7 мин.

Мир глазами Иво

Иво Карлович сочетает в себе гигантский рост, суровую внешность, небанальный юмор, тяжелую жизненную историю, и при этом умудряется создавать впечатление умного и приятного человека. К дню рождения единственного теннисиста, который геймы на приеме выигрывает при помощи эйсов, блог «С миру по Нитке» предлагает перевод биографической статьи Пола Макферсона из журнала DEUCE.

208-сантиметровый Иво Карлович – самый высокий теннисист АТР-тура. Но это еще не все – он сумел превратить общение в самой минималистичной из социальных сетей Twitter в целое искусство. Там он демонстрирует свой саркастический юмор, а порой и коротает самые горькие минуты своей жизни.

Иво Карлович фланирует по стадиону Cardines Field – домашней арене североамериканской студенческой бейсбольной команды Newport Gulls. Кажется, подачу там выполняет больше людей, чем сидит на трибунах. Неудивительно, что варианты можно увидеть самые разнообразные – сильные и слабые, высокие и низкие… и все они хороши.

Карлович выходит, чтобы любезно показать всем питчерам, как это делается. В синих джинсах и черной футболке он выглядит как человек на отдыхе. Совершенно спокойно он замахивается и выпускает пушечный снаряд, который с глухим стуком врезается в перчатку кэтчера. Горстка зрителей взрывается глухим ревом, когда Карлович уходит, поприветствовав их взмахом руки и скромно улыбнувшись, как бы сказав: «Неплохо вышло». 

Но разве можно было ожидать чего-то другого от Карловича? Человек с, наверное, самой точной подачей в мужском теннисе должен попадать в перчатку с 18 с половиной метров, верно? В конце концов, он карьеру построил при помощи мощных и острых уколов, которые обычно выливаются в двузначное количество эйсов – зачастую еще в первом сете.

Карлович, которого нежно называют «Доктор Иво» – в честь персонажа фильмов про Остина Пауэрса Доктора Зло (Доктор Ивэл) – вне корта тоже немногословен. Самый высокий человек в АТР-туре, @ivokarlovic за последний год раскрылся как один из самых интересных теннисистов в твиттере. Сложился целый культ холодного юмора и «самоанализа» Карловича. Просто оцените эти брильянты:

Первый день тренировок в Цинциннати. Какой-то дедушка спросил меня: «Ты кто?». Я ответил: «Никто». Он сказал: «А, ладно», – и ушел.

Какой-то парень на улице только что спросил меня, где можно купить травку!! Видимо, пора побриться.

Нельзя быть теннисистом не задевая никаких струн.

Я помню, как тренировался с Рафой на «Ролан Гаррос»-2005 и думал про себя: «Этот парень хорошо играет. Однажды он может дойти до четверть- или полуфинала». Я оказался прав.

#худшиефразычтобыподцепитьдевушку Пойдем, покажу тебе свою подачу

Карлович всю жизнь боролся с заиканием и наконец обрел легкость общения при помощи соцсетей. С 23 тысячами поклонников в «Твиттере» ему общаться не так страшно, как было с примерно сотней журналистов, собравшихся в пресс-центре после его победы в первом круге «Уимблдона»-2003 над действующим чемпионом Ллейтоном Хьюиттом.

Во время одного из многочисленных перелетов в прошлом году Карлович с интересом посмотрел фильм «Король говорит!» – историю борьбы короля Георга VI с заиканием.  Картина, выигравшая четыре статуэтки «Оскар», зацепила человека, который сам побывал на месте короля.

«Фильм не принес мне каких-то особенных эмоциональных переживаний, но он мне понравился, потому что в нем показана настоящая жизнь людей с этой проблемой. Фильм помогает тем, кто ничего об этом не знают, увидеть, какова на самом деле наша жизнь. Особенно молодые люди мало знают об этой проблеме. Я уже изучил лечебные техники, потому что сам ходил к логопеду. Но над этим надо работать каждый день. Нельзя решить эту проблему за один раз. Это как алкоголизм – полностью вылечиться нельзя. Надо постоянно об этом помнить».

Еще один фильм, очень близкий Карловичу, это «В погоне за счастьем» – биографическая драма 2006 года, основанная на скитаниях американца Криса Гарднера, который сначала был бездомным, а потом стал успешным брокером. Сильнее всего Иво задела сцена, в которой Гарднер (Уилл Смит) укрывается в туалете в метро вместе со своим маленьким сыном. Карлович, который очень редко рассказывал о том, что сам оказывался в подобной ситуации, запостил такое загадочное сообщение в твиттере в прошлом году:

Только что в первый раз посмотрел «В погоне за счастьем». Было ощущение дежа вю, когда увидел сцену в туалете в метро.

Когда Карловичу было чуть за 20, во Франции ему довелось провести невеселую зимнюю ночь на улице – во время серии «Фьючерсов» он не мог позволить себе гостиницу. И однажды за отсутствием лучших вариантов ему пришлось искать убежища в общественной уборной. «Я не помню, какой это был город – я провел много «Фьючерсов» подряд. Спонсор пообещал, что будет высылать мне деньги, потому что у меня их почти не было, но не прислал. Было холодно, у меня ничего с собой не было, так что мне пришлось около часа спать в туалете. Прямо как в сцене из фильма. В ту ночь я начал сомневаться, что теннис – это мое. Но я всегда верил, что однажды жизнь наладится».  

Заработанные за карьеру 4 миллиона долларов помогли четырехкратному победителю турниров АТР забыть о ночевках на улице. В августе 2008 он добился наивысшего для себя положения в рейтинге – 14 строчки. Это произошло вскоре после победы над тогдашней первой ракеткой мира Роджером Федерером в Цинциннати. И хотя игра Карлович на задней линии со временем заметно улучшилась, основой его успехов по-прежнему остается подача, ставшая грозой всех принимающих. В ней сочетаются три преимущества – самая высокая точка контакта ракетки с мячом, убийственная точность и грубая сила. Карловичу принадлежит самая сильная подача в мире (251 км/ч), и одно время он был держателем рекорда по количеству эйсов в матче (78) – но потом Джон Изнер и Николя Маю надругались над всеми рекордами по эйсам в легендарном первом круге «Уимблдона»-2010.

Так насколько хорошо Карлович подает? Он возглавляет список RICOH ATP MatchFacts по геймам, выигранным на подаче. За карьеру Карлович выиграл 91 процент геймов на подаче – больше, чем все первые ракетки мира, даже такие, как Сампрас, Федерер и Беккер, и больше, чем все мастера подачи, в том числе такие, как Роддик, Иванишевич и Крайчек. Оборотной стороной медали является место внизу списка по геймам, выигранным на приеме – всего 9%. 

Как сложно взять его подачу? Из 25 сетов, что Карлович провел против Федерера, больше половины (13) закончились тай-брейком. Марди Фиш в шести встречах с хорватом сделал всего пять брейков и выиграл у гиганта всего один матч. Неудивительно, что Фиш сам говорит – Карлович – это тот игрок, встрече с которым по разные стороны сетки он никогда не рад. «Он просто выбивает ракетку у тебя из рук. Ты крайне неуютно чувствуешь себя на корте, не можешь показать свою лучшую игру, а он еще и не дает ритм поймать».

В прошлом году Карловичу удалось заставить понервничать первую ракетка мира Рафаэля Надаля в четвертьфинале Индиан-Уэллса. Новый владелец турнира Ларри Эллисон с каждым розыгрышем третьего сета, приближавшегося к решающему тай-брейку, на глазах становился все бледнее и бледнее. Карловичу не хватило двух очков, чтобы на глазах у почти полного стадиона сотворить главную сенсацию турнира – он отыграл два матч-пойнта, но все же уступил 7:5, 1:6, 6:7. «Его подачу было невозможно принять, – сказал Надаль после матча, – На тай-брейке я очень нервничал».

Сезон-2012 станет для Карловича 13-м в туре, и он надеется набрать форму, показанную в 2010, когда в начале сезона он имел баланс 17-9, но затем был вынужден делать операцию на пятке. (Хирург удалил небольшой кучек кости, который впивался в ахиллово сухожилие. «Я полгода играл с болью», – сказал тогда Карлович). В прошлом году он впервые за шесть лет закончил сезон с отрицательный балансом (16-21).

Карловичу исполнится 33, но учитывая его физически малозатратный стиль – зачастую это розыгрыши в один удар – нет причин, по которым он не может поиграть еще два-три сезона. Карлович и поныне уверен, что из-за особенностей развития его игры, свойственных Хорватии, он поздно расцвел, и хочет выжать из себя как можно больше лет в туре.

Будучи подростком Иво был вынужден ждать до самого вечера, чтобы попасть на корт – и там он подавал часами, пока не становилось темно. В итоге его игра на задней линии получилась, мягко говоря, не такой хорошей, как подача. «Я неделями только подавал. Но, это длилось, наверное, всего год, когда мне было не с кем тренироваться. А так в основном я тренировался в клубе и играл с другими ребятами».

«Мне было 14-15 лет, и я ждал до вечера, чтобы корты освободились, тогда я доставал свои мячи и начинал подавать. Уже было темно, а я все подавал. Мне говорили: «Уже поздно, тебе пора уходить». А мне нравилось – когда мяча не видно, кажется, что он летит быстрее».

Больше никто не говорит Карловичу, что ему пора уходить – идет ли речь о пенсии или его деятельности в Интернете. Но когда время придет, он, быть может, найдет ответ на риторический вопрос, который задал в твиттере: «А можно отписаться от себя?»