессивную игру на задней линии». Сама Шарапова в лучших своих проявлениях тоже не игрок в один удар. Соперниц она не прихлопывает сразу, а заставляет помучиться, но бьет куда как тяжелее и пространство корта использует куда как изощреннее, чем гриндер Азаренко, чей главный козырь – умение держать длину. Поглядеть бы на их поединок, когда обе были в самом соку, но, увы, такого случая история их взаимоотношений не знает. А делится она, история, на три стадии.

Стадия первая – знакомство

Встреча Шараповой и Азаренко была, наверное, самое ожидаемой болельщиками и специалистами после так и несостоявшегося рандеву Марии с другой, но по-настоящему тяжеловесной блондинкой Николь Вайдишовой. Ждать слишком долго не пришлось – турнирная судьба свела Марию и Викторию осенью 2007 года в Москве. И, как часто бывает, рекламная вывеска обернулась спойлером – матч вышел жутковатым по качеству. Тут нужно оговориться, что в Москву Шарапова, всегда здесь плохо игравшая, приехала растренированной, с болячками и воспоминаниями о нью-йоркском кошмаре. На US Open она сыграла один из худших матчей в своей карьеры против Агнешки Радванской. Азаренко же предыдущие два месяца показывала очень хорошие результаты и в первом круге (у Шараповой был Bye) уверенно разобралась с неприятной Сибиль Баммер.

Матч задал тон характеру их дальнейшего соперничества. Трудяга Виктория не прикидывалась хардхиттером, а занималась стабильной доставкой мячей на другую половину корта, Мария стабильно мазала, не находя терпения и сил их обрабатывать. По этой схеме (с поправкой на улучшившийся Викин прием и игру по восходящему) пройдет большинство других их матчей. О психологическом состоянии россиянки говорит хотя бы тот факт, что пару своих подач она потеряла со счета 40:0, один такой случай пришелся на ключевой момент первого сета, когда Шарапова подавала на партию. Итог – 7:6, 6:2 в пользу Азаренко, а закончился матч двойной ошибкой Шараповой.

Для россиянки это было первое за три года поражение в стартовом матче на турнире WTA больше чем за три года. Впрочем, отдохнув еще немного, Мария вернется на корт совсем иной – грозной – силой и сначала разыграет с Энен самый упорный финал итогового чемпионата WTA, а затем с шиком и блеском завоюет свой третий мэйджор в Мельбурне.

Стадия вторая – камбэк Шараповой

В следующий раз в силу известных обстоятельств (Шарапова почти год пропустит из-за травмы плеча) соперницы встретятся только летом 2009-го. Азаренко будет стоять уже в десятке, хотя и переживать ощутимый спад, Шарапова – занимать 61-е место к моменту их матча в Лос-Анджелесе и 15-е двумя месяцами позже в Пекине. Калифорнийский матч прошел вдали от телевизионных камер (это был только второй круг, а такие раунды в США никому не интересны), поэтому для анализа у нас остается только итоговый счет – 6:7, 6:4, 6:2 в пользу Шараповой – и 19 двойных ошибок, допущенных девушками.

А вот матч в Пекине был, без сомнения, самым экстремальным из их «шоудаунов», это нужно видеть и слышать. Как принято в таких случаях говорить, между этими двумя no love lost. На предыдущей неделе Шарапова выложилась по полной программе в Токио, выиграв первый после возвращения титул (в финале после 7 геймов убежала с поля битвы Елена Янкович). Реши уставшая Маша слить пекинскую обязаловку, в нее вряд ли кто-то бросил камень, но противостояние с Азаренко, видимо, вышло уже на принципиальный уровень.

Уступая на старте 1:3, Шарапова перехватила инициативу и выиграла пять геймов подряд, сделав три эйса при подаче на сет. Вторая партия была настоящим рубиловом – отдадим должное Вике, которая решилась и смогла пойти с Машей на игру удар в удар. Дело дошло до тай-брейка, где успех праздновала белоруска (все три тай-брейка между ними пока остались за Азаренко). Казалось, что на третью партию сил Шараповой не хватит, и, действительно, она отставала на два брейка – 2:5. Отставала, только чтобы вновь – на зубах – вытащить последовательно пять геймов. Перчику матчу добавила и замечательна во всех смыслах реакция Шараповой на второй медицинский тайм-аут, взятый Азаренко в начале решающего сета. «Ее фамилия что – Янкович?» – поинтересовалась Маша у судьи.

Стадия третья – финальный террор Азаренко

Пять из последующих (они же последние к сему дню) шести матчей, в том числе всех четыре хардовых, Шарапова и Азаренко разыграли в финалах. Проходили они, в Стэнфорде-2010, Майами-2011, Australian Open и Индиан-Уэллсе-2012, как под копирку – Вика все делала быстрее и полностью обезоруживала Марию на задней линии скоростью своей реакции и глубиной ударов. Нагнетать темп Шарапова была не в состоянии, а игра ва-банк приводила лишь к увеличению и без того большого числа ошибок. За эти четыре матча россиянка смогла взять у соперницы лишь 18 геймов. В общем, на харде наступила для Шараповой тьма беспросветная.

Иное дело – грунт. Не сказать, чтобы игра Азаренко сильно варьировалась в смысле тактики и эффективности от покрытия к покрытию, но земля немного больше выдает ее ограниченный атлетический потенциал. В Риме-2011 теннисистки волею жребия встретились в четвертьфинале, и что-то похожее на настоящую борьбу между ними наконец вновь завязалось. Первый сет остался за Азаренко – 6:4, а во втором, уступая 0:3, она выкинула белый флаг (поступок для Вики тех месяцев весьма характерный). На такой позитивной волне Шарапова затем справилась и с Каролиной Возняцки, которой тоже повадилась проигрывать без вариантов на харде, а в финале легко обыграла приболевшую Саманту Стосур. Есть первый большой титул на красном грунте!

И вот год спустя, после очередных двух хардовых унижений, Шарапова вновь взяла у Азаренко грунтовый реванш. О настоящем грунтовом теннисе, расчудесных углах, внезапно обретенном скольжении и лучшей за годы подаче Марии сказано уже немало. Добавим ложку дегтя в эту бочка меда, обратив внимание на такое обстоятельство. Азаренко, начавшая сезон а-ля Джокович, очевидно, не смогла – не хватило атлетизма – удержать ту супергриндерскую форму, которую Новак год назад сохранял до «Ролан Гаррос». Следы выгорания ее топлива были заметны уже в финале Индиан-Уэллса против той же Шараповой, и следующие турниры Вика шла по нисходящей. Эта тенденция заметна и на текущей неделе в Мадриде. Все это немного напоминает ее спад во второй половине сезона-2009. Другое дело, что теперь она нисходит совсем с других высот. Впрочем, эти оговорки Шарапову должны мало интересовать. Штутгартский финал показал, что обыгрывать Азаренко она по-прежнему может.