Павлюченкова – в финале «Ролан Гаррос»! Тактически и ментально переиграла соперницу, у которой пять пистолетов
«Урааааа».
Выступление Анастасии Павлюченковой на «Ролан Гаррос» – это просто сказка о ценности терпения и упертости. Достаточно сказать, что россиянка установила рекорд: стала первой теннисисткой, которая провела больше 50 «Больших шлемов» на пути к дебютному финалу. Сейчас она играет в основной сетке такого уровня 52-й раз.
Чтобы совершить прорыв, ей пришлось пережить кризис, вызванный ранними успехами и последовавшим осознанием того, что она уже не молодая и перспективная. Кризис, который даже привел к мыслям о завершении карьеры. Но вместо того, чтобы уйти, она решила наслаждаться теннисом (хотя раньше не верила, что это возможно).
В результате она, по собственным словам, вышла на идеальный коктейль ощущений и состояний: «Мне кажется, что физическая форма стала лучше. Поскольку я наслаждаюсь теннисом, я больше работаю. Когда ты много работаешь и получаешь от этой работы удовольствие, получается идеальная комбинация».
Подход к матчам с опытом тоже упростился: «Я просто беру конкретный матч и хочу его выиграть. Все. У меня есть тактика на конкретную соперницу, есть то, за счет чего я хочу ее обыграть».
Все это очень помогло ей в полуфинале против Тамары Зиданшек, который она выиграла со счетом 7:5, 6:3.
***
Перед матчем тренер Зиданшек так описывал игру словенки: «Все говорят про ее форхенд. И я согласен – это мощное оружие. Но вообще я считаю, что у нее есть пять пистолетов. Она может играть с форхенда, мы здорово улучшили бэкхенд, она может укорачивать, иногда выходит к сетке. Разнообразие подачи тоже стало лучше».
Павлюченкова отняла у нее все пять пистолетов.
1. Анастасия очень и очень старалась делать так, чтобы Зиданшек не играла с форхенда. Потому что до полуфинала словенка со своего действительно великолепного удара справа наколотила 109 виннерсов – больше, например, чем даже лидеры мужского турнира Циципас (97) и Надаль (86).
2. Если Павлюченкова и била Зиданшек под право, то стремилась делать это под хорошим углом – чтобы словенке приходилось двигаться вширь, а ее форхенд становился оборонительным или очень сложным.
3. Другими способом нейтрализации форхенда были глубокие удары через середину. В таких ситуациях Тамаре приходилось самой задавать угол своим форхендам – одновременно справляясь с тем, что из-за глубины у нее было меньше времени на замах. Часто из-за этого возникали ошибки. Например, в последнем гейме первого сета брейк-пойнт Павлюченкова заработала именно таким образом.
4. Но основной целью ударов Анастасии, конечно же, был бэкхенд Зиданшек. И да, слева словенка в целом играет хорошо, но Павлюченкова оказывала такое давление на эту сторону, что она с ним не справлялась.
5. Чтобы как-то вырваться из левого угла, Зиданшек часто пыталась переводить по линии – но ей не хватало стабильности, чтобы делать это регулярно. В некоторых ключевых ситуациях ее бэкхенды по линии встречались с тросом или оказывались за задней линией.
6. Еще она пыталась подключать дропшоты, о которых тоже говорил ее тренер. Но опять же – Павлюченкова так давила на бэкхенд, что укорачивала Тамара скорее от отчаяния, чем с какими-то конструктивными намерениями. В итоге она давала много ошибок или мягких мячей, с которых Анастасия могла забивать. Во втором сете Зиданшек, например, дважды проигрывала подачу, выполняя по ходу геймов плохие укороченные.
7. Поскольку Павлюченкова не давала Зиданшек стабильно атаковать с форхенда, ее игра у сетки не стала мощным фактором в этом матче. Словенка, хоть и реализовала 91% выходов вперед, добраться до сетки у нее получилось всего 10 раз. И как минимум одно очко у сетки она выиграла, когда Анастасия сама туда ее вытащила – и Тамаре очень-очень повезло.
8. С разнообразием подачи соперницы Павлюченкова тоже справилась – за счет того, что постоянно ее атаковала. Прием у россиянки работал так классно, что она стабильно прямо с него сажала Тамару в оборонительную позицию – а это, опять же, приводило к тому, что она не могла пробивать форхенды, ходить к сетке, толково укорачивать.
9. Пара слов о физической подготовке Анастасии, которая делает ее очень быстрой. А скорость приводит к трем вещам.
10. Во-первых, Павлюченкова может стабильно встречать мяч очень рано – и за счет этого лишать соперниц времени на атаки.
11. Во-вторых, Павлюченкова может продлевать розыгрыши и давать соперницам возможность лишний раз ошибиться. Против Зиданшек это срабатывало в важные моменты – например, когда Анастасия из обороны вытащила тяжелый мяч и бросила неудобную свечку. Зиданшек в итоге стрельнула смэш в сетку – а потом проиграла свою подачу.
12. В-третьих, конкретно в матче с Зиданшек это позволяло Павлюченковой за счет агрессии вырываться из тяжелых ситуаций, когда соперница все же получала возможность включить форхенд. Несколько раз Тамара начинала давить плотными кроссами справа, но Анастасия так быстро и эффективно работала ногами, что занимала хорошую позицию, в которой ей хватало мощи, чтобы на атаку отвечать вот так.
13. А еще Павлюченкова лучше справилась с давлением. Во втором сете, когда финишная черта становилась все ближе, она немного занервничала – и проигрывала свою подачу, ведя 2:0 и 4:2. В последнем случае она сделала две двойных ошибки. Но после этого Анастасия быстро перестраивалась и продолжала эффективно давить с приема, а Зиданшек не использовала шанс сравнять, а добавляла в игру странных ошибок.
14. А когда пришла пора подавать на крупнейший финал, к Павлюченовой вернулась ясность мышления – она снова начала атаковать бэкхенд соперницы и взяла гейм комфортно.
***
Благодаря этой победе Павлюченкова стала седьмой теннисисткой из России, дошедшей до финала одиночного «Шлема». После матча она оставила очень простое послание на камере.
Чтобы стать четвертой российской чемпионкой «Ролан Гаррос» – после Мыскиной, Кузнецовой и Шараповой, – ей нужно будет обыграть Барбору Крейчикову, с которой она в одиночке никогда раньше не встречалась.
Финал – в субботу.
Павлюченкова – супер! Рассказала про сумасшедших баб, вред ранних успехов и нелюбовь к Америке
Подписывайтесь на наш инстаграм о теннисе
Фото: REUTERS/SARAH MEYSSONNIER; globallookpress.com/Panoramic