Что дальше
Все о ней и о ней – победительница итогового Петра Квитова нынче у всех на устах, и у Стивена Тиньора (Tennis.com) в том числе. В блоге «С миру по Нитке» его статья, в которой он ищет для Петры аналогов в прошлом, сравнивает ее с современницами, а главное, задается вопросом, кто она – новая большая звезда или очередная нестабильная звездочка.
«То, каким игрок возникает в нашем воображении при упоминании его имени, многое о нем говорит. Например, когда я вспоминаю Новака Джоковича, то воображаю, как он тянется за неберущимся мячом с бэкхенда. Мартину Навратилову представляю на всех парусах мчащейся к сетке. А Джона Макинроя вижу в момент подачи с гримасой усилия на лице.
В случае Петры Квитовой – для начала я стараюсь не думать о победном визге – или каком-то чешском слове? – который она производит после каждого выигранного розыгрыша. Я блокирую в памяти этот звук и вижу, как стоя на задней линии она наклоняется вперед, представляю ее широко раскрытые глаза и постоянно движущиеся ноги в момент, когда она нетерпеливо ждет подачи соперницы, чтобы заколотить мяч ей в глотку. Квитову сравнивали с Навратиловой, потому что она тоже левша и тоже чешка. Ее сравнивали с Линдсей Дэвенпорт из-за агрессии в каждом ударе. Но когда я вижу, как она готовится к приему, я вспоминаю Монику Селеш – еще одну левшу, ждавшую шанса заколотить очередной мяч.
Болельщики Квитовой наверняка хотели бы, чтобы 21-летняя чешка, победой в Стамбуле зацементировавшая за собой звание игрока года – официальное или неофициальное – была не такой беспокойной и нетерпеливой. Возможно, им хотелось бы, чтобы она не атаковала с первого мяча и не вкладывалась в каждый удар всей свой мощью. Наверное, это могло бы сделать ее матчи короче, потому что качество игры не скакало бы так безудержно и так часто. Но в этой стойке на приеме, в этой жажде забить мяч вся Квитова – пусть порой это не ведет ни к чему хорошему, но чаще все же ведет, а бывает, и вовсе приводит к идеальному результату.
Великие чемпионы – от Макинроя до Надаля – все перфекционисты, которые не любят ошибаться. Но пока что Квитова выигрывает за счет своего антиперфекционизма. Она жертвует стабильностью и построением розыгрышей ради голой мощи и рискованных ударов. Она знает, что с любого мало-мальски удобного мяча может пробить навылет и пытается это делать. И если вспомнить старый совет – «используй свои сильные стороны» – это, пожалуй, очень даже умный ход.
Потому что именно способность заколачивать мячи и отличает Квитову от соперниц – по крайней мере, тех, что добрались до итогового в Турции. Так почему же не использовать эту способность на полную катушку? Ее удары с отскока – это плоские разящие и проникающие уколы, а не безопасные, мягкие подкрутки. В будущем, если она найдет свой, более безопасный удар, который позволит ей играть терпеливо и выбирать момент для атаки, а не пользоваться первой представившейся возможностью, она может стать надежной первой ракеткой мира. Но если говорить о том, что есть сейчас – я никогда не видел великого игрока, у которого практически нет промежуточной игры, какой-нибудь нейтральной передачи,. Бывает, Квитова попадает каждым ударом, а потом что-то ломается, и она начинает мазать с каждого мяча. Так, в финале Стамбула против Виктории Азаренко она рванула с места в карьер и выиграла первые пять геймов. А следующие пять почти так же быстро проиграла. За невероятные удары Квитова расплачивается очень маленьким допуском на ошибку, и это отличает ее от Селеш в расцвете. То, что делает ее игру прекрасной, в то же самое время делает ее ужасной.
Но именно того, что делает Квитову прекрасной, не хватает ее сопернице – Азаренко. Я уже говорил о том, что, несмотря на то, как сильно Вика прибавила – и физически, и психологически – несмотря на то, как она проявляла характер, дважды отыгравшись по ходу финала итогового, ей не хватает того, что есть у большинства победителей «Шлемов» – способности выбить ракетку из рук соперника. Другими словами, способности сразу же выиграть очко – подачей, форхендом или чем-нибудь еще – а не рассчитывать на промах противника. У Азаренко есть мощь, особенно в ударе слева, но суть ее игры состоит в удержании мяча и планомерном переигрывании соперника при помощи отличной физической формы. И ей не хватает убийственного удара. По ходу первых двух партий Азаренко контролировала многие розыгрыши, но зачастую не могла поставить в них точку. Пока не возьмусь категорически утверждать, что она никогда не выиграет «Шлем», но сделать это ей будет очень сложно.
Начало третьей партии финального матча дает очень четкое представление о том, в чем разница между этими двумя теннисистками. В первом гейме у Азаренко было четыре брейк-пойнта – а Квитова только что проиграла сет, и на секундочку показалось, что победа от нее ускользает. Но она положилась на преимущество хорошей подачи и, что более важно, неотразимых ударов слева. В следующем гейме уже Азаренко пришлось отыгрывать брейк-пойнт. Как и Квитова, она решилась пробить с форхенда в открытый корт. Но в отличие от Квитовой, не попала. Чешка повела с брейком, который после уже не отдала.
Этим игрокам 21 и 22 года, они вторая и третья ракетки мира, и в отсутствии Серены Уильямс и Ким Клийстерс они доминируют в туре. Посмотрим, что будет, когда вернутся две статс-дамы предыдущего поколения, но пока что новое поколение на вершине. И хотя еще одна их сверстница Каролин Возняцки обеспечила себе первое место по итогам года, похоже, что турнир в Стамбуле стал тем местом, где Квитова, не проигравшая ни матча, обошла всех на вираже. Ее удары очень впечатляли, и у сетки она проявила невиданную ранее тонкость – как насчет бэкхенда навылет под острым углом, который она выполнила, поворачиваясь в другую сторону, в стиле Макинроя? Квитова пополняет свой список ударов такими, которые подвластны очень немногим – а может, и никому – из ее соперниц.
Но больше всего мне понравилось то, как она была настроена на борьбу с собственными провалами. В финале победу Квитвой принес не прием и не форхенд. Ее принес самый первый удар – подача. В важные моменты она выполняла выбивающую подачу, ответа на которую Азаренко так и не придумала – Квитова буквально выбивала ракетку из ее рук. Это была новая, более терпеливая и тактически подкованная версия Петры Квитовой.
Новая Мартина, новая Линдсей, новая Моника, новая первая ракетка? Новый удручающе нестабильный талант или новая настоящая чемпионка? После того, как Квитова заблистала в Стамбуле, после того, как мы увидели ее новообретенную тонкость и чемпионскую хватку, мне бы просто очень хотелось узнать, что будет с ней дальше – чем бы это в итоге ни оказалось».
Квитова скорее наоборот - выдающийся перфекционист, которая каждый удар хочет сделать идеальным. Не всегда получается, но она стремится к этому. И действительно, некоторые ее удары действительно тянут на идеальные.
И Квитова не жертвует построением розыгрыша. Наоборот она стремиться строить их сама и только сама. И в этом случае ей очень редко приходиться обороняться. А если все-таки обороняется, то лишь с желанием как можно быстрее перейти в атаку.
Квитова почти все удары бьёт изо всех сил. Азаренка тоже может пробить, но делает это значительно реже. Понятно, что виннеров у неё меньше, чем у Квитовой. Однако это вовсе не означает, что она вмазать не может.
Кроме того, количество виннеров зависит не только от силы удара игрока, но и ещё много от чего. Например, количество виннеров тем больше, чем лучше(!) противник играет в защите. Квитова в защите играет не очень, и это уменьшает количество виннеров у её противниц.
Далеко не факт. Даже исключив из рассмотрения подачу, один и тот же хиттер наколотит больше виннеров, находясь в хорошей форме, с одним и тем же противником. Иначе баланс сместится в сторону НО
Утверждение о большем количестве виннеров против хорошего защитника основывается на следующем. Хороший защитник чаще попадает в корт, доставая трудный мяч. не всегда удаётся вернуть его длинно, и тем самым создаются условия для виннера. Плохой защитник добегает до мяча, но в корт не попадает. Противник очко выиграл, но виннера у него нет.