Экскурс в систему отношений спортсмена и тренера
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/5a/81bd2deb04729a27f7c4e7b5521fb.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Чтобы в каждом посте не возвращаться к этому вопросу, а он неизбежно будет возникать, позволю себе небольшой экскурс в систему отношений спортсмена и тренера (которая с возрастом и успехами меняется). Оговорим сразу, что в зависимости от вида спорта, некоторые способы, методики и ожидания могут отличаться. Условно, а в нашем мире всё в некотором смысле условно, разделю отношения спортсмена и тренера на 3 этапа.
1 Этап – Знакомство и вовлечение в спорт:
Спортсмен (родители спортсмена) ожидает:
- что ему будет интересно в этом новом для него мире
- что на него будут обращать внимание
- что к нему будут справедливо (по его представлению) относиться
- что его научат делать то, что делают более взрослые спортсмены в группе или те, которых он где то видел (ТВ или инет)
- (что ребёнок под присмотром и не натворит чего нибудь)
- что к ребёнку будут хорошо относиться (по их представлению)
- что ребёнок, знакомясь с новыми людьми и условиями, лучше социализируется
- (что ребёнка приучат к дисциплине)
- (что ребёнку поправят здоровье)
- (что ребёнок занимается спортом и это возвышает их и его в глазах окружающих)
- (что, может быть, ребёнок добьётся спортивных успехов)
Тренер ожидает:
- Что родители приведут здорового ребёнка с азами воспитания и интересом к занятиям
- что родители будут поощрять занятия ребёнка спортом и сотрудничать (в крайнем случае не мешать).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/5d/6392a6afb44ffbad425be3fa165ab.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Как видите на этом этапе ожидания тренера мизерные по отношению к ожиданиям спортсмена и родителей.
Тренер получает относительно чистый «холст» (с некоторыми яркими мазками, как правило в неподходящих местах) из которого он должен создать шедевр! Причём «заказчики» иногда «малюют» на нём без разрешения и согласований... А путь предстоит неблизкий и непростой!
Разумеется тренер беседует с родителями, чтобы выяснить для себя степень его «испорченности» (не секрет, что многие родители приводят детей в спорт, чтобы его перевоспитали) и определить возможности его воспитания, как спортсмена и человека. Если родители воспринимают советы тренера, то успех почти гарантирован, но часто ребёнок попадает в жернова «чрезмерной родительской любви и обожания» с одной стороны, и требовательности к себе, как к «равному со всеми» с другой.
Честь и хвала родителям, которые воспитывают из своих детей настоящих людей, со своим мнением, характером, уважением к труду и порядочностью! Из них вырастают Великие спортсмены и они, как правило, остаются людьми! По мере выставления постов станет понятно, почему я это выделил.
А если родители ещё и помогают, то это просто счастье, хотя каждый тренер уже рад, если они не мешают. Встречалось мне всякое, даже бывало, что с родителями знакомился через пару лет только... Бывало и такое, что они "присутствовали" почти на всех тренировках. Допустимое присутствие родителей - для меня это значит, что дети не видят родителей и не отвлекаются на них!
Спортсмену предстоит просто внимательно смотреть, слушать, чувствовать и повторять всё, что говорит и показывает тренер, стараться выполнять точно так, как учат! Почему именно «смотреть, слушать, чувствовать и повторять» станет ясно из того, что предстоит тренеру))) (это только один очень маленький пример из всего объема знаний и опыта тренера, который необходим для того, чтобы спортсмен мог добиться спортивных успехов)
Что же такого предстоит знать и уметь тренеру, для достижения той же самой цели, что привести в посте получится только один малюсенький пример? (всё вместе не уместится даже в одной книге, потребуется несколько томов). И почему работа тренера с маленькими начинающими спортсменами является самой тяжёлой и неблагодарной? Итак пример:
Представьте себе, что перед Вами сидит человек, но Вы не знаете какие из органов чувств у него в порядке: слышит, видит или осязает он (обоняние и вкус я не учитываю, поскольку они имеют лишь косвенное влияние на спортивные результаты). Ваша же задача донести до него установку и цель какого-нибудь сложно-координационного физического упражнения.
А теперь представьте, что перед Вами 30 таких... у которых разные органы чувств «работают» в разного вида сочетаниях и надо за час эту разношёрстную группу чему-то научить. При этом учесть особенности каждого (не только характера, физиологии, кондиций, антропометрических особенностей но и разной длительности восприятия) и не забыть об оправдании ожиданий ребёнка и родителей...
Для максимальной эффективности (иногда просто для возможности) усвоения надо определить у каждого ребёнка какой тип восприятия и запоминания у него основной (или каким способом восприятия и запоминания его возможно научить чему то новому эффективнее всего).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/f3/396edded34f6aa203358e29bd008a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Отметим при этом некоторые особенности детского восприятия. Обычные дети дошкольного возраста не способны к сложным логическим построениям. Их уровень мышления так и называется – дологический. Они воспринимают только конкретику. Если вы хотите, чтобы восприятие маленького ребенка было четким, т. е. чтобы он запомнил все детали, объем предлагаемой ему информации должен быть очень небольшим. Ребенок запоминает информацию образно, поэтому она должна быть представлена ему в удобном для этого виде. В каком именно, зависит от способа восприятия конкретного ребенка (и родители далеко не всегда вам в этом помогут, поскольку не вникают в эту тему глубоко и больше пытаются учить ребёнка чему-либо тем способом, который им привычнее или в лучшем случае интуитивно). Этот способ (точнее сочетание наиболее оптимальных способов) можно установить путем наблюдения или специальным тестированием для выявления модальности.
По способу восприятия и запоминания люди – в том числе и маленькие дети, у которых это особенно сильно выражено – делятся на так называемых визуалов, воспринимающих в основном зрительно, запоминающих зрительный образ; аудиалов, воспринимающих в основном со слов, запоминающих речевой образ, и кинестетиков, воспринимающих в основном через движение, мышечную память. Но и здесь так же, как и в определении типа характера, редко встречается абсолютно выраженный способ – чаще надо выбирать сочетание из наиболее выраженных.
Если ещё учесть, что на каждую тренировку каждый ребёнок приходит с разным настроением, то складывается картина непростой задачи, стоящей перед тренером на протяжении 4-6 лет с учётом отсеивания и появления новых спортсменов, взаимоотношений между ними, конкуренции, зависти и конфликтов. Добавим сюда травмы (процентов 75 из которых происходит за пределами тренировок) и особенности восстановления каждого спортсмена после них... Весь этот набор особенностей и требует от тренера качеств, наличие которых невозможно в человеке, не готовом посвятить себя спорту...
2 Этап – Становление Спортсмена:
Спортсмен (родители спортсмена) ожидает:
- что он периодически будет добиваться успехов в соревнованиях среди сверстников и у него есть шанс достигнуть мастерства и стать лучше всех (ну или быть как кто-то - кумиров тоже ещё никто не отменял)
- справедливого и ровного отношения ко всем спортсменам в группе
- понимания его состояния (особенно в переходном возрасте)
- что тренер знает выход из любой ситуации
- что тренер учитывает его отличительные качества, старательность и особенности характера
Тренер ожидает:
- готовность к тренировкам
- самоотдачу на соревнованиях
- вникание в суть тренировочных процессов
- вникания в правила соревнований и их соблюдение
Процесс создания спортсмена непрост и длителен. Поскольку любой тренер - это педагог прежде всего и миновать сей процесс для достижения успехов в спорте просто невозможно, то становится понятно насколько непростая это профессия. И насколько неблагодарная, хотя... встречаясь со своими «выпускниками» сейчас и видя как они растят своих детей, активными и подвижными, ответственными и разумно самостоятельными – внутренняя гордость не покидает...
Этап становления характерен очень высоким уровнем доверия спортсмена и тренера, что позволяет расти и развиваться обоим. У спортсмена начинается процесс осмысленного ПОНИМАНИЯ сути его деятельности, факторов и взаимосвязей влияющих на его результаты. Так же, как и обычные дети, спортсмены осваивают знания школьной или университетской программы, хотя зачастую им приходится большую часть изучать самостоятельно, что, вкупе с образом жизни и деятельности (решения во время соревнований спортсмен принимает самостоятельно), приводит к значительно ранней самостоятельности, по сравнению со сверстниками. Расхожее мнение или предрассудок, что спортсмены несколько глупы и ограничены, не имеет под собой какого бы то ни было обоснования, поскольку кандидатов наук и профессоров среди них не меньше, чем среди обычных людей.
А поскольку большинство из них изучает особенности анатомии и физиологии раньше, чем в школьной программе, то на уроках анатомии им обычно скучно. Тренер постепенно передаёт необходимые знания спортсмену и привлекает его к творческому взаимодействию путём самоконтроля за своим организмом, анализа состояния, способности к концентрации в различных условиях (поэтому большинство спортсменов в возрасте 11-15 лет самостоятельно и вполне осознанно проводят разминку в зависимости от условий и своего состояния, понимая протекающие в организме процессы и коррегируя их). Я зачастую поручал отдельным опытным спортсменам проводить часть тренировки с целью определения уровня их навыков в контроле и концентрации, что давло им возможность оценивать процесс тренировки со стороны и дополнительный стимул в области доверия и ответственности.
3 Этап – Мастерство:
Спортсмен (родители спортсмена) ожидает:
- что он добъётся максимальных своих результатов
- что тренер способен вывести его на этот максимум
Тренер ожидает что спортсмен:
- полностью сконцентрирован на поставленную цель
- полностью выполняет весь совместно с ним разработанный план подготовки
- делится с ним своим физическим и ментальным состоянием
- будет внимать его советам после наивысшего успеха или неудачи
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/25/1b1524c684768b1cfddb5d1a9a1ac.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Никто не отменял испытания спортсменов с помощью «огня, воды и медных труб» и, если адский труд двухразовых ежедневных тренировок и лишения обычных радостей нормальных людей они переносят на протяжении многих лет довольно-таки успешно, то испытание славой преодолевают далеко не все... И здесь даже небольшое рассогласование с родителями приводит к печальному результату.
Обратный эффект, то есть неожиданный проигрыш самого важного старта в жизни, также зачастую приводит к печальным последствиям. Научить спортсмена в одиночку (без помощи родителей) не искать виноватых, а искать причину проигрыша в своих ошибках не удаётся почти что ни одному тренеру.
Естественно, что тренер пытается научить спортсмена правильно реагировать как на победы, так и на поражения, но тут даже несколько фраз «друзей-доброжелателей» или родителей могут разрушить в одночасье этот многолетний труд.
Если Вам показалось что тренер, глубоко изучая психологию, способен и должен уметь ментально настраивать спортсмена, то Вы заблуждаетесь, поскольку есть как минимум две причины, почему это редко удаётся:
1. поскольку мировое сообщество учёных, имеющих отношение к психологии, ещё сами не пришли к общему знаменателю относительно этих процессов (в отличии от процессов физиологических, где всё расписано в деталях), то каково приходится тренеру выбирать из всех этих «течений, направлений, предположений и т.д.» (я бы некоторые даже назвал «сектами») правильное?!
2. Тренер не проводит 24 часа в сутки со спортсменом и не может знать, что произошло с ним за то время, пока они не виделись (и хоть многие тренеры тратят уйму времени на то, чтобы научить детей правильно реагировать и вести себя вне спортивной жизни, удаётся это не всегда, тем более в наш век соцсетей, когда выбить спортсмена морально из равновесия может просто комментарий – в силу чего тренеры пытаются оградить своих подопечных от внешнего влияния задолго перед стартом)
Очень важно не забывать, что как тренер, так и спортсмен довольно-таки бесправные люди, так как связаны по рукам и ногам договорами с клубами и федерациями, которые во многом регламентируют их действия и без которых они не могут принимать участия в соревнованиях.
В последующих постах мы увидим, как решали эти проблемы разные тренеры!
С уважением
Виктор
Принципиально это такая же зависимомть, как и у нормальных людей, от школы, института, работодателя, законов и правил. Только у спортсмена очень короткая спортивная жизнь, в силу постоянных предельных нагрузок, ведь его "рабочий инструмент" - это его собственное тело и оно в таком режиме очень быстро изнашивается... Не выполняя требований тренера спортмену не достигнуть вершин и, уж тем более, не удержаться наверху, но тренеры стараются, на правильно указанных Вами этапах, переходить на отношения старшего друга, давая советы, а не приказы (в силу причин характера не все тренеры могут поменять свой стиль руководства процессом).
Думаю, что в следующих постах Вы будете шокированы, когда узнаете, что приходится пережить помимо непосредственного процесса тренировок тренерам (да и спортсменам тоже), хотя на примере Маши мы кое-что уже прочувствовали...
Без железной дисциплины в спорте вообще "ловить нечего" (мы с Денни как то обсуждали эту тему), но большинство спортсменов-профессионалов её вырабатывают сами и умеют держать себя в руках...
Буду молиться всем богам : )) Как же я соскучилась по Маше!!!
Для принятия решения о перспективах стать профи этого будет явно недостаточно...
Хотя может немного и помочь...
Что касается травм, то на днях я пост закончу и посмотрим на особенности восстановления после них.
Спонсорам важнее, чтобы она на их ролики снималась, так что в этой области скрывать что то не имеет смысла.
Пробы в России она не сдавала, поскольку не играла - так что это фантазии...
Ну а основательность подготовки лежит обоснована целью - думаю что цель Олимпийская)))