5 мин.

Нью-Йорк, Нью-Йорк

Блог «С миру по Нитке» продолжает изучать биографию Роджера Федерера в изложении Рене Штауффера. На этот раз – великолепная победа на US Open-2004. связанные с ней рекорды, надежды и умение устоять на ногах даже под бременем славы.

Рене Штауффер «В поисках совершенства. История Роджера Федерера».

Пролог

Предисловие. Никто его не ждал

Из Кемптон-парка в Базель

Мальчик познает теннис

Экубленс. Тоска по дому

Лучший из юниоров

Новичок карабкается на вершину

Новый тренер, новые дороги

Олимпийские впечатления

По труду и рыбка

Переполох в сборной

Человек, который обыграл Сампраса

Таксист из Биля

Визит в Топ-10

Трагедия в Южной Африке

Восход в Китае

Кризис бесшлемья

Чудесное воскресенье

Корова победителю

Дотянуться до звезд

Техасские дуэли

Нежданный разрыв

Коронация с блеском

№1

Самсон возвращается

Нью-Йорк, Нью-Йорк

Победа Роджера Федерера на US Open-2004 пополнила книгу рекордов тенниса. Статистики и историки игры быстро выяснили, что он стал всего вторым мужчиной в Открытой Эре профессионального тенниса (с 1968 года), выигравшим два сета в финале турнира «Большого шлема» со счетом 6:0. Первым был аргентинец Гильермо Вилас, разгромивший американца Брайана Готфрида на «Ролан Гаррос»-1977 – 6:0, 6:3, 6:0. А на американском чемпионате в последний раз финал с двумя 6:0 был сыгран в 1884 – турнир тогда проводился всего в четвертый раз, да и сам теннис находился на этапе становления.

В Штатах счет 6:0 называют «баранкой», а «двойная баранка» считается самым разгромным результатом в том варианте, когда матч проигран со счетом 6:0, 6:0. В германоговорящих странах такие экзекуции называют «велосипедом». И хотя Ллейтону Хьюитту удалось довести второй сет финала до тай-брейка, он не смог уйти от позорной «двойной баранки» или «велосипеда». Австралийское информационное агентство ААР явно перегнуло палку, когда заявило, что поражение Хьюитта было «самым унизительным в истории финалов турниров «Большого шлема». Один из журналистов даже не постеснялся спросить у Хьюитта, не сложно ли было проглотить «двойную баранку».

Намного важнее с точки зрения истории было то, что Федерер, выигравший Australian Open, «Уимблдон» и US Open, стал всего лишь четвертым теннисистом в Открытой эре, завоевавшим минимум три «Шлема» за календарный год. Последним, кому покорялось такое достижение, был швед Матс Виландер в 1988, до него в 1974 Джимми Коннорс выиграл в Австралии, Британии и США, а еще раньше, в 1969, Род Лэйвер выиграл Большой Шлем. Первым все четыре турнира «Большого шлема» выиграл американец Дон Бадж в 1938. Сам термин «Большой Шлем» впервые ввела американская журналистка Эллисон Данциг, которая предположила, что Бадж собрал Большой Шлем побед – как удачливый игрок в бридж – на всех самых престижных турнирах года.

Лэйвер – левша, прозванной «Ракетой» – смог выиграть Большой Шлем даже два раза – в 1962 как любитель и в 1969 как профи. Однако во времена Лэйвера это достижение оценивалось по-другому и было не таким значительным, как сейчас, потому что три из четырех турниров проводились на траве – а сейчас все четыре проходят на разных покрытиях.

В женском теннисе Большой Шлем выигрывали три теннисистки – американка Морин Коннолли (1953), австралийка Маргарет Смит-Корт (1970) и Штеффи Граф (1988). Немка, которая после окончания теннисной карьеры вышла замуж за Андре Агасси, выиграла и Олимпиаду в Сеуле, завоевав так называемый «Золотой Шлем». Мартина Хингис в 1997, как и Федерер, выиграла Australian Open, «Уимблдон», и the US Open. В финале «Ролан Гаррос» она, к всеобщему удивлению, уступила Иве Майоли, и ей чуть-чуть не хватило для того, чтобы вступить в элитный клуб.

В Нью-Йорке Федерер в очередной раз доказал, что умеет прибавлять на решающих стадиях турниров. Он стал первым профессиональным теннисистом, выигравшим четыре «Шлема» в своих первых четырех финалах. Почти так же удивительно другое достижение – в восьми решающих матчах победных «Шлемов» (полуфиналах и финалах) он проиграл всего сет. Кстати, победа Федерера в решающем матче US Open стала 11 подряд для Федерера в финалах турниров. На финалы он умел настраиваться идеально – они были для него лучшей мотивацией. Подход простой – какой смысл во всех усилиях и победах, если проигрывать в финале? Победители остаются, проигравшие уходят.

Победа во Флашинг-Мидоуз превратила его в спортивную звезду на Бродвее. Американские журналисты воспевали его успехи, а некоторые даже начинали преждевременно задаваться вопросом, сможет ли он побить рекорд Пита Сампраса – 14 титулов «Большого шлема». 

Но Федерер и в часы величайшего триумфа оставался скромен и спокоен. «Если честно, я не ожидал, что смогу выиграть US Open. До прошлого год у меня всегда были проблемы в Штатах. На домашних турнирах американцы играют увереннее. Условия очень сложные из-за жары и высокой влажности».

Но он еще кое в чем признался: «Перед финалом у меня было странно ощущение, потому что все говорили о том, как давно никто не выигрывал первые четыре финала «Шлемов» в карьере. Я знал, что у меня будет только один шанс сделать это». Некоторые уже поговаривали, что Федерер может даже выиграть Большой Шлем, но Роджер не позволял мечтам о грядущем величии сбить себя с пути. «Я был бы очень рад, если бы смог выиграть хотя бы один из четырех турниров «Большого шлема» в следующем году, – сказал он через день после победы на US Open, общаясь с группой журналистов, – Я знаю, что надо много работать для каждого выигранного матча, для каждого титула. То, что со мной сейчас происходит, просто поразительно. Это что-то неземное».

Победа Федерера на US Open заметно увеличила его отрыв в рейтинге. Разрыв между ним и второй ракеткой мира Роддиком вырос с 1390 очков до 2990 – а это три победы на турнирах «Большого шлема». Никто до конца года не смог бы его догнать, даже если бы он проиграл все оставшиеся матчи. В последние четыре года судьба первой строчки решалась на итоговом турнире. Но 2004 стал необычным сезоном, и благодаря US Open вершина рейтинга на конец года была занята заранее.

Понедельник после US Open был тем днем, когда Федерер понял, что в американском медиа-пространстве время течет по-другому. Он переезжал на лимузине с одного телеканала на другой – в 7.45 утра шоу «Холодная пицца» на ESPN, потом в 8.30 «Утреннее шоу CBS», а в 9.30 «Live с Реджисом и Келли», после чего была фотосессия на Таймс-Сквер и встреча с журналистами печатных изданий в Hard Rock Café. В 2.30 дня он был гостем ток-шоу Джона Макинроя и, наконец, появился в «Шоу Чарли Роуза». И оба раза, когда он появлялся на телеэкране, ему пришлось показывать свое мастерство в пинг-понге. В США возможно многое, но только не постройка теннисного корта в телевизионной студии.