10 мин.

Джокович рулит не только на корте, но и в теннисной политике. Его профсоюз стал серьезной организацией и успешно борется с ATP

Серб находит время на все.

Новак Джокович сейчас переживает, вероятно, самый продуктивный период в карьере. Начиная с «Уимблдона»-2018, он выиграл восемь «Больших шлемов» (из 12 проведенных и 20 своих) и добрался до двух своих главных целей – рекордов по титулам на ТБШ и неделям на первой строчке рейтинга. Более успешного четырехлетнего отрезка у серба еще не было. В 34 года он силен и доминирует как никогда.

Свое наследие Новак творит не только на корте. Созданная при его активном участии ассоциация игроков PTPA за последний год превратилась из аморфной структуры в организацию, способную влиять на то, как ATP принимает и реализует многолетние планы, в которых крутятся миллиарды долларов.

Давайте разбираться.

PTPA теперь руководит юрист из структуры НХЛ, а консультируют – миллиардеры и ярая фанатка Джоковича

PTPA появилась в самом конце лета-2020. Долгое время активной деятельности организация не вела, но были признаки того, что ATP ее опасается. Например, после создания PTPA руководство мужского тура приняло правило, запрещающее конфликты интересов в Совете игроков – главном представительном органе теннисистов в структуре ATP. Из-за этого Джокович и Вашек Поспишил, с которым серб создал PTPA, покинули свои посты в Совете и снялись с выборов в него, на которых их выдвинули коллеги.

О делах PTPA информации было очень мало, конкретики – еще меньше. Все в основном сводилось к тому, что ассоциация пытается объединить игроков. Например, Поспишил рассказывал об этом судье по ходу проигранного матча: «Вчера глава ATP полтора часа, #####, орал на меня на собрании игроков – за то, что я пытался объединить игроков. Полтора часа. Глава ATP. Мудак #####. Почему я вообще поддерживаю эту #####... Можешь меня дисквалифицировать. Буду рад подать в суд на организацию».

В общем складывалось впечатление, что дела идут не очень и организация рискует превратиться во что-то комическое. К тому же ее имиджу вредило то, что она была создана без участия представительниц женского тура.

2 июня 2021-го Джоковича спросили о ситуации с PTPA. Он ответил: «За последние месяцы у нас было много собраний. Мы общались с игроками из топ-500, из топ-150 парного рейтинга. Нас поддерживает примерно 80% мужской топ-500. Движение идет медленно, но идет. У нас есть предложения, есть успешные бизнесмены, которые нас поддерживают финансово и советами. Они помогают создать структуру и фундамент PTPA, которые помогут организации лучшим образом представлять интересы игроков».

В итоге уже 23 июня PTPA объявила о назначении нового руководства и консультационного совета. Теперь дела ассоциации ведут не игроки, а специалисты – юристы, представители бизнеса.

Исполнительным директором организации назначили юриста Адама Ларри, который с января 2006-го работает с ассоциацией игроков НХЛ. Телевизионный продюсер Керри Герлах Сесил стала директором по связям.

Кроме того, был создан консультационный совет, в который вошли:

  • финансист Балл Акман (состояние – 3 млрд долларов);

  • глава ассоциации тренеров НХЛ Майкл Хиршфилд;

  • создательница крупной энергетической компании Just Energy Group Ребекка Макдональд;

  • спортивный юрист Катарина Пиетлович;

  • канадский миллиардер Антон Раби.

Правда, вскоре и по репутации нового руководства прилетел небольшой удар – выяснилось, что Пиетлович еще в начале 2020-го в твиттере оскорбляла Роджера Федерера и призывала его преклониться перед настоящим королем (Джоковичем). Федерер PTPA не поддерживал с самого начала (сторонники организации считают это проявлением эгоизма и того, что он человек истеблишмента), и теперь трудно представить, что его позиция изменится.

Тем не менее привлечение профессионалов стало большим шагом, показывающим всю серьезность намерений новой организации.

Главной мишенью PTPA стал 30-летний план развития ATP – построенный на централизации и помощи богатейшим

2 июня Джокович говорил: «У нас были переговоры с ATP, но пока мы не наладили структуру и устав PTPA, нет смысла в них углубляться».

Структуру создали как раз вовремя, потому что уже 27 июня ATP должна была голосовать по вопросу принятия долгосрочной стратегии развития – так называемого 30-летнего плана, который должен вступить в силу с 2023-го. PTPA удалось добиться того, чтобы голосование отложили до конца года.

30-летний план на самом деле рассчитан на 31 год и строится на принципах централизации и trickle-down economics (экономики просачивающихся благ). Полностью он никогда не публиковался, но некоторые журналисты его видели и выкладывали выдержки.

Исходя из них, план предполагает:

• централизованно продавать медиа-права всех турниров ATP при помощи организации ATP Media – принадлежащей «Мастерсам» и ATP. Она уже сейчас продает права не только «Мастерсов» и итогового, но и многих турниров категории 500 и 250, выступая в качестве агента;

• централизованно продавать права на данные со всех турниров ATP при помощи недавно созданной организации Tennis Data Innovations. Она должна использовать эти права «на ставочных и неставочных рынках, а также права на стриминг на ставочных рынках». Предполагается, что при помощи такого механизма использования прав, прибыль можно увеличить в два раза за 3-5 лет;

• рост тура за счет крупнейших и богатейших турниров – «Мастерсов». Для этого предлагается продлить сроки их проведения – с недели до 11-12 дней – и увеличить сетки. В общем сделать все «Мастерсы» такими, как Индиан-Уэллс и Майами. «Болельщики хотят, чтобы топ-игроки чаще боролись друг с другом на крупнейших турнирах. Любой рост должен начинаться с вершины – поэтому стратегический план направлен на улучшение продукта класса «премиум», – объясняет ATP.

• дальше предполагается, что экономика тура вырастет за счет гигантов – доля их прибыли будет распределяться между игроками и более мелкими турнирами, блага будут просачиваться сверху вниз.

Причем все вышеперечисленное – это только первый этап плана. На втором предполагается проделать то же самое, но в рамках не только ATP, а всего тенниса в целом – WTA, ITF, «Больших шлемов». Короче, планируется, что при идеальном стечении обстоятельств теннис станет единым.

Сторонние советники – например, представители руководства Apple Music, Facebook и Amazon – план одобрили. А у ATP и WTA уже намечается совместное предприятие – в начале июня появилась информация, что инвестиционный фонд CVC Capital Partners готов вложить 600 млн в создание организации One Tennis, которая будет централизованные продавать медиа-права и данные с мужских и женских турниров.

Правда, журналисты со слов людей, знакомых с ситуацией, говорили, что турниры ATP на эту сделку, скорее всего, не пойдут – потому что они от нее только потеряют и деньги, и влияние.

Почему PTPA против 30-летнего плана? Потому что он тайный и турнироцентричный

Ассоциация игроков не выступает против плана в целом. Она выступала против срочного голосования – по двум причинам.

1. План создавался без участия игроков, и они его даже полностью не видели, а деятельности ATP в целом не хватает прозрачности. «ATP не хочет делиться деталями. Они заключают тайные сделки ради собственной выгоды. Но пришло время, чтобы игроки участвовали в процессе», – говорится в одном сообщении на сайте PTPA.

По поводу этой претензии выступил член истеблишмента ATP – глава Совета игроков Кевин Андерсон: «Некоторую информацию нельзя распространять среди всех теннисистов. В теннисе это так не работает в контексте конфиденциальной и личной информации».

2. Тур – это одновременно сотрудничество и противостояние игроков и турниров (борьба за условия, прибыли итд). План может быть хорош для турниров, но не очень понятно, как он отразится на игроках. «План должен быть справедливым для всех сторон, включая игроков. Нужен план, который ценит игроков и стремится обеспечить им справедливую оплату труда», – объяснял пресс-релиз PTPA.

Ассоциация не просто добилась переноса голосования, но и отправила ATP большой список поясняющих вопросов – на многие из которых получила «продуманные и полезные комментарии». Например, PTPA боялась, что в рамках консолидации прав ATP будет претендовать на биометрические данные и имиджевые права игроков. Их заверили, что это не так.

Но ответами на многие вопросы в PTPA остались недовольны. И в основном это касается распределения новых денег, которые должны появиться в туре из-за роста «Мастерсов».

План предполагает, что на протяжении всего срока его действия «Мастерсы» не смогут потерять свою категорию – то есть им гарантируют то, что они будут самыми мощными турнирами. В обмен на это они будут должны платить ежегодные взносы (которые будут каждый год расти) и каждый сезон увеличивать призовые фонды. Все эти деньги идут игрокам.

Кроме того, предполагается, что все «Мастерсы» будут проходить независимый финансовый аудит. А вся их прибыль делится пополам – половина остается организаторам, половина переходит в фонд для игроков.

На бумаге это выглядит здорово, но есть вопросы:

• PTPA не нравится, что защиту категории «Мастерсам» предоставят на такой длинный срок. Потому что за 30 лет могут появиться другие претенденты на их лицензии, которые будут богаче и смогут больше дать игрокам.

• PTPA не нравится, что фундаментальных изменений того, как будет оплачиваться труд игроков (особенно тех, кто ниже стоит в рейтинге), новый план якобы не предполагает. «Почему игроки должны ждать, пока суммы вырастут, чтобы создать равноправную и справедливую систему? Почему мы не можем создать такую систему сейчас и использовать ее по мере роста?»

• PTPA не нравится система распределения прибыли с «Мастерсов». Во-первых, делить будут чистую прибыль, а не доход – деньги, полученные до учета расходов. Они считают, что таким образом будут оплачивать проведение соревнований и траты на инфраструктуру – новые стадионы и так далее. При этом турниры не оплачивают инфраструктуру игроков – тренеров, физио, врачей, перелеты, питание и тому подобное.

• Во-вторых, делить будут прибыль не с каждого турнира отдельно, а со всех турниров категории. Ассоциация сама приводит пример: один турнир заработает 20 млн, другой – 12 млн, третий – понесет убытки 4 млн, четвертый – убытки 8 млн. Если бы делили прибыль с каждого турнира отдельно, игрокам бы досталось 16 млн. Но поскольку делят со всех – достанется только 10 млн.

У PTPA встает вопрос: «Почему игроки должны платить за плохо организованные турниры?»

• И ATP не ответила на еще один важный вопрос: «Какие дополнительные преимущества (страховка, пенсия) получат игроки?»

В целом главный посыл PTPA – это требование прозрачности со стороны ATP и турниров. И это требование в целом оправданное. Потому что без прозрачности, например, можно только гадать, почему «Мастерс» в Цинциннати в этом году пройдет при полных трибунах, но все равно снизил призовые по сравнению с 2020-м, когда стадион был пустой и выручка с билетов равнялась нулю.

***

ATP перенесла голосование по плану, но утверждает, что его необходимо принять до конца года – иначе просто не будет времени на организацию первых этапов его реализации. PTPA довольна: «У нас будет достаточно времени, чтобы выработать справедливую сделку для всех сторон – если они готовы вести диалог».

Будет интересно посмотреть, хватит ли PTPA влияния на то, чтобы изменить что-то в плане, а не только чуть-чуть перенести его принятие и задать любопытные вопросы.

В 2020-м Джокович стал лицом борьбы за права игроков – и это классно. Но его хорошие идеи подводит реализация

Подписывайтесь на наш инстаграм о теннисе

Фото: Gettyimages.ru/Julian Finney, AELTC/Joe Toth – Pool, Brendon Thorne, Matt King, Matthew Stockman; globallookpress.com/SMG