Полуфинал Шараповой и еще 3 события среды Australian Open-2012
Шарапова готова к реваншу
Для Марии Шараповой нынешний турнир стал хардовым прорывом. Последний раз дальше четвертого круга на ТБШ с твердым покрытием россиянка выходила на этих же кортах аж четыре года назад, когда выигрывала титул. Екатерина Макарова, с которой Шарапова в прошлом году дважды встречалась на грунте и оба раза победила, несмотря на впечатляющий марш по головам Канепи, Звонаревой и самой Серены Уильямс, не выглядела слишком опасной соперницей для Марии.
Результаты Макаровой вообще загадочны и малообъяснимы. Australian Open является самым стабильным для нее шлемом, здесь она ни разу не проигрывала в первом круге. Кстати, и ее кумир Анастасия Мыскина именно в Австралии показывала самые ровные результаты, лишь однажды не дойдя до четвертого круга. Всего за карьеру на счету 23-летней Макаровой 17 побед над игроками Топ-20, причем львиная их доля приходится всего на два турнира. 7 побед были одержаны ею в Истбурне, 6 – здесь, в Мельбурне, и лишь четыре – на остальных турнирах вместе взятых. Видимо, само название городов заставляет Екатерину развивать в них БУРНую деятельность.
Продолжить череду апсетов ей, однако, не удалось. Шарапова, не обращая внимания на съехавший невесть куда бэкхенд, делала то, что не могли делать Вера Звонарева и Серена Уильямс – наносила мощные плоские удары и старалась играть широко. Нельзя сказать, что Макарова совсем не справлялась с предложенным ей темпом. В отдельных эпизодах она очень удачно защищалась, дожидаясь ошибки соперницы – так, например, она заработала брейк-пойнт при счете 2:4, который Шарапова тут же отыграла эйсом. Но осложнить жизнь Марии Екатерина не могла, слишком часто скатываясь на пустые удары, после которых Шарапова легко разворачивала очередную атаку. Это же относится и к подаче Макаровой – на нее Шарапова набрасывалась, не раздумывая.
В начале второй партии Екатерина все же сумела повести с брейком – 2:1. Но этот легкий намек на интригу тут же был развеян, две двойные за гейм – роскошь по такому матчу непозволительная. Между тем то, как подавала сегодня Шарапова, заслуживает отдельного упоминания. Высоченный (77%) процент попадания первым мячом оставил мало места для злосчастных двойных, да и на первой подаче Мария набирала более 70% очков. В результате с необходимостью отыгрывать брейк-пойнт Шарапова столкнулась лишь по разу в каждой партии. Важнейшим во втором сете стал пресловутый седьмой гейм, в котором Шарапова постоянно вела в счете, но который из-за серийных ошибок с бэкхенда никак не могла закрыть. Имевшая шансы воспользоваться таким коленкором Макарова вместо этого пару раз предприняла неудачные вояжи к сетке. Бэкхендом Шарапова истратила три выигрышных матчбола – один при счете 5:2 на приеме и два в следующем гейме уже на своей подаче. Но с четвертой попытки Мария сумела-таки ввинтить кросс слева близко к линии и закрыла матч с тем же счетом, с каким Макарова днем ранее обыграла Серену – 6:2, 6:3.
Выход в полуфинал уже можно считать блестящим результатом для Шараповой, ведь скомканное завершение прошлого года и непонятки с травмой породили массу сомнений о степени ее функциональной готовности к новому сезону. К матчу с Квитовой россиянка подойдет в качестве аутсайдера – так, во всяком случае, считают букмекеры. Две последние встречи теннисисток обернулись для Марии болезненными (в прямом и переносном смысле) поражениями – одна в финале «Уимблдона», другая в закончившемся травмой четвертьфинале Токио. Время брать реванш?
Квитова прошла испытание
24-летняя Сара Эррани, типичный резидент середины первой сотни рейтинга WTA, на этом турнире сыграла роль чертика из табакерки. Миниатюрная итальянка могла показаться подарком для большинства своих соперниц в Мельбурне. Но стоило Петровой, Кирстя и Цзен Чжэ открыть эту коробочку, как вместо безобидной дюймовочки они обнаруживали там настоящую воительницу-сокрушительницу. Не считая одного проигранного на тай-брейке сета, Эррани в четырех матчах не отдавала соперницам больше двух геймов за партию. Вот так и надо выходить в первый в карьере четвертьфинал «Большого шлема»! И хотя в активе Сары до сегодняшнего дня не было ни одной победы над игроком Топ-10 (0-24) и лишь одна победа над игроком Топ-15, заряженность на борьбу, тактическая гибкость (невысокую Чжэн кругом ранее итальянка намеренно забросала полусвечками) и агрессивные инстинкты делали Эррани опасной соперницей даже для такого колосса, как Петра Квитова.
Чемпионка «Уимблдона», выглядевшая малоубедительно по ходу всего турнира, тем не менее продемонстрировала новое для себя умение, присущее истинным чемпионам – выигрывать на разности потенциалов. Пусть многое не получается, пусть сыплются ошибки, но где-то внутри есть уверенность в том, что ты сильнее, и эта уверенность сшибает многих противников. Нынешнее продвижение Квитовой во второй подярд четвертьфинал Australian Open было тем более важно, если учесть, какая катастрофа ее постигла на предыдущем хардовом шлеме в Нью-Йорке. А победа над Эррани означала бы, пусть и сугубо виртуальное, но лидерство в гонке за бесхозное намбаванство.
Борьба в матче завязалась с первого же гейма. Эррани старалась играть так плотно, как только могла, и настолько быстро, насколько позволяла ее специфическая техника при любимом ударе справа. Трудно представить, каких ментальных и физических усилий стоило ей сохранять длину и уплощать форхенд на протяжении почти полутора сетов. Длины ударов, беговых качеств и игры в темп было Эррани достаточно для того, чтобы уже к концу третьего гейма выудить у Квитовой 10 невынужденных ошибок. Нужно отметить и то, насколько уплотнила и взвинтила скорость первой подачи итальянка – в среднем 151 км/ч против 141 км/ч в матчах с Петровой и Кирстей.
Можно было заметить и другую тактику, примененную Эррани. Свою соперницу она старалась дергать не столько из стороны в сторону – Квитова прекрасно умеет решать задачки с углами, – сколько по вертикали корта с помощью укороченных. И все же разницу в физических возможностях теннисисток было не скрыть, и как только Эррани позволяла себе отойти от генеральной линии, Петра забивала мячи на раз-два-три. Запаса мощности хватило чешке, чтобы взять первую партию с преимуществом в один брейк – 6:4.
С брейка Квитова начала и второй сет, после чего Эррани показательно и очень зрелищно начала прыгать выше головы. Уже второй гейм можно было назвать бенефисом итальянки – ей удался шикарный прием с бэкхенда через коридор, глубокий прием справа по линии с последующим исполнением укороченного с лета и две филигранные свечи. Взяв свою подачу, Сара впервые вышла вперед в счете – 2:1, но и на этом не остановилась. По ходу всего матча итальянка отлично читала направление подачи соперницы – даже фирменные выбивающие подачи во второй квадрат не приносили Квитовой моментальных очков. Но то, как принимала Эррани подачу Квитовой в четвертом гейме – это отдельная песня. Три потрясающих приема навылет, дополненные паутиной из вращений, принесли Эррани очередной брейк-пойнт. А на нем Сара мудро дождалась, пока издерганная Квитова не залепит мяч в середину сетки.
Когда счет стал 4:1 в пользу Эррани, на горизонте замаячил третий сет, но это был оптический обман, вызванный переменой погоды. На пике своего могущества Сара Эррани была сражена пробившимся сквозь мельбурнские тучи солнцем. Ровно в тот момент, когда Арену Рода Лэйвера залило солнечными лучами, игра итальянки рассыпалась – мгновенно и без следа. Пропала суперконцентрация, благодаря которой Эррани могла так храбро отвечать Квитовой ударом на удар. Вместе с ней пропал и форхенд (справа пошли либо срывы, либо удары на хафкорт), начал сбоить бэкхенд, исчезла первая подача, сел прием.
Лишь несколько шокирующих даже по меркам Квитовой ошибок не позволили чешке сходу сделать обратный брейк, но спустя несколько розыгрышей неизбежное случилось. А дальше Петра легко и размашисто пошла набирать одно очко за другим. Под занавес матча теннисистки подарили зрителям, пожалуй, красивейший розыгрыш дня – обе несколько раз проверили линии, прежде чем Квитова прочертила с бэкхенда недосягаемую диагональ. Так был образован матчбол, который Петра сразу же реализовала и впервые в карьере вышла в полуфинал ТБШ за пределами «Уимблдона»– 6:4, 6:4.
Кстати, параллельно с Квитовой свой матч в юниорском турнире выигрывал Адам Павласек, и британский комментатор Сэм Смит не преминула прямо на корте поинтересоваться у Петры, в курсе ли она похождений своего бойфренда. Петра, как и полагается девушке скромной и воспитанной, густо покраснела.
Делать выводы о тренерской работе Ивана Лендла пока еще рано, но он точно приносит удачу. Перед началом турнира было много разговоров о том, что на этот раз из всей «Большой четверки» Маррею меньше всех повезло с сеткой – и Райан Харрисон в первом круге, и Монфис, и Тсонга. Против любого из них, конечно, Энди был бы фаворитом, но все вместе они могли бы потрепать нервы и затянуть время на корте. Но получилось так, что из всех предполагаемых «угроз» свою роль выполнил только Харрисон, и то потому что ему было просто деваться некуда, разве что сняться перед началом турнира. Вместо Монфиса и Тсонги реализовались Кукушкин и Нишикори, причем первый еще и травмированный после пятисетовой битвы с Монфисомв предыдущем матче.
Несмотря на катастрофический процент попадания первым мячом, Маррею даже напрягаться особо не пришлось
Нишикори держался, конечно, получше, но весьма относительно. Единственный из четвертьфиналистов, не входящий в «десятку» и сыгравший к этому моменту аж два пятисетовика, он пытался играть по возможности агрессивно, сокращая розыгрыши, тем более, что матч проходил в середине дня, на самой жаре. С самого начала игры, когда Маррей, после ралли диной в 43 удара, сделал первый брейк, стало понятно, что для того, чтобы получить шанс продолжить успехи и стать первым японцем, вышедшим в полуфинал АО (первым японским четвертьфиналистом он уже стал, вслед за претворением в жизнь проекта 45), Кеи нужно действовать по принципу «пан или пропал», потому что в затяжных потягушках на задней линии ему ничего не светило. Японец так и поступил – и пропал.
Для того, чтобы обыгрывать защитника уровня Маррея, Нишикори просто не хватало класса – они выдали на гора приличное количество интересных и затейливых розыгрышей, многие из которых японец даже выиграл, но в основном игра шла под диктовку британца, которому, несмотря на катастрофический процент попадания первым мячом (44% за матч), даже напрягаться особенно не пришлось – просто играть спокойно и диктовать, когда получится.
Что это будет означать для решающих матчей – трудно сказать. Пока что Энди выглядит очень хорошо, проиграв только один, самый первый на турнире сет Харрисону. Но во-первых, и соперники были ему далеко не ровня, и не то, чтобы ему не случалось и раньше выглядеть хорошо до решающих матчей, а в решающих разлететься на осколки. Результатов работы с Лендлом (если они вообще будут) еще ждать и ждать, но может удача, принесенная новым тренером, еще не закончилась?
Джокович «закрыл» полуфинальную четверку
Никому из нынешнего поколения теннисистов «четверку» не догнать. Во всяком случае, Давид Феррер считает именно так. Прошлогоднего полуфиналиста, проигравшего на этот раз в четвертьфинале, спросили на пресс-конференции, возможно ли в принципе сократить отрыв между Топ-4 и остальным туром. Феррер пожал плечами: «Нет, не думаю».
На какое-то время в течение ночного полуфинала, который Феррер играл против Джоковича, казалось, что догнать может и удастся – а если не догнать, то приблизиться. Первый сеяный выглядел не слишком убедительно, процент попадания первой подачи у него еле-еле переваливал за 50 . Феррер успел набрать на этом турнире прекрасную форму, и статистика говорила о том, что в принципе испанцу можно по крайней мере рассчитывать на борьбу: 6-5 в пользу Джоковича, и хотя в основном Давид обыгрывал Новака на грунте, на харде у него тоже были 2 победы, обе на итоговых чемпионатах, последняя – всего-то пару месяцев назад в Лондоне со счетом 6:3, 6:1.
Но одно дело осенью в Лондоне на групповом этапе, и, как в очередной раз оказалось, совсем другое – на мэйджоре в начале сезона. На протяжении первых двух сетов Джокович был явно не в своей тарелке – подавал плохо (процент первого мяча едва-едва перевалил за 50 за весь матч), мяч летел вяло. Феррер относится к тем игрокам, с которыми крайне неприятно играть будучи не в лучших кондициях – он мгновенно чувствует слабость соперника и становится еще упорнее и настырнее. Испанец таскал все мячи и заставлял Джоковича делать еще один удар, и еще один, и еще один. На протяжении двух сетов сербу никак не удавалось пробить стену на другой стороне корта.
То, что Новак, несмотря на все проблемы, смог выиграть оба эти сета, особенно второй – заслуга как его самого, так и Феррера. Несмотря на свои знаменитые бойцовские качества, Давид на удивление плох на тай-брейках – за карьеру он их больше проиграл, чем выиграл, а это для топового игрока большая редкость. Тай-брейк второй партии, после того, как Джокович не смог выиграть сет подавая при 6:5, выглядел судьбоносным, и если бы испанцу удалось его выиграть, чаша весов, возможно, склонилась бы в его пользу. Но он не выиграл, и в третьем сете серб заиграл так, словно у него с плеч свалился груз, и шансов у испанца не стало.
Выходом в полуфинал Джокович завершил то, что можно назвать церемониальной частью турнира. Места «четверки» в полуфиналах в очередной раз (в третий раз на последних четырех мэйджорах) никто не смог оспорить. С формальностями покончено – начинается спор равных.
Сейчас уже воительница. Как быстро всё меняется в этом мире.
Отличный обзор двух женских матчей.