Все течет
До нынешнего года из 21 своей встречи Федерер и Надаль сыграли на итоговом турнире только дважды – в 2006 и 2007 годах, оба раза в полуфиналах. Тогда еще этот турнир проводился в Шанхае и назывался Tennis Masters Cup. Всего два матча – это маловато, учитывая, что они квалифицировались на этот турнир вместе с 2005 года, то есть уже пятый год подряд. Но для Надаля итоговый всегда был словно послесловием к сезону – он его то пропускал, то появлялся там изумительно разобранным, так что сколько вышло, столько вышло. Федерер выиграл оба матча в двух сетах.
Но на этот раз испанец приехал в Лондон серьезно настроенным и отдохнувшим; «перегореть» к концу сезона, как это случалось раньше, ему уже не грозило. Федерер, после Открытого чемпионата США набрал отличную форму, и с необыкновенной легкостью прошел всех соперников, стоявших между ним и финалом. Надалю приходилось труднее. Он отыгрывался с сета и брейка в матче с Роддиком, на решающем тай-брейке выцарапывал победу в матче с Марреем. Но все же побеждал, и классический финал превратился в неизбежность.
Роджер уже много лет, выйдя на корт, стремится решить судьбу сета в самом его начале. Сделать брейк в одном из первых геймов и дальше держать подачу, обеспечив победу в партии, а если повезет просто деморализовать противника быстрым брейком и серьезно облегчить общую победу. Правда, в последние годы такой принцип начал работать и в обратном направлении – часто Роджер проигрывает свою подачу в самом начале сета, и дальше уже просто перестает бороться и отдает партию. Безусловно, это происходит не каждый раз, но достаточно, чтобы заметить тенденцию.
Так случилось в двух из трех сетов финального матча. В первом шла упорная игра до счета по 3 – с небольшим игровым преимуществом швейцарца, но более-менее ровно. Однажды на подаче Роджера счет был 0:30, но он с успехом использовал подачу, чтобы выбраться из неприятной ситуации. До брейк-пойнтов на его подаче дело так и не дошло. Надаль был на удивление пассивен – такой безынициативной его игра не была чуть ли не с конца прошлого сезона. Даже в проигранном шанхайском полуфинале 2006 года он рисковал больше. Не думается, что в этом можно винить усталость после напряженного вчерашнего полуфинала. Да, это была долгая и ожесточенная битва, но перед приездом в Лондон Рафа не играл почти месяц, с самого «Мастерса» в Шанхае, так что должен был быть отдохнувшим – гораздо более отдохнувшим, чем любой из его главных соперников. В восьмом гейме, в котором Надаль вел 40:15, Роджер сумел сравнять игру и сделать брейк, и таким образом выиграл партию.
Во втором сете Надаль оторвался практически сразу же. Он сумел наконец организовать и навязать Роджеру ту схему игры, которая всегда приносила ему успех в матчах со швейцарцем (да и не только с ним) – сосредоточенные бомбардировки под лево. И хотя бэкхенд Федерера работал на этом турнире так, как не работал уже многие месяцы, казалось, что такого концентрированного давления он, как обычно, не выдержит. Надаль заиграл шире, хотя по-прежнему не особенно рискуя, и сумел заставить соперника двигаться по всей ширине корта. Сет выиграл испанец с таким же счетом, как швейцарец – первый: 6:3.
В третьей партии Федерер сумел перестроить игру. Первые три гейма ушли к подающим, после чего швейцарец перехватил инициативу, стал выходить к сетке после атакующих ударов под форхенд (парадоксально, но даже на таком медленном корте, как в Лондоне, Надаль с левой, сильнейшей своей стороны защищается хуже, чем справа) и взял подачу испанца, вынудив того ошибиться. После этого даже у железного Рафы, казалось, не осталось сил на борьбу – он начал сыпать ошибками и больше не выиграл ни гейма. Считанные минуты спустя Федерер праздновал победу, а для Надаля этот турнир так и остался непокоренным.
Роджер впервые выиграл этот турнир, меняющий свое название и местоположение, в 2003 году, в том же, что и свой первый «Уимблдон». Тогда он еще проводился в Хьюстоне, штат Техас, и в финале швейцарец – тогда еще восходящая звезда – обыграл Андре Агасси. Он снова выиграл в 2004 году у Ллейтона Хьюитта, в 2005 уступил в финале Давиду Налбандяну (кто не помнит тот потрясающий матч), потом снова выиграл у Блейка, потом еще раз – у Феррера, потом два года подряд не доходил до финала, и вот победил снова. Кто знает, что эта победа означает для дальнейшей карьеры Роджера – победит ли он там еще раз, дождется ли пока итоговый снова сменит место проведения (а может, и имя). Время не ждет. Но 2010 год, в котором ему пришлось пережить несколько горьких разочарований, он закончил на хорошей ноте.
Ладно, мой прогноз, чтобы закончить треп: Федерер будет играть два года и уйдет неожиданно, Давыденко - дольше, постепенно опускаясь в рейтинге. По рукам?
Кстати, мой годичной давности прогноз о неудачном возвращении Энен оправдался.
Когда уходить -- личное дело каждого. Вам кажется, что красиво уходить, пока ты ещё играешь сильно? Нет прблем, ваше право так считать. Мне это не кажется ни обязательным, ни даже желательным. Черкасов к концу карьеры играл всё хуже и хуже, так получилось. Перестал попадать в турниры АТР-серии, стал играть челленджеры, потом даже фьючерсы. В чём проблема? Почему в теннис не поиграть, если хочется? Теннис игра хорошая.
Сафин ушёл не потому, что «не хотел болтаться в полтиннике», а потому что теннис ему осточертел. Кому нравится играть, пусть играют. Вот и Мустер по игре соскучился и сыграл несколько турниров, хотя играет сейчас плохо. Ну и молодец.
Да ради бога, пусть играет, сколько хочет. Хотя, ваши высказывание «Когда уходить -- личное дело каждого» мне кажется спорным. «La noblesse oblige» - для кого-то деградация кумира чувствительна. Вспомните, сколько было соплей по поводу Сафина? А Федерер далеко не Сафин и тем более Мустер.
PS. А Сафин ушел просто потому, что стал плохо играть, все остальное - сказки для бедных.
насчет харизмы вопрос непростой. у него толкового менджера никогда не было, а вот жена его очень прилично настроила. он на самом деле совсем неплох в интервью. и чувство юмора есть, но был уж очень провинциален и зажат, потому в более молодые годы и не попал в обойму, и, соответственно, не развился в медиа-персону. не очень хорошо говорит по-английски. по-немецки он лучше. нет, оказалось (под чутким руководством любящей женщины), что он совсем неплох :).
Когда уходить -- какое дело игроку до чувствительности поклонников? Жить и играть ему, а не им. Если ты считаешь, что твоя жизнь -- это шоу, то да, изволь соответствовать. А если считаешь, что твоя жизнь -- это твоя жизнь, то принимай решение, исходя из своих интересов.
Ну да, Сафин стал плохо играть. Хотя как можно хорошо играть, если играть и тренироваться тебе надоело? Если бы всё равно стоял наверху, ещё бы помучился, а так неохота.