Бомбардиры. Часть вторая
Иво Карлович
Иво Карлович, самый высокий человек в туре, – продолжатель долгой и почтенной традиции хорватских «подаванов». Даже на его футболках дизайнеры фирмы «Серджио Таккини» поместили напоминание о его росте – 6.10, или 208 см. Правда, не на груди, а скромненько, у подола. Буквально несколько дней назад он обновил рекорд скорости полета мяча при подаче, установленный в 2004 г. Энди Роддиком. Рекорд увеличился примерно на полтора километра в час – с 249,5 до 251, Причем обе быстрейшие подачи случились в матчах Кубка Дэвиса – первая в четвертьфинале против сборной Беларуси, вторая – в первом круге против Германии.
«Доктор Иво», как его иногда называют из-за созвучия его имени с именем «Доктора Зло» (Dr. Evil), заявил о себе на высоком уровне относительно поздно, впервые появившись в «сотне» в сентябре 2003 года, когда ему было уже 24. В этом году он показал лучший результат в туре по эйсам за матч – в среднем 17,7, но его игра в это время (и долгое время после) состояла буквально из одной подачи – он плохо двигался, бэкхенд отсутствовал как класс, и даже с лета Иво не мог организовать ничего толкового. Но упорная работа и необычно поздний выход на пик привели к тому, что к 2007 году Карлович стал надежнее играть с задней линии – резаный бэкхенд позволял ему удерживаться в розыгрышах, и при удобном случае он мог мощно и точно пробить справа. Подача Иво стала еще более смертоносной – 20,6 эйсов в среднем за матч. В этом году – самом лучшем в карьере – он выиграл 3 титула из своих четырех – в Хьюстоне, Ноттингеме и Стокгольме, на трех разных покрытиях. В следующем году на протяжении шести недель он занимал самую высокую строчку в рейтинге за всю карьеру – 14-ю, с победами над Федерером и Джоковичем.
После этого наступил постепенный спад – неудивительно, учитывая, что Карловичу к тому времени уже исполнилось 30. В 2010 году он получил тяжелую травму ахиллова сухожилия, выбившую его из игры на полгода. В первом своем матче Кубка Дэвиса после возвращения – пятом, решающем поединке встречи против Филиппа Пецшнера – Карлович и побил рекорд скорости подачи, но матч проиграл.
Любопытно, что вообще большинство своих рекордов Иво установил в проигранных матчах. В 2009 году он побил рекорд «Ролан Гаррос» по количеству эйсов за матч – 55, проиграв Хьюитту в пяти сетах. Позже в этом же году они с Радеком Штепанеком в полуфинале Кубка Дэвиса повторили рекорд самого долгого матча в истории этих командных соревнований со времени введения тай-брейка. Четыре из пяти сетов этого матча закончились тай-брейками, и Иво опять проиграл, 14:16 в решающем сете, побив свой собственный рекорд по количеству эйсов за матч (78).
Похоже, ждать от Доктора Иво новых подвигов не стоит – ему уже 32, и в нынешнем сезоне он пока выиграл всего 3 матча. Но собственный рекорд скорости подачи он еще вполне может побить.
Энди Роддик
Иногда возникает такое чувство, что Энди Роддик, обладатель недавно побитого Карловичем рекорда, находился в десятке всегда – и еще долго после того, как все его ровесники, и даже игроки младшего поколения уйдут из спорта, Энди все так же будет на виду, подавая эйсы, суетливо поправляя свою шапочку и ругаясь с судьями.
Карьеру Роддика, хотя она еще не завершилась, уже можно назвать блестящей. В 2000 году он выиграл два юниорских ТБШ – в Австралии и на родине, в США. Уже тогда его подача заставляла экспертов удивленно разводить руками – мощь, которую он выжимал из нестандартного, в общем, движения, поражала. К тому же и вторая подача американца по накрутке и направлению была немногим хуже первой. В том же году он выиграл свой первый «взрослый» матч на турнире «Мастерс» в Майами. Дальше карьера Энди пошла резко вверх. В 2001 году он выиграл свой первый титул в Вашингтоне (а вслед за ним еще 2) и вошел в «двадцатку», а в 2003 поднялся на первую строчку рейтинга, завоевав свой первый титул «Большого шлема» в Нью-Йорке. Мало кто предполагал, что этот титул останется в коллекции Энди единственным.
Виной этому можно с полным правом считать одного игрока – Роджера Федерера, чей стремительный взлет и поразительная стабильность год за годом преграждали Роддику путь к вершине. Он играл в финалах турниров «Большого шлема» еще четырежды – один раз на US Open и трижды на «Уимблдоне» – и все четыре раза проиграл швейцарцу. Однако частично, это последствие поступков самого Энди. Покинув Брэда Гилберта, который тренировал его с юниоров, он прошел через целую гирлянду тренеров, и с каждым новым наставником его игра становилась все более консервативной. Он перестал подавать так мощно (слегка добавив вместо этого вариативности в направлении), а его пушечный юношеский форхенд превратился в способ для удержания себя в розыгрышах. Роддик приложил все усилия к тому, чтобы улучшить свою игру с лета, но на медленных современных покрытиях и при отсутствии естественной способности к игре у сетки, его возможности остались слишком ограниченными. Так игра, направленная на то, чтобы обыграть, наконец, Федерера в одним из решающих матчей, оставила его уязвимым для множества других игроков, которые могли читать его подачу и не медлили с обводкой.
Тем не менее Роддик до сих пор остается в десятке (уже девять лет) и за этот период опускался ниже 10 места в рейтинге всего пару раз, да и то благодаря травмам. Недавно в Мемфисе он выиграл свой 30-й титул. Многие предсказывали из года в год начало конца Энди Роддика как топового игрока, и спад, конечно, имеет место, но идет он со скоростью таяния ледника. В данный момент Энди восьмой, и первый подводный камень встретится ему, когда настанет пора защищать финал в Индиан-Уэллсе и титул в Майми. Но потом он легко сможет набрать очки на «Уимблдоне», так что еще один год в десятке ему можно предсказать с достаточной уверенностью.
Джон Изнер
25-летний «Большой Джон» начал теннисную карьеру как студент Государственного Университета Северной Каролины, и до поры до времени существовал в туре на уайлд-кардах, которые ему пробивала Ассоциация тенниса США. Полностью в профессионалы он перешел очень поздно – в 2007 году, окончив университет по специальности «Речевые коммуникации», и уже в следующем году был в сотне.
Изнер – второй после Карловича по росту действующий профессионал, 2 м. 6 см., и, конечно, как и у хорвата, подача является его главным оружием. Он подает в целом не так мощно, как Карлович, но более надежная игра с задней линии позволяет ему выигрывать очки мощным ударом справа, даже если противник сумеет ответить на первый удар. Его двуручный бэкхенд (в отличие от однорукого удара Карловича) хоть и не является решительным аргументом, но позволяет американцу оставаться в розыгрыше. Что бросилось в глаза наблюдателям сразу же после того, как Изнер появился на большой сцене – это его выдающаяся психологическая устойчивость. Одно дело обладать выдающейся подачей, совсем другое – заставлять ее работать в решающие моменты матча. Именно благодаря этой способности Изнер в 2009 году добрался до наивысшего пока для себя места в рейтинге – 19-го, и выиграл единственный пока свой турнир в Окленде и сыграл еще в трех финалах.
Этим успехом Джон не в последнюю очередь был обязан своей упорной работе над физподготовкой, которая сильно пригодилась ему в том матче, благодаря которому он, наверное, и войдет в историю – в победе над Николя Маю в первом раунде «Уимблдона» 2010 года со счетом 70:68 в решающем сете. Об этом рекордном матче, который, наверное, простоит века, написаны уже бесконечные мегабайты текста, но выдержать эту трехдневную битву, продолжавшуюся 11 с лишним часов чистого времени, не обладая высочайшим уровнем фитнеса, было невозможно.
С этого матча, тем не менее, в карьере Джона начался спад – пока еще неглубокий – и окажется ли он способен на что-либо еще сравнимое с его героизмом в июле 2010 года, остается загадкой. Подача пока при нем, передвижение по корту – ахиллесова пята, общая для всех долговязых подаванов, вряд ли уже кардинально улучшится, так что вопрос в том, сможет ли он отшлифовать то оружие, которое есть в его распоряжении, и вернуться в двадцатку, а потом и задержаться там. В конце концов, его карьера сейчас должна быть на самом пике.
Милош Раонич
До января этого года о юном канадце родом из бывшей Югославии знали только специалисты да люди, специально интересующиеся челленджерами и фьючерсами. В 2009 году он выиграл 2 фьючерса – в Канаде и Таиланде, в 2010 – еще 2, оба в Корее. Но настоящий прорыв случился уже в этом сезоне, на Открытом чемпионате Австрали, где он дошел до 4 круга, одержав по дороге первую победу над игроком десятки (Михаилом Южным). Изо всех молодых игроков, заявивших о себе на первом мэйджоре сезона именно голос Раонича оказался самым звучным.
В первую очередь, благодаря – чему же еще – подаче. По мощи и вращению она напоминает подачу молодого Роддика – косая подача Милоша во второй квадрат накручена так, что взлетает выше плеча. Как и все его коллеги по цеху, Раонич не особенно мобилен, но он обладает врожденным искусством менять рисунок розыгрышей при неудачном ходе игры, думать и принимать решения по ходу матча – дар, который особенно ярко проявился в финальном матче против Вердаско в Сан-Хосе. Там юный канадец обыграл второго в карьере игрока десятки и выиграл первый турнир АТР, а на следующей неделе дошел до финала в Мемфисе, где уступил Роддику.
Конечно, игра канадца пока еще сырая, прием хромает (чему свидетельствует количество играемых им тай-брейков) и любой первоклассно принимающий игрок разберет его по косточкам, как сделал Феррер на АО. Но в его игре есть мощный становой хребет, на который можно наращивать «мясо», уверенность в собственных сильных сторонах и стремление к совершенствованию. Пока рано еще говорить о том, каких успехов добьется Милош (если вообще добьется) в нынешней игре, где прием доминирует. Но стан подаванов, безусловно, может радоваться появлению в их рядах такого блестящего молодого таланта.
Не в Юниорах.