Турс не играет в футбол
Вопросом, который и вам, вероятно, покажется резонным, я задавался неоднократно: какая такая Ла-Серена? Почему матч Кубка Дэвиса Чили - Россия, матч в каком-то смысле исторический, поскольку в Чили по известным мотивам советские спортивные коллективы не ездили, а российским как-то не доводилось, принимает не столица страны, шестимиллионный Сантьяго, и не соседствующий с ним курорт Винья-дель-Мар, известный своим теннисным турниром (по сути, Открытым чемпионатом Чили), а расположенный в 500 км к северу от Сантьяго приокеанский городок с населением в сотню тысяч жителей? В поисках ответа пришлось преодолеть почти два десятка тысяч километров. Он оказался прозаичным.
Обладатель главного командного, а равно и национального теннисного трофея отправился на матч первого раунда нового сезона в ослабленном составе. Сначала сборная России отпустила подобру-поздорову в плавание по регулярному сезону двух ведущих игроков - полуфиналистов US Open Николая Давыденко и Михаила Южного. Расчет капитана команды Шамиля Тарпищева был резонным: для теннисистов матчи на Кубок Дэвиса - всегда выбивающий фактор, а исполнителей у нас с запасом, к тому же для игры на чилийских грунтовых кортах подходят как раз другие. Однако запас оказался непрочным: Дмитрий Турсунов и Евгений Королев получили травмы на Открытом чемпионате Австралии в Мельбурне, и для боя с грозными чилийцами во главе с набравшим сумасшедшую форму Фернандо Гонсалесом у Тарпищева осталась только одна крупная карта - собственно туз. Марат Сафин - игрок великий, это факт. Однако масть свою козырной он назначает сам - по желанию, точнее, по настроению. А туза простого, как известно, бьет любой козырь, даже шестерка.
Итак, дорогу в Ла-Серену осилили лично Сафин, главный наш специалист по грунтовой игре Игорь Андреев, чей существенный минус - отсутствие соревновательной практики после травмы; игроки второй рейтинговой сотни Игорь Куницын, Теймураз Габашвили и Юрий Щукин, а также продолжающий лечить левую кисть Турсунов, рассчитывать на которого как на бойца Тарпищев вовсе не собирался. В таком составе российская команда стала аутсайдером матча, что, разумеется, не помешало ей готовиться к уик-энду с полной выкладкой.
Игроки прилетели в Чили в воскресенье, почти за неделю до матча. Тренерский штаб во главе с Тарпищевым обосновался на месте несколькими днями раньше. Поселились в расположенном в четверти часа езды от Ла-Серены гольф-клубе - единственном в округе месте тихом, спокойном и солидном. В Ла-Серену россияне выбираются потренироваться на корте стадиона, где в уик-энд будет сыгран матч. История и внешний вид стадиона - особый разговор.
В гольф-клубе тихо и спокойно. Из необходимых для подготовки к матчу атрибутов - несколько кортов, футбольное поле и, разумеется, полный гольф-комплект. Накануне в гольф теннисисты играли с упоением, победил имеющий солидный опыт Турсунов. Правда, не было Андреева и Сафина: главные действующие лица предстоящего матча тренировались больше остальных и на гольф не оставили сил. Зато в футбол (а россияне уже сыграли здесь два полноценных матча) Марат с Игорем рубились неистово, тогда как Турсунов на поле не выходил: не дай бог усугубить травму запястья. К тому же, по словам Тарпищева, Турсунов играет в европейский футбол как в американский, и особого смысла в его участии в футбольных матчах нет. Как, увы, нет смысла в его участии в главном событии недели. Рисковать здоровьем - это с Турсуновым уже было пару лет назад, когда он пробивался в АТР-туре невзирая на травму спины.
Ну а теперь, наконец, отвечу и на свой вопрос. Когда муниципалитет Ла-Серены договорился с Федерацией тенниса Чили о проведении матча исключительно в целях туристической рекламы города (вот она, проза момента), дело осталось за малым: построить стадион. Надо сказать, что в Винья-дель-Мар, если что, тоже пришлось бы заняться строительством, поскольку трибуны центрального корта там вмещают 4 тысячи зрителей, а для матча, которого с нетерпением ждет вся страна, это ничтожно мало. Так что в Ла-Серене решить задачу оказалось даже проще. Ничего надстраивать и хитроумно проектировать не стали: вышли в чисто поле и за неделю собрали десятитысячные трибуны наподобие строительных лесов. На верхнем ряду, признаться, страшновато: такое ощущение, что подуй ветерок - и конструкция улетит в Тихий океан. Но, говорят, конструкцию рассчитывали. «Не волнуйтесь, сеньор, - говорит, замечая мое недоумение, рабочий, - все надежно». И для убедительности демонстрирует четырехдюймовый гвоздь. Ряды коробок, которым вскоре предстоит стать ступенями, навевают печальные мысли, и я спускаюсь на корт, чтобы посмотреть, как Марат Сафин истязает тренировкой себя и своего личного тренера Александра Волкова. Истязания заключаются не только в том, что Сафин напряженно работает, задавая занятию сумасшедший ритм, но и в общении Марата с окружающим миром. Он реагирует на события тренировки почти так же экспансивно, как на события неудачного матча, однажды даже ломает ракетку, не забывая на чем свет стоит поносить чилийцев за слишком мягкое покрытие корта. Гонсалесу, стиль которого не назовешь грунтовым, такой вялый корт (а жесткий за неделю вообще никак не сделаешь) тоже не в радость, но чилийцы по поводу покрытия ничего не говорят, рассчитывая на любителя вязкого тенниса Николаса Массу и, конечно, на собственную публику, равной которой нет во всем мире.
Чилийцы, кстати, если выиграют в этот уик-энд, следующий матч (с победителем встречи Франция - Румыния) сыграют дома, больше того, в полуфинале тоже примут своего соперника, кто бы им ни оказался. Так что на нынешний сезон южноамериканцы рассчитывают особо. «Может быть, один из матчей провести на острове Пасхи?» - в шутку спрашиваю секретаря чилийской теннисной федерации. «Мы думали, - отвечает он не моргнув глазом. - Но там очень ветрено». Ну что ж, остров каменных истуканов в рекламе-то не нуждается. А для меня и Ла-Серена - та еще экзотика. Одни трибуны чего стоят!
Александр ШМУРНОВ, "Газета"