5 мин.

Надаль напрасно жаловался. Посев мужского Уимблдона справедлив

Наступил десятый день английского турнира Большого Шлема. Две легенды мирового тенниса без проблем пересекли медиану на пути к титулу и остановились в одном матче от очной встречи. И до сих пор продолжаются споры, с какой стороны каждый из них должен был к ней подойти.

Несмотря на то, что по рейтингу Надаль является второй ракеткой мира, а Федерер - третьей, посеяли их наоборот. И, видимо, во избежание более жарких споров и обид, обоих отправили в нижнюю часть сетки, где, если не случится сенсаций, они сразятся за право играть в финале с Новаком Джоковичем.

Сам Рафаэль Надаль выразил недоумение в связи с этим обстоятельством. И ещё раз акцентировал внимание на своей сетке после победы над Жо-Вилфредом Тсонга в третьем круге. Дядя и бывший тренер Рафаэля высказался еще жёстче, назвав поведение организаторов неуважением к ATP-туру.

Рафа

Однако, так Уимблдон поступает с 2002 года и, на мой взгляд, у него есть на то причины.

Начну с наименее существенной. Ну камон, разве вы не знаете этих британцев? Они не делятся своими wild-card, хотя остальные три турнира большого шлема дают право французам, австралийцам и американцам на прямое попадание в основную сетку, тем самым поддерживая своих не только на домашнем турнире, но и на двух других Мейджорах. Они до сих пор разворачивают игрока любого статуса обратно в раздевалку, если он нарушил их неприкосновенный дресс-код. Может, давно не разворачивали, но это только потому, что никто не рискует отклоняться от правил. Они занудно блюдут, кто тут мисс, а кто миссис. Ракетки с их логотипа уже много лет больше похожи на бадминтонные, но их это не волнует. Странно, что не у них последних появилась задвигающаяся крыша. Но, уверена, это не от большого желания следовать трендам, а ввиду повышения вероятности уложиться в тайминг и снижения вероятности потерять часть дохода из-за капризов природы. В общем, неудивительно, что у них свой рейтинг, с травой и со снобами.

Будь это единственной причиной, я бы поддержала Тони Надаля во мнении, что виной всему типично английская заносчивость. Но есть ещё кое-что особое на этом турнире и очень существенное - это покрытие. Те, кто следят за теннисом не первый год, не дадут соврать, что травяной сезон и сезоном-то называть неловко. Три недели подготовки (а ранее, вообще две), которые начинаются, едва успел счастливый обладатель кубка победителя Ролан Гаррос сойти с подиума, плюс две недели самого Уимблдона. Но даже этими скудными возможностями потренироваться перед третьим в году Мейджором многие пренебрегают, предпочитая продлить более понятный и приятный для них грунтовый сезон.

За всё то время, что нахожусь в теннисном информационном поле, я всего лишь дважды слышала, чтобы кто-то из игроков высказывал особую любовь к травяному покрытию. Это были Мария Шарапова и Роджер Федерер.

Глобально выделяют два стиля игры в теннисе: атакующий и защитный. Две матёрых теннисных школы - американская и испанская - проповедуют эти стили в порядке их перечисления. Рафаэль Надаль является гордостью испанской школы и может послужить прототипом неубиваемого злодея для любого блокбастера. Никто в здравом уме не может себе позволить нанести завершающий удар и отвернуться, возвращаясь за заднюю линию. Потому что нельзя быть уверенным в том, что твой удар завершающий, пока мяч не коснулся корта второй раз. Да, Рафа за прошедшие годы отлично поработал над атакующими действиями, но всё же для его игры лучше всего подходят медленные корты.

Как ни странно, представители американской школы в большинстве своём тоже не в восторге от травы. Несмотря на то, что на таком покрытии самый высокий курс конвертации подач в эйсы, если сопернику всё-таки удаётся приём, приходится играть розыгрыш, полный быстрых и сложных отскоков (особенно к концу турнира, когда трава у задней линии начинает больше напоминать грунт). Классические "эйсеры", типа Иснера или Чилича, чаще всего из-за своего роста и комплекции уступают менее высоким коллегам в проворности и подвижности.

Значит, лучше всего травяное покрытие подойдёт тому, кто обладает отличной подачей, кошачьей реакцией и большим арсеналом ударов. То есть Роджеру.

Роджер

Итак, если грунт и хард испокон веков имеют существенное влияние на рейтинг АТР, то трава за свои пять недель в году - едва ли.

Единственный логичный способ формирования посева - это учесть историю выступлений на травяных кортах. А именно Федерер является действующим чемпионом турнира в Галле, который проводится непосредственно перед Уимблдоном. Если бы Ролан Гаррос в схожей ситуации поменял местами Роджера и Рафу в пользу последнего, я бы сочла это справедливым. Странно только, что такая практика применяется только для мужского турнира.

Повторюсь, зелёные корты настолько специфичны, что травяной теннис можно считать отдельным видом спорта. Вряд ли на турнире по хоккею на траве кто-то поставил бы большую сумму на чемпионов мира по хоккею классическому.

Чтобы не быть голословной, обращусь к цифрам. У Надаля 70 побед на траве за карьеру (с учётом вчерашнего дня), у Роджера - 184. Рафа играет в профессиональном туре с 2001 г, Роджер - с 1998 г. Вычисляем: у Надаля 3,78 травяных победы приходится на каждый год карьеры. Неплохо, учитывая, насколько мало турниров с этим покрытием и что у спортсменов бывают травмы и спады. Но у Федерера намного больше - 8,56.

Думаю, как бы ни сложился матч, результат полуфинала Федерер-Надаль, если он состоится, не может считаться аргументом за или против отступления от мирового рейтинга. Потому что тогда на всех турнирах обязан был бы побеждать первый сеяный, а такое происходит даже не в 50% случаев. Этим и прекрасен спорт, за то мы его и любим.