5 мин.

(Н)оле!

Оригинал

Автор: Пит Бодо

Любой спортсмен, стремящийся к тому, чтобы быть великим, должен сдать серию экзаменов, даже если иногда кажется, что эти экзамены - простая показуха. В этом теннис заметно отличается от многих других видов спорта, особенно командых. Никто не сомневается, что можно быть великим футболистом без участия в команде, выигравшей чемпионат мира по футболу.

Первым препятствием на пути к величию является триумф на турнире Большого Шлема. После этого, нужно стать первой ракеткой мира, покорить своих самых опасных противников (сложная задача, так как они необязательно лучшие или самые успешные в своем поколении), выиграть хотя бы один турнир Большого Шлема на каждом из трех покрытий, закончить год первой ракеткой, получить золотую медаль на Олимпийских Играх, собрать все титулы Большого Шлема, и так далее, необязательно в этом порядке.

Роджер Федерер и Рафаэль Надаль уже прошли большую часть этого пути; большинство препятствий уже повержены, несколько еще предстоит преодолеть. Новак Джокович быстро их догоняет, но он еще не сравнялся с ними. Это очень расстраивает горячих болельщиков Джоковича, потому что в их представлении, он уже сдал все экзамены, в основном, потому что он, ну просто потому что он Новак Джокович, и они сражены его игрой и личностью. Это нормально, многие болельщики Федерера и Надаля тоже таким образом опережали события.

Но сам Джокович знает, на чем ему нужно сконцентрироваться, и на данный момент это Ролан Гаррос, - задание, которое обещает быть теперь посложнее, когда замечательная волна абсолютно безупречной игры, которая придавала ему сил в первой половине 2011-го года, спала. Единственное место, где эта волна была остановлена был Открытый Чемпионат Франции, где его победил Федерер. Что это было - невезение, неудачное время, или карма, - непонятно. Так как мы все знаем о господстве Надаля на Ролан Гарросе.

Но у меня есть чувство, что, смотря вперед на главную часть сезона, еще более интересного в этом году благодаря Олимпийским Играм в Лондоне, Джокович вполне здраво представляет себе свое положение в карьерном плане. И в предстоящем грунтовом сезоне это сослужит ему хорошую службу, даже если он не сможет в точности повторить свои прошлогодние результаты.

"Я хочу начать хорошо," - сказал Джокович на прошлой неделе в Майами. "Я хочу начать сильно. Я хочу пройти в турнире далеко; и, знаете, предстоит много турниров. Понятное дело, Ролан Гаррос, Олимпийские Игры, Уимблдон, они - главные в моем списка приоритетов, но, тем не менее, я хочу хорошо выступить и на всех остальных турнирах."

Стоит запомнить замечание, начинающееся со слов "но, тем не менее", и иллюстрирующее внимание, которое Джокович уделяет шагам в своей карьере. Что бы ни случилось (включая то, что некоторым покажется или катастрофой или спасением, - проигрыш Надалю или Федереру на грунте), первая ракетка мира из Сербии не живет прошлым, и не чувствует давления соответствовать своим прошлогодним результатам. Кажется, он не обременен историей, личной или какой-либо другой.

Несколько раз на прошлой неделе, Джокович говорил, как ему надо было быть агрессивней в определенных моментах матчей на турнире в Майами. Как ему надо было "сделать больше", чтобы утвердить свой авторитет. Как ему надо было сделать ту или иную поправку. Выглядело это почти так, как будто он чувствовал, что ему надо придержать себя и найти способ победить, не тратя ту энергию, которая, может быть, будет ему нужна позже в этом году, энергию, которая питала его во время Открытого Чемпионата Австралии. Возможно, это психологическая энергия, типа той, которую он вкладывал в каждый матч в это время в прошлом году; пусть. Она может значит столько же, сколько и физические возможности.

Заслуживает внимания то, что Джокович выиграл этот турнир, не проиграв и сета в шести матчах, несмотря на все самоограничения. Кто знал, что этот бьющий себя в грудь шоумен и прирожденный пародист может быть таким зрелым и мудрым, рассуждая о природе своей работы? Например, послушайте его оценку состояния тура, когда его спросили о разнице между "большой четверкой" и остальными теннисистами.

"Нет никакой разницы между мной и остальными", сказал он. "Каждый новый турнир – шанс на титул для каждого игрока. Так я смотрю на это. Нет нужды много говорить о рейтинге. Мы играем на разных покрытиях, в разных погодных условиях. Что-то больше подходит одним, а что-то – другим. Скажем, на грунте традиционно наибольших успехов добиваются Надаль, испанские и южноамериканские игроки. Но вместе с тем, я считаю, что сейчас все теннисисты прибавляют в игре на разных покрытиях. Это очень затратно."

Великие игроки, особенно находящиеся в зените карьеры, не всегда так ясно и рационально рассуждают о своей миссии. И если принять во внимание здоровую дозу природной агрессии, игривость Джоковича, его желание выражать свои эмоции, и даже его культуру (вообще, сербы - люди со страстью), начинаешь понимать, что этот парень немного необычный, за что он заслуживает гораздо больше признания, чем обычно получает.

Ясность суждений и здравый рассудок Ноле, без сомнения, помогают ему как изо дня в день, так и в долгосрочной перспективе. Его самоконтроль не только помогает ему в работе, он заслуживает похвалы. Он преподносит себя также хорошо, как икона элегантности, Федерер, и как талисман искренности, Надаль. Когда я думаю о разных качествах, пытаясь найти подходящее для Джоковича, то, что приходит мне на ум, немного необычно: лидерство. Сложно использовать это качество в индивидуальном спорте, но триумф Сербии в Кубке Дэвиса в 2010-м году и влияние, которое Джокович оказал на своих соотечественников, Янко Типсаревича и Виктора Троицки, указывают именно на это.

Президентское отношение Джоковича явно чувствуется в его пресс-конференциях, на которых он не только ясно и интересно выражает свои мысли, но также откровенен и дружелюбен. Конечно, он уже давно гражданин мира. Но поразительно, как его знание английского становится все лучше и лучше (Недавно, он сказал "prevailed" об одном из своих матчей. Возможно, эта мера измерения кажется слишком этноцентричной, но для меня она значительна); также, он очень терпелив. 

Одна из самых узнаваемых черт великих лидеров, даже если они управляют только своей жизнью, - дисциплина, а мы знаем, насколько важна дисциплина в жизни Джоковича. Я думаю, что новая, еще развивающаяся, и, возможно, неосозноваемая им самим тенденция держать ритм - это тоже форма дисциплины. Он переходит от того, чтобы играть в выдающийся теннис, потому что он может, к тому, чтобы играть в выдающийся теннис, когда он хочет и когда ему это нужно. Любому игроку на крупном турнире нужно ощущение того, что у него в распоряжении есть дополнительные ресурсы.

После того, как Джокович выиграл Майми, один из журналистов спросил его, разрешит ли он себе "зайти в булочную" или будет строго придерживаться диеты?

Он ответил, "Нет, нет. Сейчас...", он сделал паузу, и, похоже, ему пришла в голову какая-то мысль. "То есть, я не знаю. Я не могу ничего гарантировать." Все засмеялись, и он добавил, "Но думаю, я заслужил свежую баранку."

Вполне уместно, что парень, так часто дарящий баранки другим, иногда ненадолго отступает от диеты, и сам съедает парочку.