Американка из Москвы в детстве плела косы Курниковой, а теперь выиграла Australian Open
От редакции: текст впервые опубликован в июне-2019, но обновлен и актуализирован.
«Так как тебя называть: София или Соня?» – спросили американку Софию Кенин в эфире Tennis Channel прошлой весной. Она терпеливо объяснила, что в России, где она родилась, это одно имя: «Соня – это такое русское прозвище для Софии».
Уроженка Москвы Кенин в 2019-м провела в основном туре первый полный сезон (поэтому еще приходилось отвечать на базовые вопросы про имя), но шла к этому практически всю жизнь. Ее родители Александр и Елена иммигрировали во Флориду вскоре после ее рождения: «Чтобы я могла играть в теннис», – объясняет Соня сейчас.
«Родители говорят, что маленькой я всегда играла с мячами, а не Барби. Когда я оказалась на корте, все сразу увидели, что я не такая, как все», – рассказывает Кенин, начавшая играть в теннис в пять и вскоре попавшая к известному тренеру Рику Макки, работавшему с сестрами Уильямс, Шараповой и Роддиком. Уже тогда Александр Кенин создал для дочери личный сайт, где рассказывал о ее теннисном прогрессе (работает до сих пор, но летом упал из-за превышения пропускной способности).
«Она тогда была, по-моему, более знаменита, чем сейчас», – вспоминал Александр в прошлом году. Благодаря своему таланту и настойчивости отца Кенин быстро вошла в теннисные круги: в семь лет она стала звездой турнира в Майами, где выходила на корт с Ким Клийстерс, рассказывала тому же Tennis Channel, как принимать подачу Роддика, и плела косы Анне Курниковой.
В академии Макки, называвшего ее «самой устрашающей малюткой, что я видел», Кенин играла выставочные матчи с сестрами Уильямс, Тоддом Мартином и Джимом Курье, а уже в семь выиграла национальный турнир для 10-летних.
В 2007-м, когда Соне было восемь, журнал Профессиональной теннисной ассоциации США (USPTA) вышел с ней на обложке. Макки тогда говорил: «Для своего возраста она технически оснащена лучше кого-либо из игроков, которых я видел. В пять лет, когда я взял ее, она была еще очень сырая, но уже тогда была видна ее великолепная координация рук и глаз. Вне всяких сомнений, у нее есть потенциал стать одной из лучших теннисисток мира. Он проявляется в раннем возрасте как раз в таких качествах, которым невозможно научить».
***
Позднее Кенин работала с Ником Боллетьери и Робертом Лэнсдорпом, то есть шла по пути другой известной блондинки, переехавшей из России во Флориду, чтобы играть в теннис, – Марии Шараповой, которая была ее кумиром. На TennisForum у Кенин появилась персональная ветка, когда ей только исполнилось 11, – еще за пять лет до того, как в 2014-м она выиграла юниорский Кубок Федерации в составе сборной США и элитный Orange Bowl в одиночном разряде. В 2015-м Кенин, которую постоянно тренирует отец, выиграла wild card в основу US Open, который стал ее дебютом на уровне WTA. Там она проиграла в первом круге, но в турнире юниоров дошла до финала и позднее той осенью поднялась на второе место в юниорском рейтинге.
Сейчас Кенин вспоминает, что всегда хотела играть в теннис профессионально («Моя цель – стать №1», – сказала она не меньше трех раз в 9-минутном фичере WTA), но до 18 лет она сохраняла статус любителя, имея договоренность о теннисной стипендии с Университетом Майами. А потом в сентябре-2017 путь Софии пересекся с ее кумиром Шараповой. Это произошло в третьем круге US Open, и, хотя тогда Соня проиграла, этот результат (и 140 000 долларов призовых, которые она не могла забрать, будучи любителем) окончательно утвердил ее в выборе профессии. На первый круг, кстати, отец настраивал ее обещанием в случае победы сводить ее в Tiffany & Co.
С тех пор Кенин, надо думать, была в «Тиффани» не раз: она выиграла свой четвертый титул ITF и три первых – WTA, зашла в топ-15, выиграла восемь матчей против соперниц из топ-10, гордо дебютировала во взрослой сборной США, а еще в прошлом году в Акапулько разозлила Викторию Азаренко подсказками отца по ходу матча. «Я понимаю русский, и он подсказывает ей на каждом драном очке», – говорила тогда Азаренко, проигравшая матч 5:7 в решающем. Тренерские тайм-ауты Софии и Александра вообще стали отдельным жанром WTA благодаря смеси русского и английского, на котором они общаются.
Через год после судьбоносного US Open-2017 Кенин защитила там третий круг, в 2019-м освоила грунтовый «Шлем». В третий круг «Ролан Гаррос» она вышла после отказа другой молодой звезды Бьянки Андрееску, зато там не испугалась грозного взгляда Серены Уильямс и впервые вышла во вторую неделю «Шлема». Одержать самую большую победу карьеры Кенин помогло не только ее «умение диктовать игру форхендом и использовать силу ударов соперниц против них» (New York Times), но и эта вера в себя и собственную исключительность, которая отличает больших чемпионов еще до того, как они ими стали.
«Она сыграла просто невероятно», – сказала после матча Серена, до сих пор проигрывавшая младшим американкам на «Шлемах» только один раз (Слоун Стивенс на Australian Open-2013). «Я хотела показать, что Соня Кенин пришла», – объяснила свой настрой на матч победительница.
В четвертьфинале «Шлема» Кенин оказалась примерно полгода спустя, когда на Australian Open обыграла сенсацию Коко Гауфф. Сегодня она прошла дошла до конца и стала самой молодой чемпионкой Australian Open после Марии Шараповой в 2008-м. «Я хочу показать, кто я такая, показать свой лучший теннис, показать, что я здесь на своем месте», – сказала она на этой неделе. Миссия выполнена.
Подписывайтесь на лучший инстаграм про теннис прямо сейчас!
Фото: REUTERS/Issei Kato; sonyakenin.us; addvantageuspta.com; Gettyimages.ru/Clive Brunskill