6 мин.

Джокович провалил американские «Мастерсы». Что это значит?

Он показал, как тяжело быть великим.

Сейчас Новак Джокович – первая ракетка мира и действующий победитель трех последних турниров «Большого шлема». На Australian Open он набрал нечеловеческую форму и показывал, возможно, самый впечатляющий теннис последнего десятилетия: безошибочно бил в 50-сантиметровую полосу перед линиями и за счет этой глубины и стабильности атаковал и лишал соперников времени на построение собственной игры. Пиком стал финал против Рафаэля Надаля, в котором серб просто уничтожил своего главного соперника, по ходу турнира тоже казавшегося почти неуязвимым.

Но «Мастерсы» в Индиан-Уэллс и Майами Новак провалил. Уже третий сезон подряд он ни на одном не дошел до четвертьфинала. В нем было невозможно узнать человека, который доминировал на Australian Open.

***

В Австралии Джокович рассказывал: «Каждый профессиональный спортсмен хочет поймать состояние, когда все получается без усилий, и ты автоматически исполняешь все, к чему стремился. Наверное, тобою движет какая-то сила, и ты чувствуешь себя божеством».

В решающих матчах турнира было очевидно, что он пребывал как раз в таком состоянии. Да и вообще за годы его доминирования стало привычно, что он играет так, как нормальные люди не могут. Например, в комментариях к посту про его поражение в Дохе пользователь getsby отметил: «Почему-то все решили, что Джокович – персонаж компьютерной игры, который если и может проиграть, то только самому себе». На что ему резонно заметили: «Потому что так и есть. Вернее, было».

И действительно. Если для оценки качества игры взять 100-балльную шкалу, то в теннисе обычно побеждает тот, кто может дольше и стабильнее демонстрировать на ней более высокие показатели. Джокович добился величия, научившись почти постоянно играть на 95, а в ключевые моменты выходить на все 100. В итоге он превратил физически невозможные удары в данность, и на самом деле казалось, что он играет как на приставке.

В Индиан-Уэллс и Майами Джокович был удивительно похож на обычного человека. В матче с Кольшрайбером он играл где-то на 60 из 100. Против Батиста-Агута Новак очень мощно начал, но потом просто устал, и его уровень резко снизился. В Индиан-Уэллс, кстати, он тоже физически просел в конце матча, но поскольку изначально играл так себе, это было не так заметно.

***

Кроме того, в игровом плане у Джоковича не получалось стабильно без каких-либо усилий исполнять все, к чему он стремился. Два момента матча с Баутиста-Агутом довольно четко это показывают.

Это пример привычного блеска. Новак втянул испанца в корт, но получил очень достойный глубокий ответ. Тем не менее, он прочитал ситуацию, был на мяче и идеально исполнил единственный возможный в такой ситуации ответ: короткий обводящий кросс. Если бы Джокович сыграл чуть менее косо, РБА накрыл бы мяч у сетки. Если бы чуть более косо, то попал бы в аут. Подобная ясность мышления и точность реализации и принесли Новаку его 15 «Больших шлемов».

Но через несколько геймов в такой же ситуации что-то пошло не так.

Новак снова втянул испанца в корт, снова получил такой же глубокий резак в ответ, но на этот раз не смог его нормально отыграть. Почему? Джокович не предугадал ответ Роберто, и после укороченного сделал два шага в корт. В итоге ему пришлось вытаскивать мяч из-за спины. Естественно, направление придать не удалось, и РБА забил смэш. Умение оказываться именно там, где будет мяч, в этот раз Новака подвело.

Неудачи серба на американских «Мастерсах» вообще показывают, насколько сложно великим игрокам быть великими. Если смотреть матчи даже ребят из топ-20, там регулярно можно найти кучу мелких ошибок: где-то не дошел полшага до сетки, где-то забежал под форхенд, но сыграл на полметра ближе к середине и открыл угол, и так далее.

Очень важная ошибка Джоковича, которая, возможно, стоила ему победы в матче с РБА. Он чуть-чуть не дошел до резака и в итоге выполнял неловкий форхенд. Обратите внимание, как техника рассыпалась после удара – у Джоковича такое вообще встречается относительно часто, когда в игре возникают какие-то проблемы.

Видеть такое в исполнении Джоковича, Федерера или Надаля очень необычно, но стоит им оказаться чуть-чуть не в форме, и такой брак тоже появляется, какие-то мелочи не получаются, и они превращаются в людей, которых можно обыгрывать. Такие моменты помогают еще больше ценить те усилия, которые великие прикладывают, чтобы всегда быть на пике, всегда оказываться в нужной позиции на корте и выполнять нужный удар в нужную точку.

Именно это в США и не получалось у Новака.

***

Было очевидно, что Джокович приехал на «Мастерсы» не до конца подготовленным, и он сам говорил, что ему не хватило игровой практики.

Почему так вышло? На этот вопрос Новак тоже ответил. Во-первых, у него были дела за пределами корта (вероятно, речь идет о смене генерального директора ATP). Во-вторых, он играл после болезни.

Джокович в последнее время вообще довольно часто болеет – например, в октябре в Париже он тоже был простужен. Хрупкость иммунитета (если она на самом деле есть) может быть еще одним показателем того, как организм выматывается для достижения состояния божества, о котором Новак говорил в Австралии.

Что будет с Джоковичем дальше? Божественный теннис и 100-процентную выкладку серб сейчас выдает довольно избирательно: на «Больших шлемах», в Цинциннати (где нужно было собрать «Золотой Мастерс»), в матче с Федерером в Париже. На всех остальных турнирах у него есть проблемы, которыми и воспользовались Хачанов, Зверев, Кольшрайбер и дважды Баутиста-Агут.

Но к «Ролан Гаррос» Джокович точно снова подойдет на пике. Там у него будет шанс установить, наверное, самое мощное достижение в истории мужского тенниса: второй раз в карьере выиграть четыре «Шлема» подряд. Ради этого он сейчас и играет.

Джокович выиграл третий «Большой шлем» подряд. Он величайший теннисист в истории?

После этого сезона мужской теннис уже не будет прежним. Объясняем

Фото: globallookpress.com/Panoramic; Gettyimages.ru/Julian Finney (2,4); globallookpress.com/Storms Media Group