10 мин.

Со скрипом

Впервые в новейшей истории турнир «Большого шлема» уже после первого круга остался без действующих обладательниц этих самых «шлемов». Чемпионка США и Австралии Ким Клийстерс в Нью-Йорк вообще не приехала, чемпионка «Уимблдона» Петра Квитова оступилась в первый игровой день, а чемпионка Франции Ли На – во второй. Причем две последние уступили соперницам из Румынии в матчах, напоминающих игру «найдите десять отличий».

Ли На что-то совсем зачахла. Дело даже не в плохих результатах, преследующих ее после парижского триумфа, а в какой-то вялости и примитивности, размягчившей игру китайской теннисистки. Мяч у нее не летит, из арсенала исчез наводивший ужас на соперниц в Австралии и Франции кросс с бэкхенда. Вообще теннис Ли сейчас как будто обесточен и подпитывается лишь слабеньким дизельным генератором, мощности которого не хватает даже на игроков уровня Симоны Халеп. Румынка, предусмотрительно окопавшись в трех метрах за задней линией, использовала в матче против Ли старую как мир тактику – не создавать хардхиттеру углов для атаки, то есть играть все подряд по центру, но с адекватной длиной. А все остальное фрустрированный соперник сделает за тебя сам.

Лишь в седьмом гейме второй партии, допустив к этому время около сорока невынужденных ошибок, Ли На подала первые и, как скоро выяснилось, последние признаки жизни. У китаянки наконец прорезался бэкхенд (тот самый кросс), а чуть позже удар по линии. В следующем гейме Ли пробила по прямой уже справа, а пару розыгрышей спустя ленивая и привыкшая к бесконечным промахам оппонента Халеп не стала играть мяч, попавший точно в линию. Этот курьез словно переключил реле в сознании Ли, как по сигналу, в ее игре появился фирменный размах, и Халеп в течение двух геймов оставалось только беспомощно скрестись от одной линии к другой. Казалось, вот он – перелом, который по статусу полагается вносить в сценарий такого матча чемпионке «Ролан Гаррос». Но столь же внезапно реле переключилось в исходное положение, и Ли На наколотила ошибок еще на три финальных гейма. В сухом остатке такая занятная статистика: из 69 очков, набранных Симоной Халеп за матч, 54 составили невынужденные промахи ее соперницы. Нет, все-таки Квитова нервно курит в сторонке.

Самоубийство Ли открыло и без того просторную сетку для Каролин Возняцки, которая в матче-антиподе переиграла все время пытающуюся сделать больше, чем ей под силу, Нурию Льягостера-Вивес. Глобальные выводы о готовности Возняцки к турниру делать рано – дождемся, когда она встретит соперницу себе по размеру, но первое впечатление датчанка оставила вполне приятное. Ее длинные удары под форхенд Льягостеры регулярно ставили миниатюрную испанку в тупик – Нурия пытается играть плотными ударами с обеих сторон, но если темповой обмен с бэкхенда ей еще иногда удается выдерживать, то дефицит времени и расстояния до мяча при ударе справа приводит к неописуемым по своему безобразию срывам. Низкий рост и короткие рычаги мешают испанке правильно обработать, а то и вовсе добраться до многих мячей, посылаемых соперницами в углы, а также делают ее не слишком способной принимальщицей. И тем не менее (безумству храбрых поем мы песню!) Льягостера в свойственной ей героическо-авантюрной манере старалась не отступать далеко от задней линии, а на приеме второй подачи и вовсе выдвигалась глубоко в корт. А вот ее «малокалиберное» оружие – укороченные – засбоило уже на старте: мячи после ее дерганых подрезок слева едва долетали до сетки. В плачевном состоянии была и ее подача: низкий и косоватый подброс мяча и нехватка траектории привели к огромному количеству смазанных в сетку ударов. Возняцки всеми указанными обстоятельствами воспользовалась по полной программе, не стесняясь атаковать с коротких мячей, добавлять скорости на приеме (в некоторых эпизодах просматривался более короткий, чем обычно, замах при ударе справа) и играть сложные драйв-воллеи, хотя – добавим ложку дегтя – на каждом из четырех матчболов тон розыгрышей задавала все же Льягостера.

Франческе Скьявоне, как и на «Уимблдоне», достался в первом круге чертик из табакерки, притом с похожими характеристиками. Любительницы плоских атак, к числу которых принадлежат и Елена Докич, и Галина Воскобоева, вообще говоря, не слишком удобны итальянке, тем более, на быстрых кортах, где Скьявоне имеет привычку суетиться. Но, как и на «Уимблдоне», Франческа сумела избежать стартового поражения. Судьба каждого сета определялась в первых трех-четырех геймах, провалив которые, Воскобоева, Скьявоне и снова Воскобоева не могли уже ничего поправить. Подавая на матч, итальянка допустила аж четыре двойные ошибки (всего их было шестнадцать), Воскобоева в ответ простреляла навылет гейм на своей подаче, а вместе с ним и матч. Плоды сотрудничества экс-россиянки с Алиной Жидковой очевидны, но проблемных зон в ее игре еще достаточно: это и крайне нестабильный бэкхенд, и хаотичный прием подачи, и приклеенные к корту ноги, ответственные за большое количество промахов Галины из выгодных ситуаций.

Чуть ли не впервые в жизни выиграла матч, не встретив ни одного брейк-пойнта, Елена Янкович. Руку к этому в буквальном смысле приложила ее соперница по первому кругу Элисон Риске. Одна из подающих надежды американок вновь продемонстрировала свету изготовленный в домашних условиях форхенд. Пробивает его она, будто держа в вытянутой руке сковородку, отчего удар получается жестким и абсолютно бесконтрольным. С таким количеством ошибок делать против вышедшей из многомесячной комы сербки ей было нечего.

Жестко прошлась по своей стартовой сопернице и Виктория Азаренко. В обмене слева налево Юханна Ларссон была обречена изначально, но и опасный форхенд шведки рассыпался, кажется, еще на разминке. На второй подаче Ларссон и вовсе творилась катастрофа (20 процентов выигранных очков), которую, впрочем, следовало ожидать, ведь противостояла ей лучшая принимальщица женского тура. А вот «прототип» Ларссон в лице Аны Иванович, несмотря на град собственных ошибок и 36 процентов попадания первым мячом, легко разделалась с Ксенией Первак.

Сабин Лисицки, не без труда, но уверенно обыграв Алену Бондаренко, оформила центральный матч второго круга – беспощадное рубилово с Винус Уильямс. Не подвела Викторию Азаренко ныне замужняя Гисела Дулко. Напомним, что год назад девушки также выясняли отношения во втором круге US Open, в результате чего Дулко оказалась в круге третьем, а Азаренко – в обмороке. Интересно, запланируют ли вновь организаторы их матч на Грандстэнде? Виктории точно не мешало бы там заранее соломки постелить.

Из других результатов второго дня у женщин стоит выделить тяжелую победу Чжэн Цзе над Виталией Дьяченко и, вероятно, последний матч Кимико Дате-Крумм на кортах «Флашинг Мидоуз» – экс-четвертая ракетка мира на двух тай-брейках уступила испанке Сильвии Солер Эспинозе. Экс-чемпионка США Светлана Кузнецова, которую организаторы и вовсе сослали на нетелевизионный корт, как и ожидалось, намучалась с Сарой Эррани. Поведя 4:1 с двумя брейками, Кузнецова затем обнаружила себя отстающей в сете – 4:5. Операция по спасению уже выигранной партии завершилась успехом, который, похоже, взбодрил россиянку, и второй сет прошел уже полностью под ее диктовку. В итоге 7:5 6:1 вместо потенциального апсета. Зато вылета не смогла избежать Даниэла Гантухова, в двух сетах уступившая крепкой, но не хватающей звезд с неба Полин Парментье.

А завершался день возвращением Серены Уильямс на «место преступления». Следственный эксперимент прошел успешно, а замена Ким Клийстерс на Бояну Йовановски, Луизы Энгцелл – на Еву Асдераки и Шино Тсурубучи – на безымянных линейных судей самым благотворным образом сказалось на душевном равновесии трехкратной чемпионки US Open. За 56 минут она собрала 22 виннерса и отдала лишь 7 очков на подаче, еще раз дав понять, кого на этом турнире нужно бояться.

В мужском турнире все пятеро россиян вышли во вторник на корт с разницей в пару часов. Могло случиться и так, что все пятеро находились бы на кортах одновременно, но Игорь Андреев, которому выпало играть с Давидом Феррером, не смог дотянуть до выхода на параллельный корт Дмитрия Турсунова, уступив пятому сеяному в четырех сетах.

В начале, пока Феррер еще не вошел в игру, казалось, что у Игоря есть неплохие шансы: он выиграл первую партию 6:2, и на фоне непрерывно сорящего ошибками противника смотрелся весьма прилично. К тому же у Давида недавно была травма кисти, и к его форме перед турниром у многих возникали вопросы. Но уже к концу первой партии испанец затянул расшатанные болты в своей игре, стал затягивать розыгрыши и заставлять Андреева играть в движении, и ход матча поменялся резко и окончательно. Больше до самого последнего гейма у Игоря не было ни одного брейк-пойнта; только когда при счете 5:4 в четвертом сете Феррер подавал на матч, россиянин попытался предпринять какие-то отчаянные меры, заработал пару брейк-пойнтов, но было уже поздно – организовать камбэк пятый сеяный ему не позволил.

Практически одновременно с Андреевым завершил турнирный путь и Михаил Южный. Ему тоже не повезло с сеткой – в первом круге ему достался Эрнест Гулбис, который проводит это лето на редкость неплохо. Много было пролито чернил о лени Гулбиса, нереализованном потенциале, несобранности, но получить латыша в первом круге мэйджора никому не хочется, в особенности, если он играет хорошо. А вчера Гулбис играл хорошо, и посеянный 16-м Южный выглядел против него бессильным: его ударам не хватало глубины, на решающих очках он действовал нерешительно (из девяти брейк-пойнтов Михаилу не удалось реализовать ни одного, но здесь не последнюю роль сыграло и то, как латыш подавал в эти решающие моменты). Результатом стал проигрыш без шансов 2:6, 4:6, 4:6, и если 78-й номер рейтинга Андреев еще может утешиться тем, что навязал борьбу пятой ракетке мира, по крайней мере в первом и последнем сетах, то Южный выглядел игрушкой в руках 52-го номера рейтинга.

Так и вышло, что из пяти россиян победы одержать сумели только двое: Давыденко и Куницын. Оба выиграли в пяти партиях на кортах, с которых не было телепоказов, но особенно важную победу, кажется, одержал Давыденко, одолевший Ивана Додига, 32-го сеяного. Может, до недавнего времени это и нельзя было назвать такой уж выдающейся победой, но Додиг этим летом резко пошел в гору и вот даже оказался впервые в жизни сеяным на турнире «Большого шлема». Так что победа Давыденко, который уже второй год редко выигрывает два матча подряд, выглядит очень ценной, а дальше его ждет Потито Стараче – тоже матч, который вполне можно выиграть.

Из тех же, кто посеян немножко повыше, вчера на корт вышли Новак Джокович и Рафаэль Надаль, и сыграли два до изумления разных матча. Днем на арене Артура Эша Джокович потратил 44 минуты на то, чтобы выиграть 11 геймов у квалифая Конора Ниланда, после чего тот отказался продолжать матч. Ирландца было жалко: в 30 лет он во второй раз за карьеру вышел в основную сетку турнира «Большого шлема» и не только попал сразу же на первого номера, а еще и сумел отравиться перед матчем. Понятно, что Ниланд, стоящий в рейтинге 190-м, даже и будучи полностью здоровым, вряд ли претендовал бы на что-то большее, чем несколько геймов, но все-таки этот «матч» еще раз напомнил о том, как несправедлива бывает жизнь.

Конечно, по этому матчу мало что можно было сказать и о Джоковиче, кроме того, что с его плечом, по-видимому, все в порядке (что он подтвердил на пресс-конференции после матча). Но Ниланд был так плох, что Новаку даже не приходилось особенно трудиться. Следующий матч против Карлоса Берлока должен сказать об игровой форме первой ракетки мира больше.

Человек, которого Джокович сменил на этом посту, в ночной сессии развлек публику гораздо больше серба. Это нельзя отрицать, как нельзя отрицать и то, что сам Рафаэль Надаль был от этих развлечений не в восторге. Его соперник опережал Ниланда в рейтинге на 100 мест – на момент начала турнира Андрей Голубев был 98-м, но в 2011-м году в туре, мягко говоря не блистал. И только-только успел прервать серию из 18-ти поражений подряд.

Наверное, и сам Голубев не понял, каким образом он смог вести с брейком в каждом из трех сетов, которые он сыграл на арене Артура Эша против второго сеяного, и на два из них подавать. Причем на последнюю, третью партию он подавал дважды, а во второй вел 5:3, 40:0, имел семь сетболов, пять из них – на своей подаче, и все равно умудрился проиграть сет на тай-брейке. При всем уважении к бойцовским качествам Надаля, это был классический случай того, как испугавшись имени, более низко стоящий в рейтинге игрок просто дарит победу сопернику.

Прошло полторы недели, а никаких улучшений по сравнению с Монреалем и Цинциннати в игре Надаля не наблюдалось: по прежнему проблемы с подачей и форхендом, по-прежнему две трети его ударов ложатся на линию подачи. Из всего его немаленького арсенала по-настоящему работали только обводящие удары. Рафе остается только воспользоваться шансом, который дал ему Голубев и в следующих матчах попытаться хоть как-то выправить игру, потому что с тем, что он показал в первом круге, мечтать о защите титула в Нью-Йорке не приходится.