10 мин.

Никто не знал

После победы Джоковича на US Open Питер Бодо порылся в архиве своего блога на Tennis.com и выудил оттуда свою первую большую статью о Джоковиче. Эта статья особенно интересна тем, что она написана в марте 2007 года. В начале этого года Новак Джокович и Энди Мюррей уже занимали 16-е и 17-е места в рейтинге (в мае каждому исполнялось 20 лет), но ничего экстраординарного к моменту написания статьи Новак еще не показал. У него не было в активе побед над Федерером и Надалем, его лучшим результатом на мэйджоре был четвертьфинал Ролан Гаросс 2006 года, на АО этого года в 1/8 финала его остановил Федерер. Никто не знал, что в 2007 году Джокович выиграет два хардовых мастерса, победив в четвертьфинале Майями Надаля, а в полуфинале и финале Монреаля – Надаля и Федерера. Что он дойдет до полуфиналов двух мэйджоров и до финала US Open. Что на всех турнирах Большого Шлема 2007 года он будет уступать только Надалю и Федереру. Наконец, что он по праву закончит год в ранге третьей ракетки мира. Никто не знал… или все-таки Бодо умеет заглядывать в будущее?

Итак, 2007 год, Индиан Уэллс, матчи 1/8 финала. Из статьи Питера Бодо «Совершенный Игрок».

(Начало статьи не переведено, там речь идет о Гаске)

 

…Сегодня я собираюсь поговорить о теоретическом Совершенном Игроке – я увидел его в физической оболочке Новака Джоковича.

Нет, нет, погодите, не шумите. Я не намереваюсь издеваться над этим еще сырым парнишкой, не достигавшим пока и полуфинала мэйджора. Есть все же  в Джоковиче, я думаю, что-то бесподобное  (например, его вращение корпуса – но я забегаю вперед), и еще: Совершенному Игроку совсем не обязательно предначертано стать величайшим игроком или наиболее успешным игроком.

Сегодня я пошел поближе познакомиться с Джокером на его матч против Жюльена Беннето – француза, который играет здесь очень хорошо, следуя простой и часто убийственной формуле: сделай несколько ошибок и заставь твоего соперника выигрывать матч активными ударами, которые, как тот уверен, необходимы для победы. И надейся, что он превратится в Гаске, а не продемонстрирует, что готов стать Виландером.

Я появился на корте номер 2 при счете 3-3 в первом гейме, в то время как большинство болельщиков следили за Энди Мюрреем, сражающимся с Николаем Давыденко на большой арене.  Я сел как раз за северной задней линией ровно на три ряда выше края ограждения, посреди группы пожилых пузатых горожан, подставляющих солнцу свои спины и руки, похожие на крылышки-гриль. Раскинувшись на зеленых скамейках, они походили на стайку игуан, греющихся на пальмовых листьях. Я выключил свой сотовый телефон и принялся смотреть.

Первое, что я набросал в своем блокноте, когда Джокович выполнил сильный удар с бекхенда, сделал брейк и повел в сете 5:3: «великолепное вращение корпуса, часто сопровождающееся горловым выдохом». Я придаю очень большое значение вращению корпуса, с тех самых пор, как я впервые благоговел перед лучшим профессионалом, Милославом Мечиром – Большим Котом. Было впечатление, что этот парень вообще не бегал (он просто всегда находился там, где надо, в ожидании мяча) и делал такой слабый взмах ракеткой, что она, казалось, не преодолела бы и лазерный луч.

Но от струн Мечира мяч отскакивал с хлопком пробки от шампанского и с неожиданной скоростью. Джокер играет так же чисто, он лишь больше подрезает мяч и меньше склонен к контрударам, чем Мечир. С помощью такой техники ему удается послать более сильный, опасный мяч. Но чтобы вращение корпуса максимально сработало, необходимо умение точно выбирать момент удара – и это еще один серьезный,  тонкий талант Джокера. Сочетание правильного выбора момента и вращения корпуса порождает максимальный о-омф без максимальной скорости ракетки. Вот довольно ясное определение эффективности удара.

Подавая на сет, Джокер довел дело до счета 0:40. В этот момент он издал нутряной рык и в бешенстве бросил свою бейсболку на корт. Этот жест, как оказалось, был окончанием бедствия, ибо он выиграл следующие два очка агрессивными форхендами с задней линии, каждый из этих ударов был в стиле «пан или пропал», но этот риск вовсе не был безрассудным. Этот паренек определенно крут. Он добился счета «ровно» еще одним длинным  форхендом, но и в этот раз мяч скользнул по линии.

«Д****о!» - вскричал Беннето. Потом, вероятно вспомнив, что он француз, исправился: «Merde!» [то же самое по-французски]

Появилась группа студентов и расположилась на трибунах. Голые торсы, бейсболки задом наперед – только что из кампуса с клятвы верности? Беннето играл достаточно хорошо, чтобы заставлять Джоковича делать активные удары, и каждый раз последний делал ошибку – или победно заканчивал розыгрыш; он отмечал успех воинственным кличем или сжатым кулаком. Он эмоциональный парень, но каким-то образом его эмоциональность никогда не вредит его ударам, а также не провоцирует его на принятие плохих решений, скоропалительных решений, сомнительных решений – такая проблема стоит перед парнями типа Гаске. [Бедный Гаске! Во вступительной части статьи Пит ругал его на все корки и теперь лепит из него антипода Джоковича.]

Парни с эмоциональной игрой очень часто хотят добиться совершенства: эта черта была мантрой Джона Макинроя на протяжении всей карьеры, она же является и все объясняющим извинением вспышкам  его гнева. Энди Мюррей и Джокович  тоже из числа таких игроков, и их главный враг – желание совершенства, которое, собственно, и подняло их на сегодняшние позиции. Только от них зависит, смогут ли они помешать этому своему желанию превратиться в разрушительную силу. Джокович, похоже, держит эту силу под контролем, потому что его игра не испытывает больших колебаний во время матча. Те взрывы – это просто… просто маленькая уступка желанию быть совершенным, которое он держит в узде.

И вот еще что. Наблюдая за Гаске, я заметил, что его ноги постоянно в движении, иногда во время удара его ступни уже трепещут, как плавники. Ноги Джоковича также активны, но они начинают свое движение на долю секунды позже. Так Джокер получает дополнительное, очень важное мгновение покоя, когда его удар еще не закончен, и  заставляет мяч, все время норовящий ускользнуть за пределы корта, лететь быстрее и точнее.

Джокер легко сделал брейк в первом гейме второго сета, а затем выиграл следующий несколькими мощными подачами. Подача Джоковича поистине красива: плавная, как скульптуры Бранкузи, смертельная, как выпад кобры. Она очень похожа на подачу Пита Сампраса, хотя, пожалуй, чуть помедленнее. Джокер ставит ноги практически параллельно задней линии, передняя, левая, нога располагается так далеко от правой, что кажется, будто левая голень наклонена к земле. Когда он начинает спокойный, без выкрутасов, подброс мяча, он чуть-чуть переносит вес тела на правую ногу – ровно настолько, чтобы в нужный момент обе ноги сработали как единая пружина, выбрасывающая его тело вверх и вперед. Это непрерывное, цельное движение, выводящее на максимум силу и скорость к моменту контакта ракетки и мяча.

Кажется, ракетка заглатывает мяч перед тем, как ткнуть его в спину со взрывной силой, отправляя по дуге, если Джокович решил сделать крученую подачу, или заставляя лететь, как желтая мультяшная пуля, в случае силовой плоской подачи. Ка-бум! Когда Джокер выстрелил еще одну подачу, которая помогла ему сделать счет 2-0, Беннето осталось только покачать головой, печально упрекая отвернувшуюся от него фортуну.

Как раз в этот момент я записал известнейшую строчку критика рок-музыки Джона Ландау: «Я видел будущее рок-н-ролла (тенниса) и это Брюс Спингстин (Новак Джокович)».

Геймы стали протекать быстро; Беннето скоро был обескровлен и просто-напросто плыл по течению. Во многом это была заслуга Джоковича: он продолжал давить своими атаками, не ослабляя их, и не терял концентрацию. Безупречное исполнение – это как балансирование на натянутой проволоке; стоит крупице сомнения или рассеянности проникнуть в ваше сознание, как вы уже падаете, хотя в теннисном матче может пройти немало времени перед тем, как вы ударитесь о землю. В этом смысле теннис особенно жесток.

Но сегодня Джокер не собирался падать. Как раз тогда, когда Джокер начал подавать в четвертом гейме, я открыл блокнот и стал записывать: «послышался голос диктора: ‘Чешка Николь Вайдишова, самая юная сенсация турнира, раздает автографы в павильоне Теннис Вархауз!’»

Клянусь, когда я закрыл блокнот, Джокер был впереди со счетом 4-0. Когда Беннето удержал свою подачу в следующем гейме, сделав счет 1-4, у меня было ощущение, что Джокович просто решил передохнуть. Затем он завершил следующие два гейма и матч со счетом 6-3, 6-1.

Отдал ли Беннето матч Джоковичу сам? Зависит от того, как на это посмотреть. Как мне представляется, Беннето поднял матч вверх, показал его Джокеру и сказал: «А ну-ка, отними!». Тот и отнял.

Я двинулся прочь, размышляя о том, что видел сейчас Совершенного Игрока. Так в чем же дело, пришло мне в голову, я ведь могу тут же расспросить парня. Итак, ATP тур подкинул мне наживку в виде Джоковича. Особенно меня интересовало, как парень, практически не соприкасавшийся с лучшими теннисными школами, добился того, что его игра такая же чистая, какой бывает вазочка с мороженым после детского праздника.

Мы с Джокером разместились в пустом офисе рядом с комнатой отдыха. Если вам интересно, у него выразительная, почти старомодная (напоминающая 50-е годы) внешность, подчеркнутая прямой осанкой солдата. Никакой прически – просто короткие темные волосы, везде одинаковой длины. [О, как долго американцы объясняют слово «ежик»]. Спартанский стиль. Возможно, вы не разглядели по телевизору, что у него приятные черты лица, гармоничные, как и его игра, только глаза посажены чуть ближе, чем нужно. Он дружелюбен и откровенен. Я сказал, что я здесь не для того, чтобы лизать ему ботинки, но считаю, что из тех, кого я видел, он ближе всех к Совершенному Игроку, и спросил его, в чем причина этого – в натуре или в культуре? В таланте или в обучении?

Сначала он рассмеялся моему заявлению. Потом сказал: «Я могу сказать, что в каком-то смысле это судьба. У нас в Сербии никогда не было игроков в топ-15 после Бобо (Слободан Живойнович достиг 19-го номера рейтинга), поэтому мне было трудно развиваться и добиваться успеха. Но успех зависел наполовину от моего таланта и наполовину от работы моего тренера, и мне очень повезло, что у меня был этот тренер» [С начала года Новак уже поднялся на три позиции в рейтинге и на тот момент был номером 13]

Его тренером была женщина, Елена Генчич, которая раньше работала с Моникой Селеш и как-то ездила вместе с Гораном Иванишевичем (я встречался с ней мельком). Джокович сказал, что Генчич заложила в нем «базовые навыки» и следила за ним, как ястреб, с 6-ти до 11-ти лет, после чего на семейном совете было решено позволить ему уехать (по совету Генчич) в заграничную теннисную академию Никки Пилича - бывшей югославской звезды. Там он учился бок о бок с будушими Беккерами и Иванишевичами. «Моей семье было трудно отпустить двенадцатилетнего ребенка в другую страну, но тем не менее мой дядя, который привез меня в Мюнхен, уехал через несколько дней, и я остался один. Но у меня было дело, и я должен был им заниматься»

Изначально у Джоковича был одноручный бекхенд, но он описывает себя как «худосочного» ребенка, который не мог делать достаточно сильные удары, и из-за этого ему приходилось все время защищаться. Поэтому он усвоил двуручный бекхенд. Все остальное развивалось более или менее естественным путем. Пилич, который помог с подачей Иванишевичу («Вы знаете, как он подает» - сказал Джокович со смехом), также отшлифовал и подачу Джоковича.

Единственное, что изменил Джокович с тех пор, как стал профессионалом – это форхенд. В 2005 году он хорошо выступил в Париже, но после того, как он снялся с матча против Гильермо Кориа (выиграв первый сет), Генчич отвела его в сторонку. «Она сказала: ‘Ты великолепно играешь, но когда у тебя появляется шанс завершить розыгрыш одним ударом с помощью моего форхенда, ты придаешь мячу слишком большое вращение. Сделай этот удар более плоским’», – он помолчал – «Она замечательная, я же вам говорил».

О своей психологической устойчивости Джокович сказал следующее: «Я достаточно взрослый... Я стараюсь сдерживать свои эмоции, насколько могу, но я остаюсь собой. Я люблю кричать на корте. Я люблю сражаться. Я люблю соревноваться».

А что он думает о теории «Совершенного Игрока»?

Он опять рассмеялся. «Я не могу себя назвать совершенным теннисистом. Никто не может быть совершенным; я думаю, мне многое надо улучшать в своей игре (подача, лучшее использование своих преимуществ, игра у сетки – вот то, что он перечислил)» [Похоже, мы присутствует при последовательном выполнении этого наспех набросанного Питом плана. Кардинальное улучшение подачи потерпело фиаско, сейчас этап максимального использования преимуществ. Ждем игру у сетки?]

Итак, возможно, он несовершенен, но он поразительно одаренный игрок, который, к тому же, не собирается быть погребен под неконтролируемым желанием совершенства. И это настолько совершенно, насколько мы вправе требовать.