Герои vs Трансформеры
Мне очень приятно оказаться в роли локальной музы матушки Ксении по этому поводу, но для меня этот финал был немного про другое.
Больше всего - про Серену-которая-не-извинилась. Интересно, о чем думали организаторы, когда поставили на финал ЮСО с Сереной не здоровенного мужичину со спокойным голосом типа Мохаммеда Лайани или Кадара Нуни, а миниатюрную и прямо-таки хрупкую Еву Аздараки. Это мы не узнаем, зато мы точно знаем, что подумала Серена, когда Аздараки отдала очко Сэм за преждевременный вопль Серены в розыгрыше. Она подумала про вселенский заговор, не иначе. Я вот прям знаю этот взгляд, который бывает у человека, который подумал про вселенский заговор. Если такой человек русский, он идет и фигачит первого, кто под руку попадется. Если человек американец, он принимает это как вызов и начинает бороться за свои права против неправильной системы. Собственно три следующих гейма прошли практически под песни отцов-основателей США, что-то вроде, весь стадион подпевал - страшное зрелище, как будто приоткрыли Колизей. И в этом была такая чудовищная фальшь, что с этого момента я стала болеть за Сэм не только из удивления ее игрой, но и против Серены. Я надеюсь, что в данной ситуации за этот конкретный матч грех хейтерства будет мне отпущен..
Собственно неадекватность реакций и декларируемых мотиваций Серены меня удивляли весь турнир. Все эти гиперэмоции после вчистую выигранных матчей, эти вопли и гиперотчаянные комоны и кулаки после не самых сложных или важных розыгрышей, эти постоянные разговоры про ее недавнюю беду, как будто за одно это ей надо отдать кубок прямо сейчас. Это было все такое преувеличенное, что сегодня ночью до меня наконец дошло, кого именно напоминает мне Серена с ее гипердраматическими жестами и мимикой - профессионального рестлера. Именно в рестлинге главный кайф зрителя состоит именно в получении простого и сильного удовольствия от созерцания простых и сильных страстей, там каждый жест имеет свое ритаулизованное значение (см. подробно у Ролана Барта в "Мифологиях"). И вот весь турнир я смотрела на то, как Королева, Легенда, Богиня и Героиня превращается в простого размалеванного рестлера, которому кричит толпа - "Мочи!". Весь турнир я наблюдала за тем, как Серена подменяет понятия, делая все и всех залогом и свидетелями своей обязательной победы. Пиком этой игры стало послематчевое интервью на корте, когда ведущая впрямую спросила Серену, что случилось в начале 2-го сета, а Серена быстро переключила беседу в режим - "Недавно я была в больнице и не думала о теннисе..." и т.д. А вот это - подмена понятий.
Разве мы не уважаем то, что она проделала после больницы? Уважаем, несомненно. Разве мы не считаем ее лучшей в Туре? Считаем, все считаем. Но разве именно поэтому она должна выиграть титул? Разве преодоление проблем и выигрыш титула - это синонимы? Разве за это можно простить все? Вот Серена считает, что ей можно простить все - за сильные эмоции и правильные декларируемые мотивации. И она подбирает такую систему мотиваций, что невозможно не восхищаться ею - 1. Я была в больнице, а теперь я в игре (значение "Герой преодоления"). 2. Я думаю только о победе, я не умею проигрывать (значение "Великий чемпион"). 3. Она первая ракетка, играет стабильно, это сейчас и нужно для успеха (значение "Я лучше всех"), но самое гениальное наступило перед финалом - 4. Финал 11 сентября, это так много значит для Америки (значение "Я американка, значит, я точно выиграю" и "У нас тут горе, а я американка, значит, я совсем точно выиграю"). Серена - гениальный самомотиватор, как и вся Америка, она все вокруг себя перерабатывает в чистейшую мотивацию, абсолютно все, хорошее и плохое. Самое сильное свойство американской культуры - это культивация способности любое событие воспринимать как схватку с судьбой, это мессианство, преувеличенное осознание своего значения в мире и сделало Америку Америкой. Но одно из последствий этого - схваткой с судьбой становится и случайное наступание на ногу, и собака соседа, нарушившая чистоту твоего сада. И хрупкая Ева Аздараки, которая была совершенно права.
Не говоря уже про Сэм. То, как она продержалась несколько геймов после этого под улюлюканье толпы и посреди кинжальных взглядов Серены на судью, - это Подвиг. Человек делал свое дело. Потому что, решив сыграть матч жизни, Сэм смогла играть его даже при таких неожиданных условиях. Тут меня настигло ощущение, что каждый из финалистов поднабрался в предыдущем матче у тех, с кем играл. Серена просто почти копировала капризы и претензии Каро, вплоть до вялого швыряния ракеткой, а Сэм поднабралась от Ангелик дерзости и решимости дать бой любому, невзирая на имя и свою личную удаленность от самых вершин.
Я не личный фанат Сэм, и я не стану им после этой ее победы. Она закрытый, если не зажатый, слишком тихий и скромный человек, такие не умеют разделять свои радости со всеми, как и не претендуют на то, чтобы их бедам все сопереживали. В ее жизни были проблемы со здоровьем, практически сопоставимые с тем, о чем на каждом углу кричит Серена, но это даже и не вспомнить, так редко это звучит. На самом деле, и в этом главная прелесть нынешнего Тура, Сэм - несомненно Герой. Как и Франчи, как и Ли На. Потому что не эпоха сменилась (хотя и она сменилась тоже), а наши представления о настоящем величии. Помните, как в "Двенадцатой ночи" у Шекспира, монолог Мальволио: "Иные рождаются великими, другие достигают величия, к третьим оно нисходит". Прошлые эпохи показывали примеры величия "рожденного", вернее, нам так кажется и казалось, потому что у нас было слишком мало информации о том, как оно на самом деле ковалось. Мы получали сразу факт - готового Героя, многолетнего доминатора а ля Граф (это сейчас мы читаем, как именно "ковался" Бог Роджер, а про Граф мы этого не знали и знать не могли), победителя многих Шлемов, природное талантище а ля Хингис и т.д. И мы любили тех, к кому оно нисходило - почему-то тут мне вспоминаются в основном мужички, перехватывавшие Роллан Гаррос в эпохи другого доминирования - Майкл Чанг, Серхи Бругейра, Куэртен. И еще изредка у нас были Герои а ля Мустер и Навратилова- преодолевшие жесткие обстоятельства, вставшие на их пути, . Еще у нас были борцы за идею, менявшие облик Тура вроде Билли Джин Кинг.
Нынешняя же эпоха - другая, но не потому что людишки пошли помельче, а потому что у нас есть возможность рассматривать их через микроскоп. Быть носителем какой-то идеи или Судьбы в 2000-е стало сложнее, да и не для всех это путь. Как это ни странно, последними носителями или хотя бы символами идеи стали сербки и сербы, доказывавшие, что военное детство не может зачеркнуть мирные таланты. Могла бы стать Саня Мирза, за всех девушек из строгих в отношении женского спорта стран, но, видимо, время для таких идееносителей еще не пришло. Сейчас, возможно, всякие славянские девушки под европейскими флагами носят идею глобализма, но это такая более смутная идея, ее трудно прямо-таки нести в мир и осознавать внутри как идею. Трудная судьба личная тоже отходит на второй план - если у Жюстин это еще было мотивационным топливом, толкнувшим к величию, то, например, у Викмайер это уже не получилось. Кризис понятия "величие" в современном теннисе прямо-таки воплощает, конечно, Каро - не потому что она какая-то там мелкая по масштабу и пр., нет, просто потому что она живет уже в другом мире, нормальном, а "величие" и "героизм" - это обычно аномалии, исключения, часто трагичные. Как стать великим, если ты нормальный? - вот главная проблема Каро и ее поколения. И Каро не может найти ответа, потому что смотрит не туда - потому что Серена и Джок, на которых она равняется, - ненормальные. Они великие в старом понимании - как носители и символы расы и нации, трудной национальной истории. А еще они ненормальные, потому что с рождения яркие. У Джока ненормальное чувство юмора, его нельзя развить из нормального в такое путем тренировок, у Серены ненормальное чувство стиля (оно-таки у нее есть, просто он другой, чем нам привычно))). Каро надо поучиться не этому, этому учиться бесполезно, как нельзя научиться быть вундеркиндом или обладателем абсолютного слуха.
А вот Франчи, Ли На и Сэм предлагают новую концепцию величия, которой поучиться можно. Этой концепции раньше в теннисе почти не было, потому что Боги и Королевы убивали ее на корню, не давая прорасти. Первой ласточкой этой концепции была Яна Новотна - помните, как она трижды мыкалась в финалах ТБШ и победила только на третий раз, да так, что практически герцогиня Кентская чуть не расплакалась, вручая ей салатницу Уимба. В эпоху Граф, Селеш и Аранты-Санчес Новотна всегда была за пределами претендентов на титулы, вечно в десятке, вечно 4-я примерно, такой я ее помню. Но однажды она выстрадала свой Шлем. Недаром Петра Квитова берет пример не с нее, она хочет быть, как Навратилова. Да, Петра - не из тех, кто мытьем да катаньем, она из тех, кто явился и взял, это мы уже видели. В этом плане она Герой еще старой формации, посмотрим, что с ней станет в этом Туре, в котором все уже по-другому.
Так вот Франчи, Ли На и Сэм - наследники Новотны, принесшие весть о возможности другого величия. Если Новотны показала, что раз в жизни все-таки можно дотянуться до звезд даже при великих рядом, то вторым человеком, произведшим революцию в мозгах "второго эшелона" стала Кимико Дате-Крумм. Как "декабристы разбудили Герцена", так феномен Кимико доказал, что на то, чтобы дотянуться до звезд, - есть все время жизни, и его может быть столько, сколько ты сам захочешь. Если в 40 можно обыгрывать топ-5, то уж выиграть шлемак в 30 - тем более реально. Тут же главное - прецедент, человек на Луне, преодолеть земное притяжение комплексов и цепей в своей голове. Для порядка можно назвать еще двух барышень помоложе, которые изменили представления "второго эшелона" о себе. Это Марион Бартоли, доказавшая, что шмель тоже умеет летать, даже если по нему незаметно, и жалить Богов. И Елена Янкович, доказавшая, что можно выйти из сумрака, ибо у каждой Золушки может быть свой бал.
Франчи, Ли На, Сэм - великие в новом значении. Сюда входит осознание себя национальными первопроходицами (Сэм тоже, недаром ее к победе привел такой список национальных рекордов с доисторических практически времен), но настоящее величие не в этом, а в том, что эти люди смогли изменить себя. Причем изменить себя так, чтобы из маленьких стать Большими. Это фокуса посложнее, чем из пантеры сделать себя Пантерой. В некотором смысле это сложнее, чем Нести Идею. Потому что это - касается только тебя самого, это твое маленькое частное дело, твой маленький частный подвиг в твоей маленькой частной жизни. Но новая эпоха Тура позволила выставить этот маленький подвиг Трансформации на всеобщее обозрение. И Трансформеры стали отбирать по кусочку Тур у Героев. Счет в этом сезоне - 2:2.
Хотя если вдуматься, это соотношение будет иным, если мы поймем, что первым самым настоящим Трансформером стала Ким. Я считаю, что новая история Тура началась не сегодня, а тогда, 2 года назад, когда пришла Новая Ким. Нам показалось, что пришла именно Героиня, потому что мы знали ее по той эпохе Героев, раз оттуда, значит Героиня, логично. Но Ким пришла же другим путем. Она не просто вернулась, как возвращалась много раз Серена, как возвращалась Винус - первооткрыватели эпохи Отпусков. Она вернулась Другой. В той эпохе Героев Ким была своим маленьким человеком среди больших, у нее многое не получалось, у нее был свой личный кошмар в виде Жюстин, ее кинул жених, она проигрывала почти выигранные матчи. И та Ким, которая пришла в 2009-м, была Другой. Это был первый Трансформер.
Если вы поклонник фэнтэзи или хотя бы фильмов про восточные единоборства, то вы знаете, что испытания и подвиги для того, кто станет великим героем или магом выстраиваются по увеличению трудности. И помните ли вы, какой поединок всегда становится последним, самым важным перед обретением нового статуса или спасением мира? Вот-вот - поединок с самим собой. Франчи, Ли На и Сэм - великие, потому что в этом поединке, растянувшемся на много лет, они одержали победу. А Серена - нет. Она захотела выиграть, не изменившись ничуть с того самого 2009-го года. Буквально войти в одну и ту же реку. Она вошла. Но Тур уже другой, история вокруг уже другая. И маленький человек извлек уроки из своих ошибок, а Герой - нет.
Другие темы в блоге:
-----------------
это было самое неприятное в словах после матча, когда вместо ответа вопрос она сказала, что год назад не знала, будет ли вообще играть. она врядли знает, что Сэм 4 года назад была на грани жизни и смерти и осталась жива только благодаря своей партнерше по паре, силком отвезшей ее в госпиталь; Сэм двигаться не могла, прошла тяжелое лечение, но встала на ноги и начала работать с Тейлором, восстанавливая игру из небытия.
ну что это: все осудили законное решение судьи! у Дементьевой ВСЕГДА, когда она подавала, были зашаги! какая-то клиника.
Приятно читать, когда человек так прекрасно владеет русским языком. Спасибо
____________________________
Вообще-то уже в полуфинале было заметно как Серена начинает подсаживаться физически. А учитывая что процесс этот можно хоть немного приостановить отдыхом, которого у Серены не было т.к. спать легла после восстановительных процедур и ПК около 3 часов, - то в финале все было закономерно. Что касаетя американской серии то трудно сказать как надо было ее играть. У Серены впервые в жизни был такой большой перерыв и куча проблем со здоровьем. Возможно, в любом случае Серена физически была не готова к выигрышу БШ, наверное надо больше времени чтобы придти в прежние кондиции.