6 мин.

О Тренерах

Пока у Маши «межсезонье», в соревновательном смысле, а продолжение «Победы над травмами» требует ещё некоторых консультаций специалистов (но они люди занятые), решил предложить читателям очень непростую тему о тренерах.

Непростую и для меня, поскольку прочувствовал эту работу в течении многих лет на своей шкуре... Сказать, что это нелёгкая работа – это ничего не сказать (только для тех тренеров, конечно, которые относятся к ней с душой и речь в моих постах пойдёт только о них, ТРЕНЕРАХ с большой буквы). На практике это означает ЖИТЬ СПОРТОМ, что очень даже непросто, поскольку своя семья всегда остаётся обделённой. Тут нет нормированного рабочего дня, выходных, праздников и т.д.

Что же тогда толкает людей заниматься такой деятельностью? Главной причиной всегда останется любовь к спорту (ну или конкретно к виду спорта, которым будучи ещё спортсменом занимался), а всех сопутствующих не перечислить. Спорт настолько пронзён коммерцией, что к главной причине неумолимо стремится зарабатывание денег и это не может не печалить. Это не ностальгия по старым добрым временам, когда тренеры больше отдавали, чем получали - это страх за будущих спортсменов...

Первое что поражает, если пытаешься проанализировать и хоть как-нибудь классиицировать тренеров, парадоксальность во всех направлениях:

- Великие спортсмены крайне редко становятся Великими тренерами (но заметно чаще хорошими консультантами). Моё мнение, что хороший тренер только тот, воспитанники которого намного превзошли его спортивные достижения.

- также редко Тренеры-родители могут добиться наивысших результатов со своим чадом

- желая своим чадам добра и успехов, родители, тем не менее мешают им, вмешиваясь в тренировочный процесс нанятого тренера (но редко признаются в этом)

- высших достижений в командных (игровых) видах спорта добивались как «орущие», так и «спокойные» тренеры

- наибольших успехов, в основном, добились спортсмены под руководством одного тренера (или двух, но с первым добивались больших успехов), который воспитывал его с самого начала; в командных видах спорта - подряд под руководством одного тренера (не анализировал «богатые» клубы, поскольку там скупаются лучшие игроки и объективность отсутствует - об этом отдельный пост могу написать, материала достаточно)

Единственное, что объединяет всех тренеров, это требование к дисциплине и ответственному отношению к тренировкам, но даже в этом вопросе методы достижения этих важнейших условий разнятся кардинально.

Не буду углубляться, так как полагаю что каждый из читателей может привести в пример ещё пару парадоксов...

Если тема реально интересна, то серию постов о тренерах могу выставить.

Речь пойдёт как об очень известных тренерах (и не только теннисных), так и о тех, чью имена немногим знакомы (в отличии от их воспитанников).

Для примера, кто смог сразу вспомнить имена этих тренеров?

 И, хотя Великих Тренеров очень много, тех, о которых мне хотелось бы поделиться мыслями, немного - менее 10.

Можете попытаться прикинуть о ком же пойдёт речь в следующих постах)))

Нашёл в инете замечательное обращение к родителям и спортсменам:

Тандем тренера и родителей 

Вам может не понравиться это утверждение, но тренировочный процесс вращается вовсе не вокруг спортсмена, а вокруг тренера.

Так же, как съёмочный процесс — вокруг режиссёра, а не актёра.

Спортивный результат — тренерский проект.

Результат спортсмена будет всегда выше результата, которого когда-то достиг его тренер, — это арифметическая логика прогресса.

И если спортсмен хочет достичь этой цели, у тренера должен быть полный карт-бланш и от самого спортсмена, и тем более от его родителей.

Мало кто осознаёт, что тренер — не просто дипломированный специалист.

Хороший тренер обладает набором уникальных опций, которые недоступны ни родителям спортсмена, ни тем более самому спортсмену.

ДОВЕРИЕ К ТРЕНЕРУ СТОИТ ДОРОЖЕ, ЧЕМ ДОВЕРИЕ К РОДИТЕЛЯМ.

Тренер, в отличие от родителей, не обладает врождённой монополией на доверие ребёнка и тем более на его любовь. Он обязан найти пути к тому, чтобы воспитать доверие к себе с отметки «0» до отметки «100».

Это компетенция, недоступная почти никому из родителей по определению: им никогда не приходилось проходить путь длиной в 100 пунктов. Максимальное достижение, доступное родителям, — не скатиться к движению в противоположном направлении.

ТРЕНЕР ЗНАЕТ, КАК ДОБИТЬСЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Не нужно рассказывать тренеру о пределах необходимой жёсткости. Тренер отдаёт себе отчёт, где границы эффективного давления на спортсмена и что значит дисциплина, в том числе для безопасности вашего драгоценного ребёнка. Не надо ему мешать устанавливать границы дозволенного.

ТОЛЬКО ТРЕНЕР ОСОЗНАЁТ ГРАНИЦЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПОРТСМЕНА

«Вы требуете слишком многого!»

Да ладно? Когда вы научились определять границы возможного? Тренер ежедневно наблюдает и тестирует эти границы, он их расширяет, держит их под контролем. Родители в осознании этих границ всегда отстают — они ориентируются на последнее, что видели своими глазами, оперативные данные о прогрессирующей работоспособности спортсмена им недоступны. Спортсмену всегда кажется, что требования тренера — за пределами этих границ: его организм ежедневно доводится до глубокого утомления — состояния, когда новый установленный тренером барьер на уровне ощущений воспринимается как непреодолимый. Только у тренера есть инструменты, которые позволяют получить объективные данные и дать достоверный ответ на вопрос: что спортсмен может сегодня и что он сможет завтра, если будет следовать установленному плану.

ТРЕНЕРУ ИЗВЕСТНЫ ВСЕ «ПОДВОДНЫЕ КАМНИ»

Ни родители, ни спортсмены понятия не имеют о скрытых течениях, связанных с конкретным видом спорта. Традиции, новые разработки, тренды, тонкости отношений и негласные правила, опасности неспортивной борьбы, психологические атаки и другие неочевидные сбивающие факторы — тёмный лес, пройти сквозь который без потерь поможет только один человек — тренер, который однажды уже проделал этот путь.

ТРЕНЕР ЗНАЕТ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ СПОРТСМЕН

Через всё, что проходит спортсмен, тренер прошёл намного раньше. Он понимает, что чувствует спортсмен — все его физические ощущения и психологические переживания. Но, в отличие от спортсмена, у него было время проанализировать эти ощущения и узнать, к чему они ведут. И потому тренер принимает решения, опираясь не на субъективные ощущения спортсмена, а на анализ, многократно проверенный на других спортсменах. Не спортсмен или родители — только тренер точно знает, что означают эти ощущения и как с ними поступать.

ТОЛЬКО ТРЕНЕР ЗНАЕТ, КАКИЕ БАРЬЕРЫ ОЖИДАЮТ СПОРТСМЕНА НА ПУТИ К ПЬЕДЕСТАЛУ

Тренер точно знает, зачем. Правда, некоторым родителям не всегда удаётся это объяснить. Тренеру намного ходов вперёд известны все объективные проблемы, с которыми столкнётся спортсмен: физические изменения тела, связанные с взрослением, и ломка техники, психологические заморочки переходного возраста и то, как они отразятся на отношении к тренировкам, проблемы с совмещением графиков учёбы и спорта, «волны» роста и падения мотивации, предвзятость судейства, травмы и неверие в себя, давление «первого номера» и апатия «аутсайдера». Тренер знает: этого не миновать. Но также он знает и то, что нужно предпринять на дальних подступах, чтобы эти факторы не оказались для спортсмена фатальными.

Позвольте тренеру сделать это, даже если не способны понять, зачем.

ТРЕНЕР УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ПРОГНОЗЫ

Не гадать или выдавать желаемое за действительное («Мой ребёнок — будущий чемпион!»), а — строить траекторию, учитывающую множество недоступных родителю данных. Как правило, тренеру совершенно ясен потенциал конкретного спортсмена, даже если этот потенциал скрыт от глаз родителей.

Вот неполный перечень самых очевидных причин, которые приводят к единственному логичному выводу:

НЕ НАДО СПОРИТЬ С ТРЕНЕРОМ.

С Уважением

Виктор