Хелен Каменное Лицо
Меня заинтересовало упоминание Хелен Уиллс в этой истории. Статья Робина Финна (New York Times) написана в 1998 году, сразу после ее смерти.
«Доминирование Хелен Уиллс-Муди было, наверное, самым тотальным в теннисном мире 20 века. Она была первой американской женщиной, добившейся мировой славы в качестве спортсменки.
Она умерла в 1998 году, в санатории, ей было 92 года, и до этого в течение нескольких лет состояние ее здоровья постоянно ухудшалось.
В теннисном мире ее с любовью, но очень точно прозвали «Маленькая мисс каменное лицо» за бесстрастное поведение на корте. За 15 лет соревнований Уиллс, никогда не появлявшаяся на корте без белой кепки-козырька, выиграла 31 турнир «Большого шлема». Она 8 лет была первой ракеткой мира, и по ходу 180-матчевой беспроигрышной серии, длившейся с 1927 по 1933 год, не проиграла ни сета.
Матч-пойнты – и свои, и соперниц – Уиллс не замечала. Это было результатом ее легендарной концентрации. По словам ее биографа Ларри Энгелмэна, во время матча она придерживалась простой мантры: «Каждый удар, каждый удар, каждый удар».
17-летней девочкой с косичками она в 1923 году на чемпионате в Форест-Хиллс выиграла первый из 19 турниров «Большого шлема» в одиночном разряде. Из-за проблем со спиной и нежелания становиться профессионалом она в 1938 после рекордной восьмой победы на «Уимблдоне» ушла из тенниса. Этот рекорд стоял до 1990 года, когда Мартина Навратилова завоевала одиночный трофей на «Уимблдоне» в девятый раз.
В последние годы Уиллс очень внимательно следила за теннисом, смотрела матчи по телевизору и, кажется, никогда не теряла бойцовского духа. «Она восхищалась Мартиной Навратиловой как игроком, побившим ее рекорд, – рассказала Джинн Черри, специалист по истории теннис из Лос-Анджелеса, – Я как-то спросила ее, что она чувствовала, когда Мартина побила ее рекорд, и она сказала: «Ну, она молодец, понимаете, она же «качается».
Даже такой чемпион, как Дон Бадж, который был на 11 лет младше Уиллс, называл ее одним из своих кумиров.
Как и Муди, Бадж родился в Калифорнии. «Я помню, как на велосипеде ездил в Беркели, чтобы посмотреть ее тренировки».
Вдобавок к восьми победам на «Уимблдоне» Уиллс семь раз выигрывала чемпионат США, четыре раза – чемпионат Франции, и взяла золото и в одиночке, и в паре на Олимпиаде-1924. Еще она выиграла 12 титулов на турнирах «Большого шлема» в паре и миксте с восьмью разными партнерами.
Бадж был одним из тех, кто объединялся с Уиллс в микст. «Ее удары были сильнее, чем удары большинства теннисисток – может быть, за исключением Штеффи Граф. Ей не надо было прекрасно работать ногами. Она контролировала игру, потому что била очень сильно».
Уиллс была непоколебима на задней линии, но и не боялась атаковать у сетки. Она брала не столько спортивной злостью, сколько неутомимостью. Как и ее яркий европейский пример для подражания Сюзанн Ленглен, Уиллс тренировалась с мужчинами, чтобы превосходить соперниц в мощи.
Уиллс от природы была затворницей – одна из множества соперниц, которым казалось, что Хелен их игнорирует, Эллис Марбл, даже прозвала ее Гретой Гарбо теннисного тура – но при этом вела очень яркую публичную жизнь. Она славилась не только устрашающей спортивной удалью, но и греческим профилем. Уиллс пила чай с премьер-министром Британии, ей посвящал стихи Луис Унтермейер, а в числе ее поклонников были король Швеции Густаф V и Чарли Чаплин. В 1930 Чаплин назвал «движения Хелен Уиллс, играющей в теннис» самым прекрасным зрелищем на его памяти.
Уиллс была талантливой художницей. Она окончила калифорнийский университет по направлению «изобразительное искусство» и всю жизнь рисовала. Она была в восторге, когда Диего Ривера выбрал ее в качестве модели для своей работы «Аллегория Калифорнии», в 1930 оцененной в 2 500 долларов. Уиллс и ее первый муж финансист Фредерик Муди пригласили Риверу и его жену художницу Фриду Кало на праздничное чаепитие после открытия фрески в здании бывшей биржи Сан-Франциско.
Для Уиллс, которая призналась, что подвержена приступам «сердечного беспокойства», теннис и живопись были лучшими лекарствами против меланхолии. В своем доме в Сан-Франциско, а позже и в Кармеле, она обустроила студию, один раз продала 40 картин по 100 долларов за штуку и иллюстрировала свои собственные статьи в The Saturday Evening Post.
Еще Уиллс была чемпионкой моды – особенно на корте. Как и экзотичная Ленглен, первая из нового поколения теннисисток, отбросивших длинные юбки, Уиллс выступала в защиту практичных нарядов и винила длинные подолы в неспособности женщин играть у сетки. Она называла их «психологической и физической обузой» и на корт всегда выходила в плиссированной юбке по колено.
Уиллс родилась 6 октября 1905 года в Центревилле, Калифорния, детство провела в Беркели, а первые уроки тенниса ей дал отец доктор Кларенц Уиллс. На 14 день рождения родители подарили ей членство в Berkeley Tennis Club, где тренер Уильям Фаллер каждый день организовывал ей матчи. Уиллс была немного фанатичной – она играла каждый день и стремилась к победе над каждым соперником. В 15 лет она с первой попытки выиграла национальный юниорский чемпионат.
Всего через два года в 17 лет она стала чемпионкой США, сместив с трона действующую чемпионку Молу Мэллори. Уиллс надолго захватила вершину рейтинга – сразу после этого матча она стала первой ракеткой страны.
В 1924 она впервые поехала в Европу и в финале «Уимблдона» проиграла первой ракетке Британии Кити Маккейн. После этого весьма успешного дебюта она выиграла во всех восьми финалах «Уимблдона», в которых играла.
Наверное, самым печально известным матчем Уиллс стала встреча, которую она назвала переломным моментом в своей карьере – единственная игра с королевой континента Ленглен. Это событие состоялось в 1926 в Каннах, и вокруг него поднялась невообразимая шумиха. Ленглен было 26, и у нее было тактическое превосходство. Уиллс было 20, и она была физически сильнее. Ленглен выиграла 6:3, 8:6.
Вокруг матча царила атмосфера официальной битвы. Цены на билеты доходили до сумасшедшей тогда цифры в 50 долларов. Посмотреть на игру собралась публика со всего мира, включая короля Густафа, группу безбилетных французских школьников на эвкалипте и будущего мужа Уиллс Фредерика Муди, который после матча и представился ей. Уиллс любила отмечать, что несмотря на поражение, она тогда не только увидела в своей игре области, где необходимы изменения – прежде она играла без тонкостей, просто обрушивая на соперницу серию мощных форхендов – но еще и нашла мужа. Они с Муди развелись в 1937, и через два года она вышла за Айдана Роурка – киносценариста и известного игрока в поло. С ним она разошлась в 70-х, и после ее смерти никого из близких не осталось.
«Что бы Хелен ни делала, она должна была быть в этом лучшей, – вспоминает Эдвард Чандлер, юрист из Сан-Франциско, всю жизнь друживший с Уиллс, – Она никогда не бросала теннис. В 82 года она перестала играть, но искренне восхищалась Крис Эверт, не переносила Джимми Коннорса за его поведение и с радостью встретила появление Пита Сампраса, который напоминал ей игроков старой школы».